Жанетта (Иоанна) Грудзинская – эта юная полячка своей необычной внешностью, грациозностью и кротким нравом смогла не только покорить необузданное сердце наследника русского престола, который прославился своим необузданным характером, дикими выходками и вспышками гнева. Она смогла даже усмирить его, и с ней он узнал, что брак может быть счастливым, а семейная жизнь несет в себе много привлекательного. Хоть она и не всегда проста.
Польская графинечка
Жанетта родилась в 1795 году и была старшей из трех дочерей польского графа Антона Грудна-Грудзинского. Семейная жизнь родителей не задалась, и мать с дочерями переехала жить в Варшаву. Девочки воспитывались во французском пансионе и получили достойное их положению образование. После пансиона юная Жанетта несколько лет проживала в Париже вместе с матерью и сестрами. В 1815 году семейство вернулось в Варшаву – и здесь она произвела настоящий фурор среди местного общества.
Жанетта была не только воспитанная девушка с Парижским лоском. Она была тонка, необычайно грациозна, с обворожительной улыбкой. Но особенно всех поражали ее глаза – в них было что-то русалочье, затягивающее в омут. Не зря девушку прозвали Ундиной.
Находившийся в Польше князь Петр Андреевич Вяземский отмечал ее невыразимое очарование:
«Жанетта Антоновна не была красавица, но была красивее всякой красавицы. Белокурые, струистые и густые кудри её, голубые выразительные глаза, улыбка умная и приветливая, голос мягкий и звучный, стан гибкий и какая-то облегающая её нравственная свежесть и чистота. Она была Ундиной. Всё соединялось в ней и придавало ей совершенно особенную и привлекающую внимание физиономию в кругу подруг и сверстниц её».
Покорила польская Ундина не только Варшавскую публику. Покорила она сердце и одного из самых непредсказуемых людей – великого князя Константина Павловича Романова.
Бесперспективные отношения
На Венском конгрессе, решающим судьбы Европейских стран после победы над Наполеоном, основная часть Великого герцогства Варшавского была присоединена к Российской империи и стало называться Царство Польское. Великий князь Константин Павлович стал Главнокомандующим польской армии и прибыл в Варшаву. Позже он стал и польским наместником.
И здесь на балу он увидел прекрасную Ундину – Жанетту Грудзинскую, изящную блондинку небольшого роста, но танцующую с необычайной грациозностью. И стал великий князь частым гостем в доме матери Жанетты - госпожи Брониц (фамилия по второму мужу). Все прекрасно понимали, ради кого ездит в гости великий князь и понимали всю бесперспективность возможных отношений. Он – цесаревич, наследник престола. Она – дочь небогатого и не очень знатного помещика Антония Грудзинского, который и графский титул то получил только за пять лет до рождения Жанетты. К тому же родовые поместья Грудзинских находились в Познанском воеводстве, которое после раздела Польши отошло к Пруссии.
Константин приезжал в дом матери Жанетты практически каждый день. Девушка вела себя скромно и сдержанно, не давая повода для сплетен. Прошло несколько лет – и ничего не менялось. И тогда Константин понял – чтобы завоевать девушку, на ней надо жениться. Но все было не так просто.
Отказ от престола ради любви
Чтобы жениться, Константину сначала надо было развестись с первой супругой, Анной Федоровной. Их непростая семейная жизнь завершилась еще в 1799 году, когда та, не выдержав издевательств великого князя, навсегда покинула Россию. Константин уже делал, и не один раз, попытки получить разрешение от императора Александра I и своей матери на развод, но получал отказ. И брат, и мать опасались, что, получив развод, Константин женится на какой-нибудь совершенно не подходящей для императорской фамилии особе. И основания для опасений у них были – Константин уже несколько лет жил практически семейной жизнью с француженкой Жозефиной Фридрихс. И продолжал с ней жить, не смотря на все свои ухаживания за Жанеттой.
Чтобы уговорить брата и мать разрешить ему оформить развод и дать согласие на новую женитьбу, Константин даже возил в Петербург портрет Жанетты. В марте 1820 года Синод, наконец, расторг брак Константина Павловича с Анной Федоровной и тот мог опять жениться. Правда, чтобы добиться от брата разрешения, ему пришлось подписать отказ от императорского престола.
Женитьба и проблемы с прежней любовницей
Константин Павлович, получив разрешение, не стал долго ждать, и уже в мае 1820 года обвенчался с Жанеттой Грудзинской. Брак, правда, был морганатическим, то есть, дети Константина от этого брака не имели прав на престол. В качестве подарка Александр I предоставил Жанетте во владение княжество Лович и наделил ее титулом княгини Лович.
Молодая жена переехала в королевский дворец Бельведер, откуда незадолго до того выехала любовница Константина – Жозефина Фридрихс. Но на этом их отношения не прекратились. Константин решил и молодой женой обзавестись, и старую, точнее, прежнюю любовницу сохранить.
Жозефина беззастенчиво появлялась в Бельведере, где столько лет чувствовала себя хозяйкой, вмешивалась в отношения между супругами, с чем Жанетт, прекрасно знавшая, кем была Жозефина для ее супруга, не собиралась мириться. Между супругами начались ссоры и уже казалось, что жертва Константина была напрасной. Ситуацию спас брат Александр Павлович. Узнав о семейных проблемах Константина, которые тот сам же и устроил, он велел выслать Жозефину из Варшавы.
После ее отъезда между супругами установились мир и согласие.
Семейная жизнь
У Жанетты хватило мужества пережить трудные для их семейной жизни времена. Последующие 10 лет их семейной жизни Жансю, как называл ее Константин, прочувствовала на себе любовь и преданность мужа. Несмотря на молодость, она смогла покорить человека, отличающегося буйным нравом и необузданными страстями. С ней Константин Павлович испытал и семейное счастье, и душевное спокойствие. Окружающие отмечали удивительную перемену, произошедшую с великим князем. И если, находясь в полку, он по-прежнему становился грубым и вспыльчивым солдафоном, то дома это был милый, приятный и любящий муж. Эту перемену в нем с удивлением отмечали окружающие. Отмечали даже то, что он практически перестал пить – только два фужера шампанского в день!
Он так писал о своей семейной жизни:
«…жене обязан счастьем и спокойствием»
«…я счастлив в своем семейном быту, наслаждаясь глубоким спокойствием благодаря жене».
Он, наконец, нашел настоящую любовь. И его дикие выходки, безумные вспышки гнева прекратились – рядом с супругой он становился мягким и нежным.
Константин старался всеми способами порадовать любимую супругу. Как-то во время очередной поездки в Петербург он пошел в театр и увидел на французской актрисе платье, которое, как он понял, очень подойдет его жене – и решил подарить ей такое же. По возвращении в Варшаву он смог тайком снять мерки с платьев супруги, отослал их с курьером в Петербург и там Жанетте пошили такое же платье.
Жанетта была хорошей супругой – устраивала приемы, принимала гостей, но никогда не вмешивалась в дела мужа и не пыталась составить протекцию для польских знакомых.
Болезнь
Но покой в их семье длился недолго – вмешалась болезнь. Как оказалось, Жанетта страдала наследственным душевным расстройством – еще до замужества она несколько раз лечилась от душевного недуга. Поэтому через некоторое время супруги стали жить очень замкнуто, практически не принимая гостей.
Жанетта, к тому же, ударилась в религиозность. Попав под влияние иезуитского проповедника, графа Иллинского, она часами молилась в сырой и холодной часовне, расположенной в подвале Бельведера. Жанетт была хрупкой, слабой от природы, и к душевному недугу присоединилась чахотка. Константин Павлович, обеспокоенный состоянием здоровья жены, возил ее по знаменитым европейским докторам, которые признали у княгини Лович нервное истощение.
Казалось, княгиня угасает. Но вскоре стал угасать и сам Константин Павлович. Наступил декабрь 1825 года. Невероятное напряжение, испытанное цесаревичем в период между смертью старшего брата - императора Александра, и восшествием на престол младшего – императора Николая, дали о себе знать. Он резко постарел, стал болеть, а ведь ему было всего 46 лет.
Польское восстание и отъезд
17 ноября 1830 года началось польское восстание. Заговорщики ворвались во дворец Бельведер – было убито несколько придворных, но Константин Павлович избежал смерти. Когда он прибежал в спальню к жене, она воскликнула:
«Ваше высочество, простите меня за то, что я полька! Слава Богу, вы не погибли от рук моих соотечественников!».
Они вместе покинули Польшу.
Последние годы
Во время военного похода по подавлению польского восстания Константин Павлович заразился холерой. Он умер 15 июня 1831 года в Витебске. Когда тело великого князя положили в гроб, его супруга, княгиня Лович, обрезала свои великолепные светло-русые волосы – без супруга ее красота ей была не нужна. Она положила их под голову мужу. Останки великого князя перевезли в Петербург и захоронили в Петропавловском соборе. Жанетта шла за погребальной колесницей через весь город.
Похоронив супруга, княгиня Лович поселилась в Царском Селе. Пережитые потрясения подорвали ее и без того слабое здоровье. Она скончалась спустя шесть месяцев после смерти мужа, 29 ноября 1831 года. Похоронили ее в католическом соборе Царского Села.
Следует сказать, что император Николай I и его супруга с большим уважением относились к жене Константина Павловича и старались высказать ей свое расположение. Еще в 1828 году был спущен на воду фрегат, которому дали имя «Княгиня Лович». А ведь такой чести удостаивался не каждый член царской семьи!
Детей у Константина Павловича и Жанетт не было, но она всегда хорошо относилась к его сыну Павлу, несмотря на то, что мать его, Жозефина Фридрихс, в свое время доставила ей столько неприятностей.
Другие статьи о Константине Павловиче и его женщинах: