Представьте себе полное опасностей путешествие по девственно чистым джунглям Южной Америки. Активно орудуя мачете, вы двигаетесь вдоль берегов главной здешней реки - Амазонки.
Однако пройдя все ее условные 7000 километров, от истока в горах Перу до самой Атлантике (то есть, расстояние от Москвы до Владивостока), вы наверняка обратите внимание на одну маленькую такую странность.
На всем протяжении пути через полноводную Амазонку вы встретите всего-навсего лишь один мост! 3-й километровый, что соединяет столицу бразильской Амазонии град Манаус с его дальним пригородом Ирандуба. И, строго говоря, проходит не через саму Амазонку, а через ее приток Рио-Негро.
Для сравнения, на другой великой реке мира, Ниле, только в Каире сразу десяток крупных мостов насчитывается. А уж через нашу матушку-Волгу их официально за пятьдесят перекинуто! Через китайскую Янцзы - более ста. А через протекающей по половине Европы Дунай - около 140.
В чем же тут причина такой бедности Амазонки на мосты, спросите вы меня? Тем более, что Бразилия - одна из крутейших стран мира?
А сейчас объясню подробно. Но прежде позвольте мне оправдаться за мои слова о "крутости" Бразилии. Да, тут я точно говорю - Бразилия одно из крутейших государств планеты. Например, превосходит по ВВП Францию и лишь немного уступает таким передовым странам мира как Россия или Германия.
Так в чем же дело?
Дело в особенностях самой Амазонки. Сейчас их перечислю. И да, сразу скажу, затык тут в не в каких-то там мифических пираньях или других водных чудищах, что любых мостостроителей за обе щеки играючи навернут :) Тут все куда драматичнее и романтичнее...
Берега-болота
Берега ее болотистые сплошь состоят из мягких отложений, регулярно размываемых водой. Получается, что зарывать опоры придется крайне глубоко, нужно будет строить длиннейшие виадуки. Все это выльется, как говорится, в копеечку.
По самой Амазонке движутся огромные плавучие острова джунглей площадью в пару-другую гектаров, что могут легко навредить любому мосту.
Непостоянство и полноводность
Амазонка сама по себе крайне полноводная река. Ее поток - это 220 000 кубических метров в секунду! Для сравнения, уважаемые читатели, это почти десять наших сибирских Енисеев! С течением под пятнадцать метров в секунду - тут Амазонка вообще чемпион мира по плаванию, прямо скажем. У нас на Кавказе не каждая горная река так быстро течет...
Средняя глубина Амазонки - это где-то от тридцати до ста пятидесяти метров. Много это или мало, спросите вы меня? Ну так отвечу: средняя глубина Керченского пролива - примерно 18 метров. Точного русла у Амазонки вообще нет - на всем пути к океану она распадается на сотни рукавов, вбирает в себя десятки рек.
В самой реке крайне непостоянен уровень воды. В одном и том же месте в обычный сезон ширина Амазонки может достигать 4-5 км. Но с началом сезона дождей в этом же месте ширина реки может резко увеличиться до всех 40 км! С повышением уровня воды на метров пятнадцать!
Поророка
Еще одна фишка Амазонки - гигантская приливная волна "Порока" (в переводе с индейских языков "ревущая вода"). Гигантский бурун, что два раза в год на скорости в тридцать километров в час проходит против течения реки, снося все на своем пути. В том числе, снесет и любой потенциальный слабый мост.
То бишь, резюмирую. Мост через Амазонку должен иметь длину где-то километров в сорок. И глубину метров в сто.
Безжизненный район
Плюс играет роль сама местность, где протекает река. По большей части Амазонка бежит по совершенно диким местам в тропической сельве. Народу здесь живет крайне мало - на все три страны Колумбию, Бразилию и Перу всего около 30 млн душ.
Относительно немного тут и автомобильных дорог. Железнодорожных путей и вовсе не сыскать. Немногочисленным местным жителей. для переправы через Амазонку с верхом хватает привычных лодок, катеров или паромов.
Экологи против
Горячо выступают против строительства в Амазонии мостов и экоактивисты, резонно считающие, что таковые объекты приведут к нарушению в жизненно важном регионе хрупкого природного баланса. И быстрой вырубке местных влажных лесов.
В общем, Амазонка - мировой чемпион среди рек по скорости, глубине, переменчивости линии берега. Настоящая река-стихийное бедствие, скажу так. Потому любой дорогой мост, что построят тут лучшие инженеры, вполне может быть безжалостно снесен волнами уже через год.
В общем, вот и получается, что единственное место Амазонии, что обзавелось капитальным мостом, тот самый Манаус. Несмотря на все протесты экологов обзавелось.
Президент Бразилии Болсанару еще в 2019-м году клятвенно обещал построить новый высокотехнологичный мост через Амазонку. Но воз, как говорится, и ныне там. Возможно, это и хорошо...