До начала 18 века все сословия в России одевались практически одинаково, различаясь лишь некоторыми деталями, зависящими от региона проживания. Женщины носили длинные юбки или сарафаны с вышитыми рубашками, покрывали голову платками, кокошниками или киками. Мужчины надевали просторные рубахи и кафтаны, штаны с широким поясом-кушаком. В богатых и знатных семьях наряды шили из дорогих тканей, украшали шитьем, кружевами, разнообразной отделкой. Крестьяне чаще всего носили одежду из домотканого полотна, украшенную традиционными вышивками.
Первым эталоном стильности и всего самого модного в Европе считалась Франция. В Россию, двигавшейся волей Петра по европейской траектории, в начале 18 века приходит французский тип костюма. И именно начиная с этого времени можно говорить о том, что в России начинает зарождаться мода.
14 января 1700 года вышел указ Петра Великого, по которому дворянам, боярам, купцам и служилым всех чинов предписывалось носить европейские костюмы - немецкое платье по будням, французское – по праздникам.
Одним из самых активных пропагандистов модных тенденций, пионером российской моды можно назвать соратника Петра I - Александра Даниловича Меншикова.
Этот человек, случайно оказавшийся в ближайшем окружении царя-реформатора и ставший со временем его правой рукой, смог стать ещё и самым блестящим по внешнему виду и лоску русским, принявшим на вооружение все достижения европейской цивилизации, превратившись в первейшего модника и щёголя петровской России.
На самом деле, об умении и искусстве Александра Меншикова одеваться по последней европейской моде писали ещё его современники - иностранные и русские корреспонденты, отмечая его безупречный вкус. Именно благодаря своему отменному вкусу он впитывал всё новое и неизвестное до сей поры на Руси, и далее успешно следовал в фарватере европейской цивилизации.
Оживить образ модника нам поможет «Опись гардероба Меншикова», хранящаяся в Архиве СПбОИИ и составленная в сентябре 1726 года, незадолго до его опалы и ссылки.
Доминирующее положение в гардеробе светлейшего занимают комплекты костюмов, состоящие из кафтана, камзола и штанов (таких комплектов у князя имелось более 80-ти). Отдельно записаны 26 камзолов и 17 штанов, а также 10 сюртуков, 4 военных гарнитура, 2 комплекта орденского платья. Верхнее платье представлено 6-ю епанчами и 5-ю шубами. Впечатляет количество домашней одежды: 12 шлафоров (т.е. халатов), 28 душегрей. Об активном участии князя в празднествах и торжествах, часто устраивавшихся в Петербурге, свидетельствует наличие 4-х комплектов маскарадного платья.
Княжеские вещи описываются как «староманерные» и «новоманерные» - в этом яркое свидетельство того, что Меншиков был изрядным щёголем и пристрастно следил за изменениями в европейской моде. Интересно, что несмотря на большое количество парадных костюмов, в его гардеробе встречается и «простое» платье.
К сожалению, до настоящего времени не сохранилось вещей из гардероба Меншикова - все было конфисковано или уехало с ним в ссылку. Но в воспоминаниях его современников отмечалось, что Александр Данилович одевался всегда богато и элегантно, предпочитал песочные цвета, которые ему очень шли.
Таким образом, можно назвать светлейшего Александра Даниловича Меншикова одним из первых русских "модников", зачинателем российского модничества (именно модничества, как следования лучшим передовым европейским традициям в области костюма и дизайна).
Спасибо, что дочитали до конца. До скорой встречи!