Найти тему
Наука и фантастика

"Звезда на востоке" и "солнце непобедимое"

Оглавление

Дисклеймер: верующим лучше дальше не читать. Ничьи чувства задевать не собираюсь, но никакие легенды и мифы на веру не принимаю.

Рождественская картинка из сети
Рождественская картинка из сети

Для начала - "матчасть": текст Евангелия от Матфея, касающийся Рождества.

Свидетельство от Матфея

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Верующие могут продолжать веровать и дальше, ни о чем не спрашивая.

Историк же спросит: когда написан текст и когда разворачивались события? Кем были лица, упомянутые в тексте?

Левий Матфей, считающийся автором текста, по-видимому, реально существовал. По профессии - "мытарь" (сборщик податей, то есть налоговый инспектор). Приняв Христа и став проповедником христианства, был, вероятно, замучен или казнен около 60 года н.э.

Писал ли он Евангелие от Матфея? Скорее всего нет. Это не я утверждаю, к таким выводам пришли серьезные библеисты. Точная датировка текста не установлена, но, вероятно, не ранее 70-80 года. Примечательно, что Евангелие от Матфея в оригинале, судя по всему, было составлено на древнееврейском, а не на греческом (как три других канонических текста Евангелий).

Но в любом случае, даже если допустить, что Евангелие от Матфея написано настоящим Матфеем, он не мог быть очевидцем рождения Христа, а мог изложить эти сведения только по рассказам других лиц, которые тоже не были очевидцами (за исключением Марии, которая мемуаров не оставила).

Следовательно, "тихо плавают в тумане хоры стройные светил" - и даты, и персонажи истории. Ничего конкретного.

Что говорят историки?

Царь Ирод - лицо безусловно историческое. Даты его жизни: ок. 74-73 до н.э. - 4 н.э. (правда, некоторые историки склонны думать, что он умер в 1 году до н.э.).

В Евангелии от Матфея говорится, что "волхвы" нашли Марию с младенцем в "доме". Лука поясняет, что дело было в хлеву, где семья была вынуждена остановиться, поскольку в гостинице мест на нашлось. Народ хлынул в Вифлеем, поскольку была объявлена тотальная перепись населения, и нужно было явиться строго по месту прописки. Иосиф, муж Марии, был потомком царя Давида, уроженца Вифлеема.

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Центральная часть триптиха
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Центральная часть триптиха

А когда была перепись? В отличие от Матфея, римляне, владевшие в эту пору Иудеей, были более точны в хронологии. Впрочем, евангелист Лука тоже указывал на обстоятельства довольно точно: "«Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:2)".

Императорский легат Квириний действительно правил провинцией Сирия дважды. Однако Иудея была присоединена к Сирии лишь в 6 году н.э. (и тогда же потребовалась новая перепись). Значит, была другая, более ранняя перепись? Но ее вряд ли мог проводить Квириний, ибо в момент рождения Христа в Иудее правил Ирод. Тот, конечно, мог устроить свою перепись, но римские власти были бы тогда ни при чем. Однако Лука уверяет, будто перепись делалась по приказу императора Августа. Явная несостыковка.

Хорошо. А волхвы? Кто они, откуда?

Это они в русском переводе - волхвы. А в греческом тексте Евангелий - "маги" (μάγοι), что вовсе не обязательно указывало на профессию волшебника.

Магами на Востоке называли ученых мудрецов, сведущих, в том числе, в астрономии и астрологии (которая тогда считалась почтенной наукой).

В гораздо более поздней традиции маги превратились в трех восточных царей (или королей), обрели имена (Каспар, Мельхиор, Балтазар), индивидуальные черты и даже место прописки. Считается, что Мельхиор был старцем и королём Аравии, Каспар — юношей и королём Тарса, Валтасар — средних лет и царём Эфиопии (стало быть, темнокожим).

Разумеется, это - чистые выдумки. Царей с такими именами в указанных странах история древнего мира не знает.

Но маги-астрологи на Востоке действительно существовали. И в Вавилоне, и в Персии, и в эллинистических монархиях.

Комета царя Митридата

В свое время я много занималась историей 2 - 1 веков до н.э., поскольку писала длинный роман про царя Митридата Евпатора (роман называется "Дионис" и лежит на Самиздате). Читала много источников и исторических трудов.

В связи с рождением этого прославленного персонажа тоже бытовали легенды. Якобы, в момент его появления на свет (по новым данным, 134 год до н.э.) в небе в созвездии Пегаса засияла яркая комета, и ее было видно 70 дней - примерно столько лет прожил Митридат, добившись мировой (по тем временам) славы, пусть не всегда доброй.

Тетрадрахма с изображением царя Митридата. Иваново, Художественно-краеведческий музей. Фото моё.
Тетрадрахма с изображением царя Митридата. Иваново, Художественно-краеведческий музей. Фото моё.

Эта комета - совсем не миф, она действительно появлялась в 134-133 годах до н.э. и значилась в каталоге Гиппарха (Бикерман Э. Хронология Древнего мира, М.,1975. C.81).

Вообще совсем хорошо, когда свидетельства древних историков подтверждаются свидетельствами древних астрономов, и еще лучше, когда эти астрономы заведомо между собою не сговариваются (греческие ученые, например, не знали о наблюдениях китайцев).

Кометы считались предзнаменованием каких-то важных перемен, иногда страшных и грозных.

Истолкование же этих примет доверяли жрецам, авгурам (в Риме) и магам (в восточных державах). Кстати, при дворе царя Митридата маги играли важную роль, царь с ними постоянно советовался, особенно, в последние годы, когда его преследовали сплошные неудачи.

Неудивительно, что увидев некое ярко сиявшее небесное тело, "маги" (астрономы и астрологи), решили, будто оно указывает на время и место рождения нового могущественного царя.

Откуда пришли маги и что могли увидеть?

Еще раз процитируем Матфея:

...пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Стало быть, пришли они с Востока, и Иерусалим находился на западе от начальной точки их маршрута. Но во второй части фразы они утверждают, что видели звезду на востоке. То есть - с востока? Или всё-таки на востоке?..

В девятом стихе звезда повела себя совсем сказочным образом:

"...звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец".

Это невероятное зрелище запечатлено во множестве рождественских картинок.

Фон для съемки. Из сети.
Фон для съемки. Из сети.

Красивое выражение - путеводная звезда, но нормальные звезды так себя не ведут.

И что это такое было?

Во-первых, явно не комета, иначе даже не очень сведущие в астрономии евангелисты не назвали бы ее "звездой". У кометы должен быть хвост.

Во-вторых, появление очень яркой кометы Галлея в тех Палестинах зафиксировано в сентября 12 года до н.э. Рановато. И никак не соответствует сведениям о некоей переписи времен Августа и дате смерти царя Ирода.

В-третьих... Если не комета, то что?

Мне лень переписывать Википедию, возьму табличку прямо оттуда.

Список кандидатов на вифлеемскую звезду:

Список из Википедии.
Список из Википедии.

Разброс годов - от 7 до 3 века до н.э. (ну, Христос родился до своей официальной даты рождения - это у христиан в порядке вещей).

Время года - какое угодно, кроме сакраментальной даты 25 декабря (или 7 января, как нравится православным). Август, ноябрь или весна - выбирайте, что хотите.

Откуда взялось 25 декабря и при чем тут Солнце?

Разгадка, в общем, лежит на поверхности. В некоторых раннесредневековых христианских песнопениях Христа именуют "Солнце непобедимое" (или "непобежденное") - Sol invictus.

В Риме при императоре Аврелиане (274 год н.э.) был официально введен культу Солнца Непобедимого, который и до этого исповедовался приверженцами пришедшей с востока религии бога Митры - митраизма. Особенно много митраистов было среди римских легионеров. И, поскольку они дошли до самых глухих тогда уголков варварской Западной Европы, изображения Митры, закалывающего жертвенного быка, можно встретить и в Галлии, и в Австрии, и в баварских Альпах.

Рельеф с изображением Митры эпохи римского завоевания Германии (3 век н.э.). Снято мною в городке Випитено (Италия), расположенном на границе Италии и Австрии.
Рельеф с изображением Митры эпохи римского завоевания Германии (3 век н.э.). Снято мною в городке Випитено (Италия), расположенном на границе Италии и Австрии.

Естественно, это был солярный культ, связанный с солнечным циклом. И 25 декабря - день рождения "нового" Солнца, непобежденного тьмой (и непобедимого по своей природе).

Кстати, герой моего романа, царь Митридат, по-настоящему именовался "Митрадат" = дарованный Митрой. Он не был митраистом - скорее, маздаистом (поклонялся Ахура Мазде, благому богу "Авесты", священной книге зороастрийцев). Но Митру чтили и маздаисты - как бога справедливости, честных договоров и доблестных битв.

В раннесредневековых памятниках встречается изображение Христа как Солнца непобедимого - в короне из лучей, заимствованной из иконографии греческого Гелиоса, и на колеснице, влекомой солнечными конями. При этом перед нами именно Христос, а не Гелиос и не Митра.

Тканое изображение 11 века из кафедрального собора в Жироне, Испания.
Тканое изображение 11 века из кафедрального собора в Жироне, Испания.

Стремясь во что бы то ни стало вытеснить языческие традиции из умов современников, христианство, став государственной религией Римской империи, присвоило и некоторые черты прежних культов, в том числе связь Солнцеворота с Рождеством. Хотя на самом деле никакой связи изначально не было, и нам остается неизвестным, ни в каком именно году он родился, ни какого числа.

Поэтому праздновать, в сущности, можно, когда кому нравится.

Однако, если всё-таки судить по ходу небесных светил, то дата 25 декабря имеет куда больший астрономический смысл, чем 7 января.

Ибо жизнь на Земле, как ни крути, зависит, прежде всего, от Солнца.

--

В моей космоопере "Хранительница" описаны миры, в которых, конечно, иногда происходят таинственные вещи, но никто из главных героев не верит в сверхъестественные силы, не практикует магию и не исповедует религию.

Однако на погибшей планете Уйлоа существовала религия, связанная с поклонением местному Солнцу - звезде Ассоан. Увы, звезда обошлась со своей планетой не самым добрым образом. Уйлоа утратила атмосферу и превратилась в безжизненную пустыню, покрытую руинами некогда процветавших городов. Спаслись немногие. И часть этих немногих, сохранив сакральную "церемонию у очага", уже не уповают на священный огонь звезды Ассоан, а просто поддерживают свои культурные традиции, дабы не забыть, кто они такие, откуда явились и где был их общий очаг.

Может быть, человечество ждет такая же участь? Не знаю.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.

Поддержать автора можно лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".