Когда в июне 1941 г. гитлеровцы напали на СССР, большая часть советского народа встала на борьбу с захватчиками. Одни надели шинели и ушли на фронт, другие ковали победу в тылу. Только в каждой бочке меда есть ложка дегтя. Этим дегтем стали 1,24 млн. предателей – советских граждан, что перешли на сторону фашистов и преданно служили им (в том числе 400 тыс. русских, 250 тыс. украинцев и 200 тыс. прибалтов).
Все они активно помогали врагу, а некоторые даже занимали высокие должности в нацистской иерархии. Одним из них был Иннокентий Пежемский – бургомистр Феодосии, на совести которого тысячи загубленных жизней. Тем не менее после войны он смог уйти от ответственности, без труда обманув СМЕРШ. Погубила его собственная глупость.
Помощник бургомистра.
3 ноября 1941 г. в Феодосию вошли фашисты и сразу начали грабить: забирали кур и поросят, выводили со дворов коров, изымали велосипеды, радиоприемники и советские книги. На дверях магазинов появились вывески "Только для немцев". Жителей города заставили зарегистрироваться и платить налоги, в том числе за каждый сад и приусадебный участок. На стенах домов и заборах пестрели приказы оккупантов. Людям запретили ходить по улицам с наступлением темноты.
За нарушение следовал расстрел. Евреи и крымчаки должны были явиться с вещами на сборный пункт. В итоге пришло около 1,3 тыс. человек, а потом несколько ночей звучали выстрелы. Их всех расстреляли. Нашлось несколько десятков предателей, в основном недовольных советской властью, которые хотели служить фашистам. Одним из самых активных среди них был Иннокентий Пежемский, до войны работавший инженером на консервном заводе.
Его назначили помощником бургомистра Василия Грузинова, но недолго держалась их власть. 29 декабря 1941 г. высадился знаменитый феодосийский десант и город был освобожден. Немцы и румыны в панике бежали, забыв о коллаборационистах. Им пришлось несладко. Пежемского краснофлотцы бросили в тюрьму, а Грузинова казнили. Возможно, что Иннокентия постигла бы та же участь, но 17 января Феодосию вновь оккупировали фашисты.
Ценный работник.
Пежемского освободили и назначили бургомистром. Фрицы сразу же начали мстить за 150 раненых солдат и офицеров вермахта (их не успели эвакуировать), которых в феодосийском госпитале расстреляли краснофлотцы. Иннокентий стал еще активнее помогать врагам. Именно он составлял расстрельные списки, куда вносил евреев и крымчаков, коммунистов и комсомольцев, партизан и подпольщиков. До войны в Феодосии проживало 45 тыс. человек, в том числе 2,9 тыс. евреев и 600 крымчаков. 1,3 тыс. из них казнили в декабре, а остальных расстреляли в январе-феврале 1942 года. Лишь немногим удалось спастись. В гибели приблизительно 1,5 тыс. евреев и крымчаков виновен Пежемский.
Через его службу проходили многочисленные доносы одних феодосийцев на других. Было и такое. О наиболее важных подпольщиках докладывали бургомистру, а уж он лично передавал информацию доносчиков немцам. Так в марте 1943 г. была разоблачена и разгромлена подпольная организация под руководством педагога Нины Листовничей. В нее входило 400 человек. В результате 35 подпольщиков были казнены, в том числе сама Нина, а еще 59 отправили в концлагерь. Также Пежемский отвечал за пропаганду и выполнение плана по угону населения в Германию.
Летом 1943 г. немцы назначили главой городской администрации другого человека, а коллаборант продолжил работать в управе. РККА освободила Феодосию в апреле 1944 г., но Иннокентий её дожидаться не стал и бежал вместе со своими хозяевами на запад.
Справедливое возмездие.
В конце войны экс-бургомистр оказался в Вене, где дожидался прихода англосаксов. Но ему не повезло, так как Австрию освободили красноармейцы. Только Пежемский предусмотрел и это. Он заранее раздобыл документы на человека, угнанного на работы в Третий Рейх и выдал себя за него. Все было настолько достоверно, что СМЕРШ глубоко копать не стал. Более того, Иннокентия в мае 1945 г. призвали в РККА, где он служил почтальоном.
Осенью того же года предателя демобилизовали, он вернулся в СССР и обосновался в Костроме. Оттуда сравнительно недалеко до Крыма. Очевидно, его тянуло домой к семье. В итоге эта тяга и подвела Пежемского. Выждав 1,5 года, он написал письмо жене, думая что его уже перестали искать. Однако переписка контролировалась органами госбезопасности и это оказалось очевидной глупостью.
Судили предателя в Феодосии в конце 1947 г. В ходе процесса огласили, что в период оккупации в городе казнили 300 военнопленных и 8 тыс. мирных жителей, плюс угнали в Германию 3 000 человек. Но Иннокентию и тут повезло. С 1947 г. по 1950 г. смертная казнь в СССР была отменена и ему дали 25 лет лагерей. Только справедливость все же восторжествовала. В 1952 г. Пежемский умер в заключении, немного не дожив до череды амнистий середины 50-х годов. В перестройку родственники пытались добиться реабилитации предателя. Они назвали его "жертвой обстоятельств", но безрезультатно.
Не стесняйтесь ставить лайк, делать репост и выражать своё мнение в комментариях. Желаю вам всего доброго!