Найти тему
Московские Новости

Кто выбился в лидеры и кто оказался в числе аутсайдеров российского фондового рынка

Оглавление

Год завершается, и рынок оценивает результаты, с которыми российские компании подошли к началу 2024-го. Судя по тому, как развивался бизнес в уходящем году, его основными драйверами стали санкции и их последствия, уход зарубежных компаний из России, переориентация на новые импортные рынки и на внутреннего потребителя.

Среди секторов, которые выиграли от новой реальности, — логистика, агросектор, нефтяная отрасль и банки. Роман Романович, автор Telegram-канала Romanfinance об инвестициях, составил собственный топ-7 лидеров роста на российском фондовом рынке.

Безусловный лидер — «Совкомфлот»

Бумаги перевозчика за год подскочили на 260% — это самый заметный рост среди крупных компаний, отмечает эксперт.

Такой рост во многом вызван отказом западных компаний перевозить российские нефть и газ из-за санкций. «Совкомфлот» забрал долю тех, кто перестал работать с российскими энергоносителями. «Совкомфлот» не растерялся, начал перевозить СПГ, нефть, на чем и заработал.

Чистая прибыль компании по итогам 9 месяцев 2023 года составила $702 млн. С прошлым, кризисным годом данные сравнить проблематично — тогда перевозчик не публиковал отчетность, но за аналогичный период 2021 года «Совкомфлот» заработал всего $20 млн.

«КАМАЗ» — рост на импортозамещении

Котировки автогиганта за год подскочили более чем на 140%. Акции «КАМАЗа» росли вместе с бизнесом: российский производитель грузовиков нарастил его после ухода с рынка западных конкурентов — таких как MAN и SCANIA. В конце декабря 2022 года в компании заявили, что ждут рекордной чистой прибыли в 2023 году на уровне 5 млрд рублей — спустя год в «КАМАЗе» дали понять, что своих ожиданий не корректируют. Кроме того, в следующем году компания намерена втрое нарастить производство грузовиков (поколения К5).

После ухода западных брендов в России хорошо начали продаваться китайские грузовики и отечественные. «КАМАЗ» нарастил выручку, и теперь рынок ждет, что он будет делиться доходами с акционерами — через выплату дивидендов. В целом у компании отличная динамика.

«Глобал транс» — курс на Китай

Один из крупнейших в России владельцев подвижного состава Globaltrans зафиксировал годовой рост бумаг на бирже на уровне 120%.

«Глобал транс» очень хорошо заработал как на росте торговли между Россией и Китаем, так и на общем увеличении объемов товарооборота по железной дороге. Если раньше нефтяные грузы попадали в Европу через трубу, то теперь заметная часть наливных сырьевых грузов идет по железной дороге, в том числе в Китай.

В итоге чистая прибыль Globaltrans по МСФО выросла почти в 2 раза в первом полугодии 2023 года, достигнув 20,903 млрд рублей против 12,341 млрд рублей годом ранее.

«Русагро» — на росте цен

У агрохолдинга рост котировок уже чуть меньше, но все равно кратный — 103% за год. Как поясняет Романович, компания заработала на восстановлении спроса и на торговле с Китаем. Кроме того, хороший — 2023 год — пришел на смену не самому удачному году для «Русагро»: в 2022 году бизнес компании пострадал от «постковидного эффекта». Из-за COVID-19 цены на продовольствие выросли — на такие продукты, как масло, сахар, мясо, — а в 2022 году их стоимость «отскочила»: они подешевели, и это серьезно ударило по продажам «Русагро».

В 2023 году, во-первых, цены потихоньку начали восстанавливаться — продукты снова начали дорожать, что не очень радует потребителя, но хорошо для «Русагро». Это подтверждают и его позитивные показатели — например, в третьем квартале чистая прибыль компании выросла в 14,5 раза, до $269 млн. Кроме того, рынок ждет, когда «Русагро», зарегистрированный за рубежом, «переедет» в Россию и начнет выплачивать дивиденды.

Как отмечает Романович, чем ближе переезд юрлица компании в Россию — редомициляция, — тем выше интерес к бумагам «Русагро».

«Сбер» — рост «по-крупному»

На фоне активного роста вышеперечисленных компаний «Сбер» выглядит скромнее — его бумаги за год прибавили всего 90%. При этом лидер отрасли по итогам года ожидает рекордную прибыль — порядка 1,5 трлн рублей: это чуть меньше половины прибыли всего банковского сектора страны.

«Сбер» крупный, поэтому ему и расти сложнее. Всех, кого мы называли до этого в нашем списке, можно отнести к небольшим компаниям с небольшой ликвидностью и опять-таки небольшим объемом акций на бирже. Такие бумаги проще «разогнать» — поднять в цене. Растущий спрос выталкивает их наверх сильнее, чем бумаги «Сбера».

Хорошие новости для тех, у кого уже есть акции банка или тех, кто думает об их покупке, — в следующем году от «Сбера» ждут не только рекордной прибыли, но и рекордных дивидендов. По прогнозам Романовича, из-за ограничений, вводимых ЦБ, и сворачивания программы льготной ипотеки прибыль банков может снизиться, но не критично — процентов на 20.

Для «Сбера» же, скорее всего, мало что изменится — он останется лидером отрасли. За счет диверсификации бизнеса и корпоративного кредитования у банка все будет хорошо и в 2024 году.

Как отмечает Романович, подводя итоги, главная тенденция уходящего года — рост внутреннего спроса и концентрация компаний на замещении ушедших западных игроков. От первого, например, выиграли «Сбер» и «КАМАЗ», от второго — «Росагро», «Совкомфлот».