«Воронежскому морю» уже 50 лет, но необходимость в урегулировании уровенного режима р. Воронеж путем создания водохранилища возникала еще при Петре I.
В конце XVII– начале XVIIIвв. в связи с Азовскими походами Петра I под его непосредственным руководством на реке Воронеж было начато строительство военного флота. Для поддержания в меженный период высоких судоходных глубин и, следовательно, для беспрепятственного прохода крупных военных кораблей в Дон у устья Воронеж в 1703 г. была построена плотина с судоходным шлюзом.
По проекту англичанина Джона Перри недалеко от впадения реки Воронеж в Дон были построены деревянная плотина и двухстворчатый шлюз, через которые могли проходить корабли.
«Шлюзы были 43 футов (более 13 м) ширины, и настолько глубоки, чтоб возможно было посредством их поднять воду для прохода восьмидесятипушечных кораблей. Дамбы, устроенные мною, столь прочны и тверды, что не терпят никакого ущерба от весенних потоков, и не подвергнутся опасности быть разорванными ими, доколе существует мир» – писал в своем сочинении «Состояние России при нынешнем царе» Джон Перри.
Вторая плотина со шлюзом была построена на реке Воронеж в 1704 т. Она располагалась выше первой, непосредственно у города, напротив слободы Чижовка. Плотина выдержала напор весенних вод в 1705 г., но вскоре надобность в шлюзе отпала, поскольку строительство кораблей было перенесено на Тавровскую верфь. Остатки плотины и деревянных конструкций шлюза сохранялись до 1972 г., до создания Воронежского водохранилища, и теперь они скрыты под его водами в районе современного ВОГРЭССовского моста. Со временем система шлюзов пришла в упадок, но у воронежцев еще долго было принято отдыхать «на шлюзу».
В начале XX века при плотине работала мельница, и высота воды в реке в этом месте не опускалась ниже 3 м. Здесь можно было искупаться в реке, поиграть в кегли, покачаться на качелях и посетить буфет.
А в 20-х годах прошлого века были идеи о строительстве ГЭС. И хоть ГЭС так и не построили, но две небольшие турбинные гидросиловые установки на реке все же работали.
Между прочим, будучи инженером по образованию, знаменитый писатель Андрей Платонов выдвигал очень много рационализаторских предложений по гидрофикации Воронежского края, а также по оздоровлению реки Воронеж (многие сегодняшние предложения были озвучены Платоновым еще в 20-е годы ХХ века).
В статье «Река Воронеж: ее прошлое, настоящее и будущее» Андрей Платонов сообщал: «На так называемом шлюзе сохранились еще остатки (основания) плотин, эти плотины, образуя подпор для реки, замедляют водоток... благодаря чему твердые частицы опускаются на дно, и происходит... обмеление. Но расход реки (количество воды, утекающей в единицу времени) остается прежний, а дно вместе с годами поднимается – река уже не вмещает своей влаги в своем русле и размещает ее по своей пойме, образуя болото, развилки, рукава и пр., где и нашел себе прочную обитель малярийный комар». И продолжает свою мысль в другой статье – «Воронежская гидроэлектрическая станция» - «Она будет создана, горизонт воды в реке будет урегулирован, постылого мелководья на реке, где нарождался флот, больше не будет».
В 30-е же годы в городе пошел рост промышленности и появилась идея о водохранилище, реализацию которой отодвинула Великая Отечественная. Вопросами строительства Воронежского водохранилища с одновременным решением проблемы судоходства занимались Всесоюзный институт «Гидроэнергопроект» (1935 г.) и Управление строительства Волго-Донского судоходного канала (1937 г.). Однако разработанные ими проекты базировались на неполных топографических данных, и поэтому в них не могли быть точно указаны емкость проектируемого водохранилища, размеры затопления и, следовательно, экономический ущерб от него.
В начале 60-х был сделан проект воронежского «моря» Государственным проектно-изыскательским институтом «Союзводоканалпроект». Причем изначально планировалось, что финансирование данного проекта будет заниматься Новолипецкий металлургический комбинат, которому требовались большие объемы воды. и вначале так и было, но в 1971 году государство подняло цены на строительные материалы и стройка «моря» стала «народной»: собирались деньги, воронежские предприятия выделяли рабочих на строительство.
Водоем построили в рекордно сжатые сроки – за 3 года вместо запланированных 15 лет. Уже в августе 1971 года строители перекрыли русло реки Воронеж. А 31 марта 1972-го началось заполнение водохранилища. И к лету того же года вода установилась на том уровне, который мы наблюдаем сейчас.
Но вначале, на территории будущего водохранилища, были проведены археологические раскопки, особенно в зоне в Шилово и Таврово – бывшей петровской верфи. Так в Таврово найлены остатки верфи. Видны следы рва, по которому спускали на воду корабли. В местах, где располагались верфи, находили якоря, пушки, ядра, Которые упали в воду во времена правления Петра I.
А среди находок на Шиловском поселении – фрагменты глиняного сосуда эпохи поздней бронзы. Владимир Леонидович Елецких рассказывает, что на стенке этого сосуда изображена человеческая фигурка, напоминающая лыжника. Художник четко запечатлел и лыжи, и палки, и одежду с капюшоном, и даже уловил динамику движения. Этот рисунок уникален, больше таких древних «лыжников» нигде не обнаружено.
Про мореный дуб, затопленный в реке и части водохранилища ходят легенды, но ондействительно там встречается. Как-то зашла речь об очистке ложа водохранилища японцами, с которыми тогда тесно сотрудничали воронежские предприятия, но, по слухам все это не пришло к какому-то решению, так как японцы за эту услугу просили не деньги, а мореный дуб. В Воронеже тоже нашлись специалисты, которые доставали такое дерево, хотели им торговать, делать из него мебель. Но мореный дуб мало достать из воды – его надо правильно высушить, он требует довольно сложной технологической обработки. Был случай, когда достали из воды большой дубовый ствол, но этот мореный дуб рассохся на солнце и в итоге пришел в негодность.
Сегодня водохранилище имеет параметры, отличающиеся от исходных. Изначально планировалось:
· площадь 70 км²,
· объем 0,204 км³,
· длина 35 км,
· средняя ширина 2 км,
· средняя глубина 2,9 м,
· высота над уровнем моря - 93,0 м.
В настоящее время:
· площадь 59,9 км²,
· объем 0,1993 км³,
· средняя ширина 1,7 км,
· средняя глубина 3,3 м,
· максимальная глубина 19,4 м.
Несмотря на то, что водохранилище строили для нужд предприятий, но и воронежцы его появлению поначалу были несказанно рады. Так появились новые зоны для купания, рыбалки, прогулок на катерах и моторных лодках. Зимой же акваторию водохранилища облюбовали «моржи», гуляя на морозе лишь в плавках и резиновых шапочках. Ну и без "пингвинов" никуда)).
Сегодня Воронежское водохранилище остается самым крупным искусственным водоемом Центрального Черноземья. В 1993 году оно внесено в международные каталоги озер мира. Отличительная особенность водохранилища – расположение в черте города.
В водохранилище обитают 44 вида рыб и 43 вида птиц. Преимущественно это рыбы, не нуждающиеся в проточной воде: сом, щука, окунь, карась, карп, лещ, язь, судак. В водоем ежегодно запускают сотни тысяч мальков толстолобика и белого амура, поедающих водоросли. В самоочищении водоема большую роль играют рачки дафния и хидорус сферический, а также личинки комаров-хирономид и двустворчатые моллюски. А два года назад на водохранилище поселились бакланы. По всей видимости им у нас понравилось, Потому что популяция с каждым годом растет.
Проблемы чистоты нашего «моря» известны всем, но процессы самоочищения воды в водохранилище пока позволяют поддерживать некоторое экологическое равновесие.
И все же....
Хорошо жить у моря)