Найти тему

В Самару! Ведомственная медицина и архитектурная иерархия в ансамбле привокзальной площади Петра Щербачева

Привокзальная площадь Самары начиналась, как легко догадаться, с вокзала.

Выстроенное в 1875-м году по проекту Н.И. де Рошефора великолепное здание железнодорожной станции первоначально смотрелось на огромном пространстве одиноко.

Привокзальная площадь с часовней Иверской Богоматери
Привокзальная площадь с часовней Иверской Богоматери

Спустя два года перед вокзалом был разбит сквер с часовней Иверской Богоматери, а в 1879-м рядом с вокзалом появилось здание железнодорожного училища. Условные границы площади определялись тогда вдоль Константиновской Богадельни (в границах современных улиц Красноармейской и Спортивной) до территории нынешнего Губернского рынка.

Смотр на привокзальной площади, 1 июля 1904 год
Смотр на привокзальной площади, 1 июля 1904 год

Самым значимым прошедшим на площади событием стал парад в честь визита императора Николая II, посетившего Самару с целью провести смотр уходивших на русско-японскую войну войск.

Первый городской стадион с застывшей в приветственном жесте скульптурой вождя
Первый городской стадион с застывшей в приветственном жесте скульптурой вождя

В 1925-м году половину огромной территории занял первый в городе «Красный стадион», позже названный «Локомотивом». Спустя год на оставшейся участке началось возведение монументального здания Управления железной дороги по проекту Петра Щербачева, которое стало витриной новой площади и окончательно отсекло ее от прежнего необъятного пространства.

Фото 1927-го года. Здание Управления Самаро-Златоустовской железной дороги уже возведено
Фото 1927-го года. Здание Управления Самаро-Златоустовской железной дороги уже возведено

Формирование привокзального ансамбля продолжилось в 1934-м году: 7 сентября президиум Самарского Горсовета выделил Самаро-Златоустовской железной дороге участок под постройку поликлиники по нынешнему адресу ул. Агибалова, 12. Надо сказать, строительство закрытого ведомственного медицинского учреждения «для своих» в те годы могло показаться неожиданным . В стране тогда внедрялась впервые в мире созданная система бюджетного здравоохранения для всех граждан. При этом из-за взятого курса на индустриализацию расходы на социальную сферу вообще и медицину в частности приходилось урезать, так что наблюдался дефицит как врачей, так и общедоступных лечебных учреждений.

Улица Агибалова, 12
Улица Агибалова, 12

Правда, автономная железнодорожная медицина в СССР «началась» сразу после революции – в ноябре 1917-го медицинский отдел Военно-революционного комитета учредил специальную врачебную коллегию Наркомата путей сообщения. «Обособление» объяснялось как разъездной спецификой труда железнодорожников, так и признанием отрасли особо значимой для страны. Коллегия НКПС, входящая в состав врачебных коллегий при Совнаркоме РСФСР, обеспечивала даже в самые трудные времена высокий уровень медико-санитарного обслуживания на железных дорогах.

Изначально здание поликлиники выглядело иначе
Изначально здание поликлиники выглядело иначе

Будущее лечебное учреждение задумывалось в формате поликлиники. Тогда считалось, что вместо лежания на казенных койках нужно обследоваться, получить рецепт – и лечиться, по возможности не покидая рабочее место.

Ведомственные лечебные учреждения считались образцом качества оказания медицинской помощи
Ведомственные лечебные учреждения считались образцом качества оказания медицинской помощи

В 1838-м году в Самаре, уже ставшей Куйбышевом, провели городской конкурс на лучшее архитектурное оформление фасада поликлиники. Количество участников и сумма премиального фонда неизвестны, первую премию же ожидаемо получил проект Петра Александровича Щербачева.

-9

Объемно-пространственное решение трехэтажного здания основывалось, по принципам конструктивизма, на сочетании массивных перпендикулярных блоков – протяженного вдоль ул. Агибалова основного и двух «вставленных» в него меньшего размера. Левая сторона фланкировалась блоком лестничной клетки со сплошным остеклением, кубический корпус главного входа был смещен относительно центра вправо.

-10

Стены прорезались рядами одинаковых во всех этажах оконных проемов. Помимо массивного куба входного объема, пластику фасада усиливали два трехгранных эркера. Часть стен оформлена расшивкой под крупный руст, часть – гладко оштукатурена.

-11

Расчленяет фасад ритмичное чередование одинарных и спаренных плоских белых пилястр. Широкий фриз украшен поясом профилированных квадратных ниш, разделенных узкими лопатками.

-12

Вместе с комплексом железнодорожного Управления и жилым домом Самаро-Златоустовской железной дороги на углу Агибалова и Красноармейской, здание поликлиники составило целостный ансамбль Комсомольской площади.

-13

При этом вниманием его почему-то обделяют, а если и вспоминают – говорят, что это не самая яркая работа Петра Щербачева и рядом с дворцовым великолепием Управления вообще теряется.

-14

По этому поводу хочется сказать, что никаких оплошностей, случайностей и недоработок в творчестве Петра Щербачева не было!

. В отделке фасадов использованы всего два элемента декора -  квадратные ниши и простые пилястры.
. В отделке фасадов использованы всего два элемента декора - квадратные ниши и простые пилястры.

Корпус поликлиники поддерживает ансамбль по масштабу, а сдержанный облик вполне соответствует духу образцового медицинского учреждения. Соответствует и композиционной иерархии, не оттягивая на себя лишнего внимания от «главного» здания - что и требовалось по замыслу автора.

Здание Управление Куйбышевской железной дороги
Здание Управление Куйбышевской железной дороги

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете