Найти тему
Владимир Гирин

Путешествие Екатерины Великой по волжским городам.

В конце 1766 года императрица Екатерина II задумала совершить инспекционную поездку по волжским городам Российской империи для чего распорядилась заложить на верфи, в Твери, целую флотилию парусно-гребных судов, для будущего путешествия. Императрице захотелось с царственным блеском явить себя перед своими подданными, а заодно и посмотреть, как живёт российский народ вдалеке от столицы. Строительством кораблей поставлен был заведовать капитан 2-го ранга Пётр Пущин, а непосредственно работой руководил галерных дел мастер Михаил Щепин. Несмотря на крайне сжатые сроки, ответственный заказ был выполнен вовремя, и уже 2 мая 1767 года, под громы орудийного салюта, флотилия двинулась в путь. Галеры «Тверь», «Волга», «Ярославль», «Казань», «Углич», «Кострома», «Нижний Новгород», «Синбирск», госпитальное судно «Ржев Владимиров» и ещё 14 судов меньшего размера отправились из Твери вниз по Волге. Екатерина II с фрейлинами расположилась на галере «Тверь». Это судно специально строилось в качестве императорской яхты, и потому, в отличие от традиционных галер, оно имело удлинённую кормовую надстройку с апартаментами для высочайшей гостьи и её приближённых.

-2

14 мая Императорская галера «Тверь» Екатерины II и эскадра сопровождения бросили якоря в устье реки Костромы, напротив Ипатьевского монастыря. Вид растянувшейся вдоль берега императорской флотилии потрясал воображение костромичей своим величием. При вступлении флотилии из Волги в устье Костромы был произведён приветственный салют: с городского вала сделаны были 31 выстрел, из Ипатьевского монастыря — из 37 пушек; во всех городских церквях произведён был колокольный звон. Екатерина объявила, что вечер и ночь проведёт на галере, а торжественную встречу назначила на следующий день. 15 мая в 9 часов императрица взошла в специально приготовленную для неё шлюпку. У пристани Ипатьевского монастыря, при выходе на берег, Её Величество приветствована была речью епископа Костромского и Галичского Преосвященного Дамаски́на. Выслушав её и приложившись к святому кресту, Государыня торжественно вступила в Троицкий собор, где изволила слушать божественную литургию на царском месте. В 4 часа пополудни Екатерина II со всей блестящей свитой, при пушечной пальбе с флотилии и городского вала и колокольном звоне со всех городских церквей, отправилась на богато убранной шлюпке по реке Костроме к городской пристани, где изволила пересесть в карету, и в сопровождении депутатов верхами направилась в Успенский собор. После собора Государыня посетила дом воеводы Малыгина, где были представлены Её Величеству костромские фабриканты и купечество, и все были допущены к руке. По принятии поднесенных фабрикантами тканых полотен, которыми славилась Кострома, Государыня возвратилась обратно в Ипатьевский монастырь, где предводитель местного дворянства и депутаты имели счастье с ней отужинать. Вечером на правом берегу Волги, не входившем в ту пору в городскую черту, светился царский вензель, как писал один из участников того путешествия: «На нагорной сторонѣ противъ галеры ​зазжены​ были иллюминаціи, представляющия вензелевое, ​Ея​ Величества подъ императорскою короною имя, и ​вѣсь​ городъ и монастырь во всю ночь ​иллюминированы​ были». После ужина, затянувшегося до 12 часов ночи, Государыня оставила обитель и отправилась на галеру. 16 мая утром флотилия снялась с якорей, и Императрица отправилась в дальнейшее путешествие вниз по Волге.

В благодарность за восторженную встречу её костромичами Екатерина II отписала генерал-прокурору Сената А.А. Вяземскому: «Прикажите в Геральдии сделать городу Костроме и уезду Костромской герб». Позже царица решила, что именно галера станет гербом города. Таким образом, герб Костромы стал первым, официально утвержденным городским гербом в России.

-3

А ещё бытует легенда, согласно которой императрица Екатерина II оказала влияние на городскую планировку Костромы. При посещении города и осмотра достопримечательностей, императрица отметила хаотичность планировки улиц, большую пожароопасность деревянных строений и дала указание перестроить город. Когда городские начальники спросили, каким она хотела бы видеть город, императрица развернула веер, который держала в руке и сказала — "Вот так и стройте". Через несколько лет городская планировочная комиссия представила в Петербург на высочайшее рассмотрение генеральный план застройки Костромы, который был одобрен, утвержден и скреплен царской печатью.

-4

После завершения путешествия галеру «Тверь» было велено «хранить вечно не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия» в Казани. Необходимо отметить, что галера поражала изяществом и красотой, гармонией подбора деталей отделки.

Галера «Тверь» на галерном дворе Казанского адмиралтейства.
Галера «Тверь» на галерном дворе Казанского адмиралтейства.

Снаружи надстройку украшали многочисленные рельефные изображения Нептуна, сирен, русалок, тритонов и амуров, вырезанных из дерева неизвестными русскими мастерами. Особенно богатое декоративное убранство имел транец, в центре которого помещались государственный герб и вензель императрицы. Основной материал, из которого была построена «Тверь», – сосна, набор корпуса был из дуба, а для резных украшений использовались липа и береза. Качество постройки вызывало восхищение: например, стыки палубы и бортовой обшивки были подогнаны настолько плотно, что их не требовалось конопатить. В кормовой надстройке были оборудованы небольшая каюта капитана и большие роскошно отделанные каюты императрицы. Особым убранством отличались спальня Екатерины и столовая на 12 персон. В трюме, под кормовой надстройкой, располагались каюты фрейлин и статс-дам, а также кладовые для припасов, всего десять помещений.

-6
-7
-8

-9

-10
-11

С момента постановки на вечное хранение «Тверь» находилась в ведении Казанского Адмиралтейства, с упразднением его – Морского министерства Российской империи, затем Министерства государственных имуществ. С начала 60-х годов позапрошлого века галера состояла в ведении городского общественного управления, устроившего для нее в 1888 году специальное помещение – типа эллинга, в котором она и простояла до дня своей гибели.

Здание, где хранилась галера «Тверь»,  1889 год.
Здание, где хранилась галера «Тверь», 1889 год.

В павильоне размером 10х40 метров галера пережила все перипетии российской истории: Октябрьский переворот 1917 года, Великую отечественную войну 1941-1945 гг., но из-за отсутствия охраны сгорела от банальной детской шалости с огнем в 1956 году.

Останки галеры «Тверь» после пожара,  1956г.
Останки галеры «Тверь» после пожара, 1956г.

Уникальный памятник русского кораблестроения XVIII века оказался утраченным навсегда. Посмотреть на легендарную галеру можно на немногочисленных сохранившихся фотографиях и на картине мариниста Александра Карловича Беггрова "Галера "Тверь" под штандартом императрицы Екатерины II".

-14