Мы будем говорить о творчестве Гузель Яхиной, несомненно, очень талантливой современной писательнице. Мы уже знакомы с вами с творчеством Н. Нестеровой, Д. Рубиной, которые уносили нас в свой увлекательный мир. Мы отметили их привлекательные стороны: фундаментальность, выбор тем, увлекательный сюжет, великолепный язык. Нужно сказать, что прочитанные мною книги ЯХИНОЙ ничуть не уступают во всём этом названным писательницам.
Речь пойдёт о двух почитанных мною произведениях Г. ЯХИНОЙ: «ЭХШЕЛОН НА САМАРКАНД» и «ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА».
В них затрагиваются болезненные для нашей истории темы: расцвет и гибель Немецкого Поволжья (роман «Дети мои»), раскулачивание и переселение в Сибирь, голодающее Поволжье и беспризорные дети. Интересно, что разные люди отзываются об этом по-разному: одни говорят о романтизации страшных событий, другие – что автор очерняет всё лучшее в прошлом. А каково было тем, кто в этом ужасе жил? Почему же мы до сих пор так болезненно относимся к нашему прошлому? Наверное, потому, что оно нас волнует, только каждого по-своему.
Гузель Яхина родом из Поволжья, поэтому писать о нём для неё естественно. « Большая часть написанного в романе – правда», - пишет Яхина о своём произведении.
А правдивым и увлекательным роман получился ещё и потому, что его события связаны с историей семьи писательницы. И пусть читателя не отталкивает тяжёлый исторический материал. Умный читатель всегда расценит всё правильно.
Вот мнение одного из читателей, и таких много:
Страшная история нашей страны, нелёгкие судьбы людей, непрекращающиеся испытания и муки.
Ужасно осознавать, что это было в реальности, но знать такую правду тоже надо, благодаря этому ещё больше ценишь то, что имеешь.
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/788636/
В романе «Эшелон на Самарканд» ГОЛОД является не просто фоном, а главным героем. Для молодого начальника эшелона Деева и железного комиссара Белой поставлена задача – довести истощённых детей до Туркменистана, не имея ни еды, ни воды, ни одежды и даже топлива для паровоза. Как всё это обеспечить в условиях голода и гражданской войны?
Вот здесь-то и начинается, на мой взгляд, мастерство и вымысел писателя, который держит в напряжении, заставляет волноваться и сопереживать.
Мы видим некоторые сцены как почти документальные, а другие написаны в жанре кинематографического «Красного истерна» (иначе вестерна), приключенческого фильма, например как «Красные дьяволята», «Неуловимые мстители», «Белое солнце пустыни».
В одном из интервью научный обозреватель ОТР Ольга Орлова спросила Гузель Яхину об этом:
Тема голода в Поволжье у вас одна из центральных во всех трех книгах. Однако она везде у вас воплощена по-разному. Почему в своем третьем романе «Эшелон на Самарканд» вы на таком страшном материале пишете фактически приключенческий роман, истерн?
У меня в анамнезе сценарное образование, поэтому я не боюсь этого слова и сама называю это жанром «красного истерна». Я долго думала, как эту очень сложную и, честно говоря, жуткую тему можно подать читателю так, чтобы он этого не испугался. Поэтому я искала то, что уравновесит тяжелую тему. И одним таким инструментом, одним таким противовесом этой теме стал сюжет в жанре путешествия.
Когда читатель понимает, что главный герой выезжает в далекую дорогу и что герой действительно похож в чем-то на такого мифологического героя, в чем-то на Иванушку-дурачка даже, и вот эти все препятствия, которые встречаются на пути, они постепенно преодолеваются, этот сюжет дает надежду на счастливый конец. Он дает импульс читать дальше в надежде, что все-таки книга закончится не совсем уж печально.
Мысль автора понятна: её цель жанром путешествия уравновесить тяжёлый сюжет, сделать его более оптимистичным.
Сюжет умело разбавлен любовной страстью главных героев, дружбой и взаимоотношениями самих беспризорных, платонической любовью старика - фельдшера к молодой медсестре Фатиме. Это - единственный персонаж, который имеет имя, и о котором мы узнаём подробности жизни. Она женщина - красавица, по профессии ученый-ихтиолог, прибилась к эшелону по собственной воле, чтобы унять боль из-за смерти сыночка Искандера, поэтому все дети для неё как родные, и все тянутся к ней, как к благоуханному цветку.
Дети описаны и как масса, и как ярко обрисованные индивидуальности. Особенно трогательным получился образ Зугрейки, мальчика - аутиста с трудной судьбой. Мальчик, как считают, является прообразом деда писательницы, которого многодетная семья отдала в детский дом, чтобы спасти от голодной смерти, а он оттуда сбежал и, став беспризорником, был отправлен в Туркменистан на поезде. Затем, вернувшись в Татарию, всю жизнь был благодарен советской власти за своё спасение, семью же винил за то, что его бросили. В романе мать Зугрейки тоже, отчаявшись спасти сына, бросает его на ж/д станции в надежде на чудесное спасение. Но чуда не происходит. Зугрейка звериным чутьём угадывает путь домой, но находит мать мёртвой. Деев увидел его на рельсах движущегося поезда и забрал с собой. Зугрейка – один из самых трагических образов романа, которому посвящена целая глава, обожал Деева, называл его старшим братом, слепо верил в его силу и могущество.
«Через образы Зугрейки и Деева я хотела рассказать о советском человеке», - говорит Г. Яхина.
Благодаря неимоверным усилиям Деева, Эшелон достигает-таки Самарканда. В сочетании жестокости и настоящих подвигов видится суть советского времени. В этом сложность для нас сегодняшних выработать своё отношение к советской власти. А дети являются мерилом совести. На пути эшелона им помогают и свои, и чужие, и большевики и басмачи.
Дай Бог, чтобы так было всегда, чтобы не оскотинились люди и не делали из мирных жителей живые заслоны, как это сейчас происходит на Украине.
Читать про пятьсот детей, страдающих от голода было, конечно, тяжело. На всякие подробности поездного быта, физиологии и прочее старалась не обращать внимания. Ну откуда нам знать, как было на самом деле? А может, в разы хуже. Это, прежде всего, художественное произведение, основанное на реальных исторических событиях, в нём имеет место вымысел, личное отношение автора к происходящему и даже некоторая неточность или приукрашенность. И не известно ещё, что напишут в будущем о сегодняшних реалиях.
Больно!!! О Зулейхе напишу в следующей публикации. Там тоже всё не просто, поэтому сегодня уже не хватает эмоциональных сил, да и с самой Гузель Яхиной не всё однозначно. Кажется, только ленивый не старался опорочить молодую писательницу, называя её то «мотыльком», то «коршуном», которому Елена Шубина приделала мощные крылья.
Встретимся с вами в этой теме в следующей публикации.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Жду ваши доброжелательные комментарии по данной теме.