Добро пожаловать в NBA 75, обратный отсчет 75 лучших игроков в истории НБА, проводимый The Athletic в честь бриллиантового юбилея лиги. В конце мы выберем человека, которого группа сотрудников The Athletic NBA признает величайшим игроком всех времен.
Ральф Сэмпсон, Клипперс и брошенная монетка положили начало династии Шоутайм Лейкерс и легендарной карьере одного из величайших малых форвардов в истории.
Сэмпсон, выбранный под первым номером на драфте НБА 1983 года, по прогнозам должен был стать первым номером на драфте НБА 1982 года. Но Сэмпсон хотел играть за Лейкерс, а не за Сан-Диего Клипперс, и решил остаться в Вирджинии на свой выпускной сезон, потому что крайний срок подачи заявления был до подбрасывания монетки. Лейкерс попытались купить драфт-пик у Клипперс, но те не приняли предложение Лейкерс в 6 миллионов долларов (Клипперс хотели 10 миллионов долларов и игрока).
Лейкерс, только что победившие Филадельфию 76ерс в финале НБА, получили выбор № 1 после того, как приобрели первый раунд Кливленда в результате обмена в 1980 году, а затем победили Клипперс в подбрасывании монетки.
Решение Сэмпсона позволило Джеймсу Уорти, которого вместе с Сэмпсоном, Домиником Уилкинсом и Терри Каммингсом считали лучшим проспектом драфта, покинуть Северную Каролину после окончания юниорского сезона и заявить о своем желании участвовать в драфте. Если бы Сэмпсон объявил об уходе, Уорти, выигравший национальный чемпионат и игравший вместе с начинающей суперзвездой Майклом Джорданом, скорее всего, остался бы в колледже и вместо этого подал бы заявку на участие в драфте НБА 1983 года.
Но Уорти знал, что генеральный менеджер Джерри Уэст искал кого-то с набором навыков, характером и менталитетом Уорти, даже если Уилкинс и Каммингс были более влиятельными игроками в то время - по крайней мере, по мнению Уорти.
"Им нужен был кто-то, кто впишется в команду", - сказал Уорти в интервью The Athletic. "Они искали уникального игрока. ... Они только что выиграли два чемпионата: 80-го и 82-го годов. Джамаал Уилкс все еще играл на позиции малого форварда. Я был им не нужен, поэтому я думаю, что Джерри Уэст искал правильное отношение, парня, который понимал свою роль и был терпелив.
"И я был таким парнем".
Возможно, Уорти и не был нужен действующим чемпионам, но его приход зажег Шоутайм - величайшее шоу на харде - и династию 80-х. С Уорти, который в 1988 году стал MVP финала НБА, Лейкерс выиграли три чемпионата (1985, 87, 88).
Уорти, который в колледже был силовым форвардом, в НБА перешел на позицию малого форварда. Готовность игрока из Зала Славы приспосабливаться к любым условиям, которые требовались от него Лейкерс, - забивать, подбирать, защищаться - стала важнейшей составляющей исторического успеха Шоутайм в 80-е годы.
"Со мной было трудно справиться, ведь я был силовым форвардом и быстрым малым форвардом", - говорит Уорти.
Когда Карим Абдул-Джаббар защищал краску и подбирал мячи, Мэджик Джонсон вел мяч с помощью своего мастерства и видения, а Уорти завершал транзишн с помощью своего атлетизма и мастерства, Лейкерс 80-х годов сформировали самую опасную атаку в игре.
"Джеймс был кошмаром в транзишене, потому что он всегда создавал возможности для себя и для команды, когда создавал дисбаланс", - сказал цветной комментатор Лейкерс Стю Ланц в интервью The Athletic. "Он поднимался и опускался на площадку. Он мог бегать как газель, и большинство парней, которые были такими же большими, как он, или даже больше, не могли за ним угнаться. Вообще не могли".
Уорти никогда не стремился попасть в НБА, не говоря уже о том, чтобы войти в список 50 или 75 лучших игроков всех времен. Его первоначальные баскетбольные цели были гораздо скромнее.
"Единственное, чего я хотел от баскетбола, - это получить стипендию в колледже", - сказал Уорти. "На этом все. Я никогда не думал об НБА. Все, чего я хотел, - это избавить родителей от необходимости оплачивать мое обучение в колледже. У меня было два старших брата, и мама с папой постоянно работали. Я был счастлив получить эту стипендию, чтобы им не пришлось платить".
"Когда я думаю о топ-50, топ-75, то поражаюсь тому, что все, чего я хотел, - это стипендия в колледже, а все, что пришло после, было просто огромным бонусом".
Братья Уорти, Дэнни и Эрвин, которые были старше его на семь и восемь лет соответственно, были его няньками. Он следовал за ними повсюду, куда бы они ни пошли. Обычно это означало посещение баскетбольной площадки, где юный Уорти бросал мяч и бегал в сторонке, пока его братья играли в пикап-игры.
Уорти был настолько выше своих сверстников, что иногда ему не разрешали играть в пикап с шестиклассниками. Вместо них ему приходилось играть с 14- и 15-летними подростками.
"Они говорили о сигаретах и девушках, а я, ученик шестого класса, спрашивал: "Что, черт возьми, здесь происходит?"". сказал Уорти. "Так что я рос, сталкиваясь с более жесткой конкуренцией. А потом я вырос".
Между седьмым и восьмым классом Уорти вырос на пять дюймов, достигнув роста 6 футов 7 дюймов. Он стал привлекать к себе внимание местных, а затем и национальных экспертов. Он стал длиннее, сильнее и атлетичнее. К 14 годам он регулярно играл с 18- и 19-летними подростками, которые были старшеклассниками или уже учились в колледже.
"Именно там я стал жестче и научился играть", - говорит он.
Уорти, который привел свою школьную команду к чемпионству в штате и стал одним из самых лучших проспектов в колледже, говорит, что легендарный главный тренер Северной Каролины Дин Смит развил его навыки, сформировал его мировоззрение и подготовил его к игре в такой команде, как Лейкерс.
"Я очень благодарен тренеру Смиту за то, что он научил меня основам игры, умению быть командным игроком и понимать, какова твоя роль", - сказал Уорти. В Каролине играло много парней, которые не набирали больше 14 очков, в том числе Майкл Джордан. Но они были Новичками Года. ... Они были готовы, когда попали в НБА".
Оглядываясь назад, можно сказать, что Уорти, выбранный под общим первым номером, пожертвовал собой, чтобы вписаться в компанию двух других суперзвезд, что в контексте истории НБА является довольно редким явлением.
В 2021 году Уорти, возможно, искал бы свою собственную команду, желая стать первым номером и лицом франшизы в другом месте. Но Уорти смирился с тем, что он был вариантом № 3 после Джонсона и Абдул-Джаббара - даже ниже в некоторые ночи, когда Лейкерс были так загружены, - и что его показатели будут ниже ценой победы в чемпионатах и участия в чем-то большем, чем он сам.
"Динамика изменилась", - сказал Уорти. "Если бы я сейчас был выбран под первым номером, я бы, наверное, сразу вышел из средней школы или, может быть, через три-четыре месяца после окончания колледжа стал бы новичком. ... Парни, которые получили опыт колледжа, где не было задетого эго, где тренер колледжа мог провести с тобой время, разложить тебя по полочкам, избавить от всего этого дерьма и превратить тебя в командного игрока, и ты научишься игре - теории и науке игры".
"Именно это произошло с Майклом Джорданом. Он приехал в Каролину с тоннами таланта, но не знал теории и науки. Как только он соединил это со своей игрой, он родился, а потом просто взлетел, когда попал в НБА.
"Так что я был бы таким же, как и любой другой ребенок сегодня. Уверен, я бы писал в твиттере, сидя на скамейке запасных, в социальных сетях и все такое. Надеюсь, у меня был бы хороший наставник - может быть, хороший школьный тренер или кто-то, кто мог бы показать мне путь".
Ланц, бывший игрок Лейкерс, работавший в команде с 1987 года, высоко оценивает то, что Уорти без эгоизма относился к своей карьере, и то, насколько это было важно для того, кто играл в тени Джонсона и Абдул-Джаббара, которых многие считают двумя из пяти лучших игроков в истории.
"Когда ты великий игрок, но играешь с игроками, которые, не скажу, что намного сильнее тебя, но получают больше рекламы, чем ты, трудно по-настоящему блистать так, как ты мог бы", - сказал Ланц. "Вот почему я считаю, что его адаптация была очень хорошей. Он приспосабливался ко всему, что требовалось команде".
"Если Джеймсу нужно было набрать 25 очков, Джеймс набирал 25 или 30. Он был очень адаптируемым и полностью командным парнем. Это то, что нечасто встретишь у некоторых суперзвезд. Многие суперзвезды эгоистичны. Джеймс совсем не подходит под это определение. Он был очень, очень бескорыстен".
Уорти наиболее известен благодаря двум вещам: своим очкам и прозвищу Big Game James.
В колледже Уорти ткнули в глаз, и ему пришлось неделю носить пластырь.
"Он щекотал мой мозг", - сказал Уорти. "Это было очень больно. Было безумно больно".
Та же травма повторилась в НБА, но уже в более тяжелой форме. Уорти пришлось носить пластырь в течение двух недель. Врачи не могли сказать, потребуется ли ему операция. Вернувшись, он стал нерешительным в действиях, подтягиваясь для "какого-нибудь маленького флайтер-флип-шота", потому что боялся контакта. Абдул-Джаббар, который сам страдал от травм глаз и начал носить очки, рассказал об этом и убедил Уорти попробовать носить очки.
Уорти никогда не отступал, и этот образ стал для него настолько синонимом, что в 1996 году Смитсоновский институт попросил пару очков Уорти в качестве артефакта для спортивной выставки 90-х годов.
"Я носил их для защиты, и это как бы перезагрузило мою игру и заставило меня вернуться к тому, как Джеймс Уорти идет к мячу и не беспокоится о том, что его могут ткнуть в глаз", - сказал Уорти.
Прозвище Уорти связано с его выдающейся игрой в постсизон в решающий момент. Легендарный диктор Чик Хёрн дал Уорти это прозвище в середине 80-х годов.
По словам семикратного All-Star, упрощенное задание в постсизон - играть с одной командой, с одним основным соперником, в течение семи игр - давалось ему легче, чем напряженный регулярный сезон, в котором Уорти мог столкнуться с Ларри Бёрдом, Джулиусом Ирвингом и Бернардом Кингом в течение одной недели.
"Я всегда ожидал, что во время плей-офф я буду на высоте", - сказал Уорти. "Игры становятся более важными. И я думаю, что у меня есть внутренние часы, которые автоматически включаются в больших играх. Это почти как небольшой страх, который превращается в нечто позитивное. У меня это было всю жизнь".
Показатели Уорти подтверждают его прозвище. Его очки (17,6 - 21,1), подборы (5,1 - 5,2), передачи (3,0 - 3,2), перехваты (1,1 - 1,2) и процент реализации бросков (55,9 - 57,8 процента) выросли во время постсизона.
Главным индивидуальным достижением Уорти стало звание MVP финала 1988 года, когда он набирал 22,0 очка, 7,4 подбора и 4,4 передачи за 38 минут игры в изнурительной семиматчевой серии с Детройт Пистонс.
"Казалось, что каждую большую игру он проводит хорошо", - сказал Ланц. "Он давал результат. С тренерской точки зрения, да и с точки зрения товарищей по команде, нужно уметь понимать, чего ты хочешь добиться от определенных людей. А с Джеймсом вы знали, что чем важнее игра, тем выше его результативность".
"Джеймс не был третьим колесом, он был рулевым".
За несколько лет до того, как Уорти получил свое прозвище "клатч", он совершил дорогостоящий перехват против Селтикс во второй игре финала НБА 1984 года, который до сих пор преследует его.
"Я ненавижу то, что мы проиграли в 1984 году", - сказал Уорти. "Мы чувствовали, что мы лучшая команда. Наверное, мы должны были победить Селтикс трижды".
Тем не менее, противостояние Лейкерс - Селтикс и Лейкерс 80-х, мстящие за поражение Лейкерс 60-х, занимают особое место в карьере Уорти.
"Когда вы будете говорить об истории НБА, соперничество Лейкерс - Селтикс будет стоять во главе списка", - сказал Уорти. "Я был счастлив искупить вину за те долгие годы доминирования. ... Это было нечто особенное. Быть единственной командой, победившей на этом паркете, - незабываемое событие. Поэтому нам понравилась та серия (1985 года).
"Мы знали, что представляем не только себя, но и всех болельщиков и всех игроков: Хэппи Хэйрстона, Джерри Уэста, Гейла Гудрича, Пэта Райли. Всех тех парней, которые никогда не выигрывали. Только душевная боль за душевной болью. Мы знали, что представляем и то прошлое, так что это всегда будет особенным соперничеством".
10 ноября 2021 года исполнилось 27 лет со дня выхода Уорти на пенсию. Он провел этот день, размышляя о своей карьере и о том, почему он ушел из спорта раньше, чем ожидал.
"Для меня карьера оказалась короче, чем я мог себе представить", - сказал Уорти. "Я думал, что смогу протянуть до 15 лет. Но наступил момент, когда я был в Шоутайм в 80-е годы, с одной группой людей, а Мэджик ушел, Байрон Скотт ушел, Карим ушел, Куп (Майкл Купер)... и я почувствовал, что с травмой колена, которая не так быстро заживает, я все еще могу играть, но игра становится менее интересной".
"Пока мне было интересно вставать, ходить на тренировки и быть рядом с товарищами по команде, я так и относился к игре. ... И в какой-то момент, я думаю, я уже достаточно натерпелся. Я не получал столько удовольствия. Возможно, я мог бы протянуть еще пару лет, выходя со скамейки запасных или что-то в этом роде, но это не то, чем я хотел заниматься. Поэтому я чувствовал, что выложился на полную. И я был готов к тому, чтобы просто двигаться дальше и заняться другими вещами в жизни".
Уорти отвергает мнение о том, что его исторически недооценивают из-за того, что он играл вместе с Джонсоном и Абдул-Джаббаром. Он не задумывается о том, как могла бы сложиться его карьера, если бы он был задрафтован другой командой или в итоге оказался в другом месте с более значительной ролью. Он доволен тем, что выиграл несколько чемпионатов и стал частью одной из лучших больших троек в истории НБА.
"Возможно, в этом есть какая-то доля точности, если говорить о мнениях других людей, но меня моя карьера устраивает", - сказал Уорти. Многие скажут: "Ну, он же был с Карим и Мэджиком". Я всегда думаю о том, что если бы я пошел куда-то еще, если бы я пошел в Клипперс, у которых был второй выбор на драфте, если бы я пошел в Атланту, у меня, возможно, было бы больше бросков, я был бы франчайз-игроком, был бы немного больше... Я имею в виду, я попал в семь All-Stars. Я не жалуюсь на это.
"Но да, возможно, было бы больше индивидуальных моментов, но никто из этих парней не выигрывал чемпионаты. Доминик не выиграл ни одного в Атланте. Терри Каммингс не выиграл ни одного. Я выиграл три. И я уверен, что я улучшил то, что делали Мэджик и Карим. И я чувствовал, что всегда пользовался уважением людей, против которых играл. Это мой показатель".
В наши дни, когда Уорти проходит через аэропорт, его останавливают молодые фанаты, которые говорят, что играли с ним и Лейкерс 80-х в NBA 2K.
"В 1996 году это была совсем другая аудитория", - говорит Уорти. "И я очень ценю, что новая, более молодая аудитория знает историю игры. Я всегда ценил людей, которые ценят то, что я сделал".
В настоящее время Уорти является аналитиком Spectrum SportsNet. Он присоединился к трансляциям Лейкерс в 1998 году. Он всегда хотел стать джазовым диджеем на радио, но один из продюсеров телекомпании Лейкерс предположил, что личность Уорти и его баритональный голос отлично подойдут для телевидения, поэтому Уорти заменил Ланца и с тех пор не оглядывался назад.
Уорти остался в Лейкерс на всю жизнь. Это единственная команда, за которую он играл, а теперь и единственная, на которую он работает.
"Быть игроком Лейкерс - значит быть победителем", - говорит Уорти. "Ты часть наследия, возможно, лучшей франшизы в истории НБА. Быть частью Шоутайм - такое можно найти только в Лос-Анджелесе. И представлять бренд Лейкерс, который включает в себя несколько вещей... Это то, что мы делали на площадке - быстрый темп, быстрый отрыв. А еще это был Голливуд. Это были и места на паркете. Это были и девушки Лейкерс, и доктор (Джерри) Басс, чьи инновации в том, как он представлял свою команду.
"Для меня это означало "чемпион". Это единственное слово, которое я передаю, когда говорю о Лейкерс. Вы - чемпионы".
Статистика за карьеру: G: 926, Pts: 17.6, Reb.: 5.1, Ast: 3.0, FG%: 52.1, FT%: 76.9, Win Shares: 81,2, PER: 17,7
The Athletic NBA 75 баллов: 237 | Hollinger GOAT Points*: 26.0
Достижения: Двукратный All-NBA, семикратный All-Star, титул чемпиона NBA ('85, '87, '88), MVP Финала ('88) Зал Славы ('03); NBA at 50 ('96) Команда NBA 75 ('21)
*Рейтинг достижений игрока на высшем уровне, основанный в основном на сопоставимых исторических факторах, определяемых в значительной степени, но не полностью, современными оценками (т.е. наградами и выбором Всех Звезд). Особое внимание уделяется наиболее выдающимся достижениям - долям в наградах MVP, командам All-NBA, а также результативности, превышающей уровень, обычно присущий All-Star.
(Иллюстрация: Уэс МакКейб / The Athletic; Фото: Отто Греул младший / Allsport / Getty Images)
Что вы думаете об этой истории?