Друзья, снова рад приветствовать Вас на канале “Забытое…”! Как Вы уже могли догадаться из названия, текущая тема публикации будет посвящена одним из наиболее распространенным женским подвескам-оберегам/украшениям - “лунницам”. Украшения в виде полумесяца имели популяризацию на Древнем Востоке и в Древнем Египте, а также у многих земледельческих народов в Европе. В Древней Руси подвески-полумесяцы получили широкое распространение в X - первой половине XIV века. Но обо всем чуть ниже. Погнали!😉
- “Лунница”
Металлические украшения-обереги в виде полумесяца известны еще с I тыс. до н.э. (эпоха позднего бронзового века).
По мнению русского историка византийского и древнерусского искусства Н.П. Кондакова, история лунниц началась на Древнем Ближнем Востоке (в Древней Сирии). В более поздний период подвески-полумесяцы распространились в различных странах Средней Азии и Римской империи (28 год до н.э. - 365 год). В Средние века (500-1500 годы) лунницы бытовали в Западной Европе: в княжестве Далмации (Хорватия), на территории современной Польши (Вельбарская культура), в Моравии (Чехия), на Руси и в других государствах.
В Древней Руси подвески-полумесяцы стали появляться во второй половине IX века и оставались до первой половины XIV века (подвески-лунницы известны и из Дьяковской культуры (VII в. до н.э. - V в. н.э.), которая существовала на территориях: Тверской, Московской, Вологодской, Ярославской, Ивановской, Владимирской и Смоленской областей).
В 1914 году была опубликована первая классификация подвесок-лунниц, разработанная археологом В.В. Гольмстен. В основу ее классификации положено соотношение длины средней горизонтальной линии к расстоянию между рогами. Согласно данной классификации, лунницы можно разделить на следующие типы:
- Широкорогие;
- Узкорогие;
- Остророгие;
- Круторогие;
- Крестовключенные;
- Замкнутые;
- Замкнутокрещатые.
По технике изготовления:
- Штампованно-филигранные;
- Литые.
Филигранно-зерненная подвеска-лунница. X-XI век.
Иллюстрация женщины в уборе с гроздевидными наушницами, лунницами и щитовидными подвесками. Создано по материалам кладов из Гнездовского археологического комплекса.
Широкое распространение подвесок-лунниц на территории Руси в X-XIII веке позволяло интерпретировать их как типичное славянское украшение или оберег. Однако специалист Н. Хамайко отмечает, что в языческих славянских древностях VI-VII века двурогие лунницы или какие-либо их возможные прототипы отсутствуют. Появление двурогих лунниц связано с проникновением в славянскую среду в конце VII - начале VIII века комплекса филигранно-зерненных женских украшений в составе первой волны влияния Византии.
Вторую волну Н. Хамайко связывает с падением Аварского каганата (562-823 гг.) и формированием уже славянского комплекса филигранно-зерненных женских украшений Великой Моравии (822-907 гг.). Оттуда он был заимствован соседями - Русью и Гнезненской Польшей. На древнерусские штампованно-филигранные лунницы оказали влияние ранние типы зерненных лунниц из Великой Моравии.
Согласно выводам Н. Хамайко, в X-XIII веке параллельно с видоизменением формы и декора, широкорогие лунницы вытесняются новыми типами - острогрогими, круторогими, замкнутыми, крестовключенными и другими. Данные типы имеют прототипы из Византии, которые в свою очередь восходят к подвескам-лунницам III-IV века из Рима.
Широкорогая (средняя) подвеска-лунница. Техника изготовления: литье. Материал: оловянистая бронза. Датировка: XI - первая половина XII века.
Подвеску-лунницу принято считать языческим украшением-оберегом. Лунница отражает почитание луны, связанное с культом плодородия. Считалось, что подвеска-полумесяц предотвращает развитие различных заболеваний и является оберегом женского здоровья.
В.В. Гольмстен была первой, кто указывала на апотропеическую функцию подвесок-лунниц (оберег от зла) и считала данные украшения предметом арабского влияния. Археолог А.В. Успенская отметила процесс эволюции форм лунниц и обратила внимание на их связь с культом луны. Историк Б.В. Сапунов рассматривал крестовключенные подвески-лунницы, как отражение древнерусского религиозного синкретизма.
Специалисты Ж. Бланкофф и С.В. Пивоваров рассматривают связь древнерусских подвесок-лунниц с почитанием Богородицы (Бланкофф выделяет их как языческий символ, который бытовал от эпохи поздней бронзы до XIII века, при этом в XI-XII веке трансформировался в символ Богородицы). Данное предположение основывается на католическом иконографическом сюжете, в котором Святая Мария изображается на тонком серповидном полумесяце.
Широкорогая (малая) подвеска-лунница. Техника изготовления: литье. Материал: медный сплав. Датировка: XI - первая половина XII века.
Серебряные штампованно-филигранные лунницы из богатых уборов обильно украшены зернью, отличаются большими размерами (ширина подвески до 15 см.) и тонкой работой. В середине X века их копируют литые образцы меньших размеров с имитацией орнамента. Широкое распространение литых бронзовых лунниц в обычных восточнославянских погребениях (конец X-XI века) позволила археологу В.В. Седову отнести подвески-лунницы у обязательным элементам женского убора у племенных союзов: северян, радимичей, вятичей и словен (данный факт часто интерпретируется как свидетельство важного значения лунниц в качестве символа в славянских языческих представлениях).
По мнению филолога Б.А. Успенского, в Древней Руси связь лунниц с луной и с язычеством хорошо осознавалась, о чем свидетельствуют древнерусские поучения против язычества. Исчезновение подвесок-лунниц из обихода Успенский объясняет тем, что полумесяц начал ассоциироваться с исламской верой.
Широкорогая (малая) подвеска-лунница. Техника изготовления: литье. Материал: медный сплав. Датировка: XI - первая половина XII века.
Подвески объединяющие в себе полумесяц и крест указывают на религиозный синкретизм (двоеверие). Лунницы с крестами обнаруживаются в погребениях второй половины X века. В XI веке тенденция сохраняется. Во второй половине XII века из погребений Которска (Псковская область) и Раглицы (Новгородская область) обнаружены остророгие лунницы, которые соседствовали с нательными иконками Успения Богородицы и Спаса.
Подвески-лунницы отличаются большим разнообразием форм, декора, ювелирных техник и приемов. Форму лунниц могли иметь серьги, нагрудные подвески и металлические детали головного убора.
Подвески-лунницы выполнялись из различных материалов: золото, серебро, бронза, медный сплав и стекло (последние обнаружены в единичных экземплярах при археологических раскопках в Старой Ладоге. Данные лунницы относят к Салтово-маяцкой культуре VIII-X века).
Крестовключенные подвески-лунницы. X-XIII век.
Узкорогие подвески-лунницы. X-XIII век.
Круторогие подвески-лунницы. X-XIII век.
Подвески-лунницы с зооморфными окончаниями. X-XIII век.
Подвески-лунницы с прорезной формой. X-XIII век.
P.S. Друзья, спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! До настоящего времени лунницы сохраняются в составе национального костюма у некоторых народов Индии. Спасибо и удачи!✌