Инженер-вредитель, который «прокинул» на большие деньги правительство Карелии. Причем умудрился сделать это, отбывая срок. Инженер, которому когда-то Ленин выписывал личный чрезвычайный мандат! Да ещё и ответственности за безобразие не понёс. Больше того, чуть позже честное Трудовое Красное Знамя заслужит.
Звали этого уникального деятеля Александр Будасси. Подробно о его подвигах написано в документальной книге о строительстве Беломоро-балтийского канала под редакцией Максима Горького.
В книге ему сразу же даётся крайне едкая характеристика:
«Инженер Будасси воплощает собой в наиболее выразительной, доступной и вульгарной форме одну из характернейших черт полуазиатского российского капитализма – плутоватость».
Тем не менее, гражданин Будасси из лучших людей раньшего времени. Родился в семье херсонского дворянина. Первая жена Зинаида Чаева тоже дворянка, сбежала от Революции в Париж.
Ещё при царе окончил крайне престижный столичный Институт инженеров путей сообщения имени Императора Александра Первого. С далёкой херсонщины перебрался жить в Петербург.
Карьера тоже у золотого мальчика сложилась сразу. Ещё будучи студентом, молодой Будасси уже заведует одиннадцатым участком строительства Московской окружной железной дороги.
Ничего удивительного нет, вплоть до Революции молодой инженер сидел на крупных казённых заказах. Деньги по военному времени там крутились страшные и растаскивались совершенно беспардонно.
Как вчерашнего студента пустили к крупным государственным деньгам? Очень просто, заведовал ими родной брат жены инженера – бизнесмен на госзаказе Сергей Чаев.
Тем не менее, опыта на больших стройках инженер Будасси понабрался немалого. Тут тебе и дороги в Карпатах, и доки в Севастополе и сеть каналов мелиорации в Голодной степи.
Работал на строительстве железных дорог рядом с будущей Алма-Атой. Дорогу так и не достроили.
В 1918 году строил железнодорожный мост через Оку. И тоже проект был брошен недостроем.
Потом был главным инженером на стройке железной дороги Овинище-Суда. И тоже дорога брошена недостроенной. Какая-то злая судьба преследовала проекты этого инженера. Сплошные недострои.
Тем не менее, Будасси блистательный и оборотистый деятель. В 1920 году ему удаётся втереться в доверие к самому Ленину! Инженер разворачивает перспективу масштабного проекта «Алгемба».
Тут тебе и строительство дороги от Александров Гай до Эмбы. И перекладка старой дороги на широкую колею на соседних участках. И большой нефтепровод до Саратова.
Проект настолько серьёзный, что требует личных чрезвычайных полномочий. Ленин такие полномочия инженеру подписывает!
Что ж, новые времена, новые знакомства. Первая жена уже сделала своё дело, царские казённые заказы освоены. У Будасси теперь новая супруга Наталья Паренаго, опять дворянка, кстати.
Как развивался проект «Алгемба»? Правильно, ни шатко, ни валко. Это несмотря на то, что на строительство брошена четвёртая армия Фрунзе.
Уже в мае 1920 года Ленин отзывает часть чрезвычайных полномочий у инженера из-за «сомнений в добросовестности главного инженера строительства».
Проект остановлен и заброшен. Часть времени инженер просидел в Ташкенте, а потом и вовсе уволился с остановившейся стройки.
Когда открываешь материалы по Алгембе – волосы встают дыбом. Она и не могла состояться, это было очевидно любому специалисту ещё до начала строительства.
На складах обнаружили только пятнадцать вёрст труб для поставки нефти вместо пятисот. Завод для производства новых труд запустить в разрухе Гражданской просто не могли.
Рассматривался даже вариант изготовления деревянных труб. Но так и не вытянули ничего толкового. Вдобавок на строительную армию одна за другой напали три эпидемии.
Говорят, что на этом строительстве бездарно просадили чудовищную тогда сумму в миллиард рублей. Всё это время месторождения на Эмбе работали вхолостую, добытую нефть приходилось, за неимением достаточных хранилищ, сливать прямо в песок.
Проект так и не достроили. Решили, что молодой советской республике его просто не потянуть. Да и кавказская нефть к тому моменту уже оказалась в руках большевиков.
Что характерно, инженера Будасси за участие в этом замечательном проекте не посадили. Напротив, отправили работать начальником земляных работ на Волховской ГЭС. Потом руководил работами в средней Азии.
В 1927 году произошёл показательный случай. Инженер хотел возглавить что-нибудь денежное на строительстве Алма-Аты. Но рабочие прекрасно знали этого деятеля. Профсоюз взбунтовался и инженера попросили не беспокоиться.
В конце тридцать первого до инженера таки дошли руки чекистов. Осуждён на десять лет за участие во вредительской подпольной организации.
Насколько по делу- сказать трудно. При Хрущёве, кажется инженера реабилитируют.
Гораздо любопытнее, что по тюрьмам инженер не поехал. Почти сразу оказывается в Особом конструкторском бюро на Лубянке. Да и срок у него в итоге вышел не десятка, а полтора года.
Вот тогда осуждённого вредителя и направляют руководить Южным районом Беломорканала. Место крайне непростое – Повенчанская лестница на семь шлюзов.
Сооружение в мире почти уникальное. Перепад высот, который должен пройти по каналу корабль, превышал семьдесят метров. То есть пароход нужно было поднять каждый раз на высоту двадцатиэтажного дома!
В книге о строительстве канала тоже отмечается, что инженеру-вредителю доверили небывалую ответственность:
«Его участок – это тридцать восемь процентов работы всего Беломорстроя. Он не сразу поверил, но сделал».
Впрочем, книга отзывается об инженере совсем не по доброму. До советского человека дворянскому отпрыску и королю казённых заказов предстояло пройти немалый путь перевоспитания. Читаем:
«В лице инженера Будасси мы видим российского инженера капиталистической эпохи, свободного от всяческих культурных напластований, от тонкого вкуса и деликатного характера, от сложной и путаной, словно готический храм или индийская пагода, идеологической надстройки».
Кстати, любопытный штрих. Почему-то осуждённых инженер писателям и журналистам сказал, что осуждён на пять лет лагерей, а не на десять. Опять соврал? Или тут какая-то путаница с приговорами?
Писатель, пообщавшийся на строительстве с Будасси, никаких иллюзий на его счёт не питает. Написано языком натурального фельетона:
«Ловкие ребята, – мечтательно думает он о чекистах, – слов нет – ловкие. Шутка ли – обвести вокруг пальца всю эту бесштанную шпану: как звери работают.
Он ничуть не сомневался, что чекисты взяли уголовных обманом. Ему еще только не до конца ясно, каким именно способом удалось им это выгодное дельце обтяпать».
А вот и рассказ как инженер «накрыл на деньги» Карельское правительство. Они покупали у Беломорстроя диабаз – добытый камень для строительства.
Пароход за один рейс перевозил до пяти тысяч кубов камня. Каждый раз взвешивать поставляемый камень долго и трудно. Поэтому работали по осадке.
Один раз загрузили отмеренным количеством кубов. После чего на борту корабля сделали краской отметку как глубоко он осел под грузом.
В следующие разы диабаз уже не взвешивали ни при нагрузке, ни при сдаче камня покупателю. Загрузили пароход так, что он сел до отметки, значит всё в порядке.
Вот тут слабое звено и ухватил талантливый инженер и дворянин. Он приказывает зэкам нагрузить на пароход две тысячи кубов диабаза. А сверху положить хорошо пригнанные доски, так что получится вторая палуба.
Сверху на фальшивую палубу легли ещё три тысячи кубов. Пароход как раз и сел до нужной отметки. Что и требовалось. Две спрятанные тысячи кубов пароход теперь будет возить под палубой каждый рейс туда и обратно.
Ничего удивительного в такой самодеятельности нет. Беломорканал – история особая. На сто тысяч работников всего 37 чекистов, за всем не углядишь.
Полномочия осуждённым даны широчайшие. Доверие оказано по максимум. На отдельных участках даже бараки заключённых не охраняли. А куда ты в глухих местах денешься?
И вот «модернизированный» пароход Будасси начинает регулярные рейсы. Каждый раз при погрузке садится до положенной красной отметки. Только сгружает в конечном пункте не пять, а три тысячи кубов. Хотя по документам выходит все пять.
Книга пишет об этих рейсах так:
«Будасси не усматривал ничего преступного в этой своей проделке. Если конкурировали между собой капиталисты, – рассуждал он, – почему не делать того же и социалистам. Торговля есть торговля, как там ни мудри».
Что характерно, никаких денег от этой хитрой операции получить заключённый инженер получить просто не мог. Как не было никакого смысла и для лагерного начальства.
Ну сэкономишь ты несколько тонн диабаза. И куда его девать? Это же не городской комбинат, где излишки можно сбыть «налево».
Вся операция исключительно от скуки и любви к искусству мошенничества. Видимо, душа старого короля казённых заказов требовала творчества. Хоть где-то, да надуть советское правительство.
Вскрыл обман как раз один из тех тридцати семи чекистов. Афанасьев присутствовал на погрузке и как-то ему показалось, что грузят маловато камня. А осадка показывает, что загрузка полная!
За такие проделки грозил новый срок. Но дело раздувать не стали, уж больно ситуация дурацкая. Да и никакой выгоды для себя инженер не получал.
Журналист даже поражается этой проделке, неужели эта афера с камнем - первый шажок к честной жизни:
«Мошеннический поступок инженера Будасси является до какой-то степени свидетельством психологической перестройки. Впервые в жизни сплутовал он совершенно бескорыстно.
Не только денег – даже славы не могла принести ему эта проделка, вся операция была произведена им в глубочайшей тайне».
При всём этом инженера Будасси отмечали как отличного работника. Его участок все работы выполнил добросовестно.
В 1933 году за энергичную работу инженера досрочно освободили от наказания. Впрочем, в отличие от ряда других инженеров, государственной награды инженер не получил. После таких фортелей не удивительно.
Знаете что любопытно? Вышедший из лагеря инженер устроился работать вольнонаёмным сотрудником. Знаете куда? Именно, в органы ОГПУ!
И поехал строить новый удивительный в мировом масштабе канал. Канал, в котором земли вынули вдвое больше, чем в Панаме! Да-да, речь о канале Москва-Волга.
Больше того в «самом страшном году Большого террора», в тридцать седьмом инженера наградили высоким орденом. Главным революционным орденом до появления ордена Ленина – Трудовым Красным Знаменем.
Любопытная судьба инженера. Начиналось на сомнительных казённых заказах и брошенных недостроях. А получился талантливый организатор крупнейших советских строек.
И сына вырастил очень достойного. Андрей Будасси был известный военный конструктор, инженер-полковник. Отмечен орденами и медалями.
Не сильно верю в «перековку» людей, все-таки это революционная наивность. Но может правы были авторы книги о строительстве канала? Может та дурная афера с камнем и была первым шагом превращения буржуазного инженера в талантливого советского строителя?