Каменев Гавриил Петрович – основатель романтического направления в русской литературе; его стих легок, чист и изящен. ИЖЗ
«Этот человек достоин был уважения: он первый в России осмелился отступить от классицизма. Мы, русские романтики, должны принести должную дань его памяти: этот человек много бы сделал, ежели бы не умер так рано». (А.С.Пушкин).
Каменев Гавриил Петрович, основатель романтического направления в русской литературе, его стих легок, чист и изящен. Каменев был совершенно чужд и непричастен к псевдоклассицизму, господствующем в эти года в русской литературы. Он не подражал отечественным классикам, он вошел в русскую литературу как новатор. Карамзин принял Каменева не как своего ученика и поклонника, а как самобытного и самостоятельного литератора. И Н.М.Карамзин и И.И.Дмитриев общались с ним как с равным. Каменев не подражал Карамзину, он стал сентименталистом раньше, почерпнув это направление из немецкой литературы.
Если бы Каменев не умер так рано, он стал бы замечательным писателем, сыграл бы видную роль в реформе русского стиха и литературного языка. Он написал очень мало, его сочинения и переводы были разбросаны по разным журналам, его произведения не были напечатаны отдельным изданием.
По рождению Каменев принадлежал к купеческой среде, но по воспитанию и родственным связям своих сестер, относился к кругу богатых провинциальных дворян.
Восьмилетнее творчество Каменева началось с сентиментализма, а умер он романтиком.
Каменев Гавриил Петрович
1772-1803
Немного биографии:
Род Каменевых. Родители:
Род Каменевых ведет свое начало от татарина мурзы, которого, вскоре после взятия Казани, окрестил сам царь Иван Грозный. Со временем род обеднел. Ближайшие предки поэта жили в Свияжске. В середине 18 столетия, один из Каменевых – отец поэта, Петр Григорьевич, переехал в Казань, где сравнительно быстро стал одним из самых богатых купцов в городе и занял почетное положение. Каменевы вели торговлю шелковыми и суконными товарами, и занимались оптовой рыбной торговлей.
Петр Григорьевич Каменев, отец поэта, был городским головой, умер в звании президента губернского магистрата. Екатерина Вторая, проезжая через Казань в 1767 году, обратила внимание на Петра Григорьевича, в те года бургомистра, разрешила ему сопровождать ее до Симбирска, в знак благодарности Императрица подарила ему шпагу. Петр Григорьевич умер очень рано в 36 лет. А через три года умерла его жена, мать поэта. В браке у них родились трое детей: сын, будущий поэт Гавриил Петрович, и две старшие дочери.
Детство. Воспитание и образование:
Гавриил Петрович родился 3 февраля 1772 года, в семь лет остался сиротой. После смерти родителей ему и сестрам были назначены опекуны Чекмарев и Иноземцев, казанские зажиточные купцы, которые добросовестно исполнили свои обязанности. После замужества сестер, юный поэт стал собственником крупного состояния отца: кроме огромного капитала он унаследовал 19 лавок, четыре каменных амбара, несколько каменных домов с большими участками в различных частях города. Обе его сестры в замужестве вышли из купеческого сословия и стали дворянками: одна вышла замуж за советника гражданской палаты, другая за майора.
Гавриил Петрович получил дворянское воспитание. Учился вместе с дворянскими детьми в лучшем частном Казанским пансионе немца Вюльфинга. Особенности воспитания наложили свой отпечаток на судьбу поэта: с одной стороны, Гавриил Петрович, числился купцом и торговал, с другой стороны, он никогда не считал себя купцом. Обучение в немецком пансионе приобщило юного казанского купца к современной немецкой литературе. Каменев отлично выучил немецкий язык, читал в подлиннике модных германских писателей, и переводил их на русский в стихах и в прозе. Образование в частном пансионе было недостаточное: русскую орфографию он почти не знал, писал безграмотно, русскую историю также плохо знал. Но пансион привил ему интерес к литературе, с русской литературой он познакомился самостоятельно. В эти года Казань уже была культурным центром. Здесь в 1758 году была учреждена гимназия, третья в России; в 1776 году основана в Казани одна из первых в России провинциальных масонских ложь – ложа «Восходящего Солнца».
Жизнь. Женитьба:
Каменев не интересовался торговлей и службой, а почти все время и силы посвящал исключительно литературе.
Карьера Каменева продвигалась очень быстро. Богатство, природные дарования, происхождение давали ему возможность продвигаться по службе. Несмотря на молодость, Гавриила Петровича выбирают на почетные должности в городском самоуправлении, вначале ратманом, затем бургомистром в магистрате. Поэт, подобно своему отцу, умер очень рано, всего в 31 год, к этому времени он уже имел чин коммерции советника.
Несмотря на должности и богатство поэт считал себя несчастнейшим человеком.
Ранние годы молодости поэт провел весьма бурно в кругу разгульной молодежи и тем подорвал свое здоровье. Позднее он вспоминал как «с пламенными от вина щеками он присосеживался к публичным красавицами, сыпал полною горстью нажитое отцом, и большими глотками вливал в себе яд, его ныне разрушающий»… Физическое здоровье слабело и разрушалось, а меланхолия надвигалась на поэта все ближе и грознее. Под конец жизни он совсем бросил пить и кутить.
Любовь сыграла в жизни поэта огромную роль. Он был страстно влюблен в дочь врача немца, но в глазах его опекунов-купцов, эта любовь считалась, чуть ли не преступлением, они не могли допустить, чтобы он женился на «басурманке», и сами нашли ему невесту. Их выбор остановился на молодой дворянке Марии Александровне Подладчиковой, из пензенских помещиц. Брак был по расчету, состоялся по обоюдному согласию, но не принес семейного счастья поэту.
Каменев был богат, молод, хорош собой, образован, с мягким характером, но он любил другую. Брак Гавриила Петровича оказался в высшей степени несчастным, он стал одной из причин преждевременной кончины даровитого поэта, столь много обещавшего отечественной литературе. Предания гласят, что Мария Александровна не любила мужа, и сделала все, что могла, чтобы отравить последние годы жизни Гавриила Петровича «вольностью своего поведения». Страдания его усугублялись еще природной меланхолией и болезненной мнительностью.
Семья:
В браке у Каменева родились две дочери: Екатерина вышла замуж за капитана Рубанова, один из ее сыновей, Василий Иванович Рубанов, унаследовал от деда, любовь к литературе, писал стихи. Другая дочь Татьяна вышла замуж за купца Хворова, была несчастна в браке, дожила свой век в монахинях. Его жена,Мария Александровна, после смерти мужа, вступила во второй брак с пензенским купцом Лазаревым, проживающим в Казани.
Племянница Гавриила Петровича, - Александра Андреевна Апехина, дочь его сестры Анны Петровны, вышла замуж за знаменитого в Казани профессора-медика Карла Федоровича Фукса, любила поэзию, писала стихи, в 1834 году были изданы ее стихотворения отдельной книгой - «Стихи А.А.Фукс», получила известность и своими этнографическими трудами.
Дружба с Москотильниковым:
Значимую роль в жизни и творчестве Каменева сыграл Савва Андреевич Москотильников. В течение почти 60 лет Москотильников стоял в первых рядах казанской интеллигенции, пользуясь глубочайшим уважением всех, кому случалось с ним сталкиваться. Москотильникова знали, как губернского чиновника, который более полувека боролся со злодеяниями различных рангов, он раскрыл дело о полицейских истязаниях невинных в Казани; знали как практикующего юриста, который бесплатно предоставлял каждому нуждающемуся защиту; знали как литератора. Он был масоном, друг Новикова и Лопухина.
По происхождению Москотильников принадлежал к ярославским купцам. Спасаясь от попыток родных сделать из него виноторговца, он с юных лет поступил в канцелярию, и довольно быстро поднялся по службе.
Каменев познакомился с Москотильниковым на службе в 1793 году, в эти года Гавриил Петрович был бургомистром в магистрате, а Савва Андреевич секретарем. Официальные служебные отношения переросли в тесную дружбу, которая продолжалась до смерти Каменева.
В эти года Каменеву 21 год, но он уже занимал высокую должность, был богат. Москотильников был старше на 4 года, не богат, не занимал высокой должности, но обладал громадным преимуществом перед своим другом – он имел твердые жизненные принципы и свое независимое мировоззрение. Москотильников легко подчинил своему влиянию мягкого, юного Каменева, который относился к нему как брату. Их объединила любовь к литературе.
В эти года Савва Андреевич уже печатал свои переводы в журналах Новикова. Каменев занимался литературой до Москотильникова, но после знакомства Каменев начал печататься.
Савва Андреевич организовал в Казани вокруг себя кружок любителей литературы, сюда кроме Каменева вошли И.И.Чернявский, учитель главного народного Казанского училища, позднее профессор Виленского университета, помещик Н.С.Арцыбашев. К кружку Москотильникова примкнули и другие преподаватели народного училища В.Р.Бобровский, Степан Вас.Смирнов и префект казанской духовной семинарии Кондратий Сергеевич Орлов. Кружок отвлекал Каменева от меланхолии, от семейной драмы, от службы и т.д.
В эти года Каменев пишет стихотворения и рассказы, переводит немецких писателей в стихах и в прозе; знакомится с петербургскими и московскими журналистами; издает свои труды, вначале без подписи, затем под псевдонимом и наконец с полным именем. Через 3-4 года имя Каменева становится украшением любого журнала. В Петербурге его произведения печатаются у И.И.Мартынова в журнале «Муза», 1796 год, в Москве - в изданиях «Приятное и полезное препровождение времени»(1794-1799), «Иппокрена или утехи любословия»(1799-1801), в «Новостях русской литературы»(1802).
Творчество:
К 1792 году, Каменев уже перевел с немецкого более 1000 стихов из поэмы Гесснера.
В своих стихотворениях и рассказах Каменев описывал родные места - окрестности Казани, берега Казанки, Кизический монастырь, Козью слободку и т.д.
«Громваль» - первая русская оригинальная баллада. Каменев первый попытался создать русскую национальную балладу. В ней русский богатырь ищет свою невесту, похищенную волшебником Зломаром. Ему помогает волшебница Добрада, которая находит красавицу, околдованную чарами. Баллада изложена оригинальным стихом.
Начало баллады «Громваль:
«Мысленным взором я быстро лечу,
Быстро проникнув сквозь мрачность времен;
Поднимаю завесу седой старины –
И Громваля я вижу на добром коне.
Красное утро блестящим лучом
Сосен столетних верхи золотит.
Обращая на полдень коня своего,
Оставляет наш витязь и замок и лес»……
В последние годы его жизни, благодаря личному знакомству с известными литераторами, во время посещения Москвы (1799, 1800 гг) и Петербурга (1802 г.), его принимают в литературных
кружках различных партий. С одной стороны Каменев тесно познакомился со стариками-масонами И.В.Лопухиным и И.П.Тургеневым, с другой стороны был близко знаком с представителями новой школы с И.И.Дмитриевым и Н.М.Карамзиным.
В Петербурге он вступил в самый прогрессивный литературный кружок тех лет – «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», в которое входили даровитые и либерально настроенные представители интеллигентной молодежи: Радищев-сын, В.В. Попугаев, А.Х.Востоков и другие. В августе 1802 году Каменев был принят в число членов общества, а уже 3 сентября 1803 года он умер. В периодическом издании этого общества появилось, уже после смерти Каменева, его лучшее произведение - «Громваль».
В конце жизни:
«Я вздохом начинаю день,
Смущенные взоры вокруг вращаю:
Ищу отрад – тоску встречаю;
Печаль следит за мной, как тень.
Исчезла радость, наслажденье,
Прошли забавы – и мученье
Рукой железной сердце жмет.
Влачится в скуке жизнь моя.
Лишась подруги кроткой, милой,
В сей жизни горестной, унылой
Томятся сердце и душа…
Но скоро я глаза закрою
И смерти хладною косою
В могилу темную сойду!»
Так описал Каменев свое душевное состояние в последнем стихотворение.
Меланхолия Каменева в конце концов превратилась в душевную болезнь. Исхудалый, одичалый, он стал чуждаться не только семьи и домашних, но даже верных друзей, в поисках полного уединения, на целые сутки уходил из дома. Блуждал в окрестностях Казани, обычно в сосновой роще Кизического монастыря, по кладбищу на котором был похоронен его отец.
Кизическую рощу поэт неоднократно воспевал в своих поэтических прозаических сочинениях. «Вот место, - восклицал от, - которое питает мою меланхолию! Вот куда я часто прихожу грустить и проливать слезы. Иногда сижу под тенью башен, рассматриваю картину окрестности и погружаюсь в томную, унылую задумчивость…Часто вхожу я в обитель, читаю надписи на гробницах, останавливаюсь при могиле, вмещающей прах родителя моего. Бедное сердце мое тоскует, с тяжким вздохом упадает слеза на хладный камень!. Иногда прохаживаюсь под тенью рощи. Здесь глубокое безмолвие ничем не прерывается, и высокие сосны, ветром колеблемые, томным по временам шумом придают более уныния печальному месту сему… Читатель! – если ты будешь когда в сей роще, вспомни, что один несчастный молодой человек часто проливал в ней слезы! Вспомни: может быть, скоро пройдешь ты мимо его могилы». Так писал Каменев за два месяца до смерти. Блуждая постоянно по кладбищу и предаваясь своему отчаянию, у него начались галлюцинации. 26 июля 1803 года Гавриил Петрович Каменев умер на 32 году жизни. Был похоронен рядом с могилой отца на Кизическом кладбище. Позднее рядом с этими могилами были погребены и две его дочери – Рубанова и Хворова, а также и лучший его друг С.А.Москотильников.
Литературное наследие Каменева, его бумаги достались Москотильникову. Мужского поколение в семье Каменевых не осталось, и славное имя купцов Каменевых в Казани исчезло. В доме, где скончался поэт, был устроен трактир «Гамбург», который работал долгое время в Казани.
В русской литературе новые писатели вскоре затмили первого русского романтика. Пушкин, посетив Казань в 1833 году, встречался с А.А.Фукс, племянницей поэта, расспрашивал о Каменеве, и сам хотел написать его биографию.
Письма Каменева к Москотильникову были изданы в 1845 году в сборнике графа Сологуба «Вчера и сегодня».