Привокзальная площадь Самары начиналась, как легко догадаться, с вокзала.
Выстроенное в 1875-м году по проекту Н.И. де Рошефора великолепное здание железнодорожной станции первоначально смотрелось на огромном пространстве одиноко.
Спустя два года перед вокзалом был разбит сквер с часовней Иверской Богоматери, а в 1879-м рядом с вокзалом появилось здание железнодорожного училища. Условные границы площади определялись тогда вдоль Константиновской Богадельни (в границах современных улиц Красноармейской и Спортивной) до территории нынешнего Губернского рынка.
Самым значимым прошедшим на площади событием стал парад в честь визита императора Николая II, посетившего Самару с целью провести смотр уходивших на русско-японскую войну войск.
В 1925-м году половину огромной территории занял первый в городе «Красный стадион», позже названный «Локомотивом». Спустя год на оставшейся участке началось возведение монументального здания Управления железной дороги по проекту Петра Щербачева, которое стало витриной новой площади и окончательно отсекло ее от прежнего необъятного пространства.
Формирование привокзального ансамбля продолжилось в 1934-м году: 7 сентября президиум Самарского Горсовета выделил Самаро-Златоустовской железной дороге участок под постройку поликлиники по нынешнему адресу ул. Агибалова, 12. Надо сказать, строительство закрытого ведомственного медицинского учреждения «для своих» в те годы могло показаться неожиданным . В стране тогда внедрялась впервые в мире созданная система бюджетного здравоохранения для всех граждан. При этом из-за взятого курса на индустриализацию расходы на социальную сферу вообще и медицину в частности приходилось урезать, так что наблюдался дефицит как врачей, так и общедоступных лечебных учреждений.
Правда, автономная железнодорожная медицина в СССР «началась» сразу после революции – в ноябре 1917-го медицинский отдел Военно-революционного комитета учредил специальную врачебную коллегию Наркомата путей сообщения. «Обособление» объяснялось как разъездной спецификой труда железнодорожников, так и признанием отрасли особо значимой для страны. Коллегия НКПС, входящая в состав врачебных коллегий при Совнаркоме РСФСР, обеспечивала даже в самые трудные времена высокий уровень медико-санитарного обслуживания на железных дорогах.
Будущее лечебное учреждение задумывалось в формате поликлиники. Тогда считалось, что вместо лежания на казенных койках нужно обследоваться, получить рецепт – и лечиться, по возможности не покидая рабочее место.
В 1838-м году в Самаре, уже ставшей Куйбышевом, провели городской конкурс на лучшее архитектурное оформление фасада поликлиники. Количество участников и сумма премиального фонда неизвестны, первую премию же ожидаемо получил проект Петра Александровича Щербачева.
Объемно-пространственное решение трехэтажного здания основывалось, по принципам конструктивизма, на сочетании массивных перпендикулярных блоков – протяженного вдоль ул. Агибалова основного и двух «вставленных» в него меньшего размера. Левая сторона фланкировалась блоком лестничной клетки со сплошным остеклением, кубический корпус главного входа был смещен относительно центра вправо.
Стены прорезались рядами одинаковых во всех этажах оконных проемов. Помимо массивного куба входного объема, пластику фасада усиливали два трехгранных эркера. Часть стен оформлена расшивкой под крупный руст, часть – гладко оштукатурена.
Расчленяет фасад ритмичное чередование одинарных и спаренных плоских белых пилястр. Широкий фриз украшен поясом профилированных квадратных ниш, разделенных узкими лопатками.
Вместе с комплексом железнодорожного Управления и жилым домом Самаро-Златоустовской железной дороги на углу Агибалова и Красноармейской, здание поликлиники составило целостный ансамбль Комсомольской площади.
При этом вниманием его почему-то обделяют, а если и вспоминают – говорят, что это не самая яркая работа Петра Щербачева и рядом с дворцовым великолепием Управления вообще теряется.
По этому поводу хочется сказать, что никаких оплошностей, случайностей и недоработок в творчестве Петра Щербачева не было!
Корпус поликлиники поддерживает ансамбль по масштабу, а сдержанный облик вполне соответствует духу образцового медицинского учреждения. Соответствует и композиционной иерархии, не оттягивая на себя лишнего внимания от «главного» здания - что и требовалось по замыслу автора.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете