Найти в Дзене
Киновед в штатском

Аве, Максимус! Каким изначально задумывался "Гладиатор 2", и почему он не вышел 20 лет назад

Свершилось! Спустя почти четверть века человечество вновь крепко задумалось о Священной Римской Империи – на мировые киноэкраны (да и в России, на "предсеансовом обслуживании") вышел "Гладиатор II", сиквел знаменитой картины Ридли Скотта о бесстрашном борце за правду, отстаивающим свою честь на арене смертельных поединков. Оригинальный "Гладиатор" вышел в 2000-м и завоевал не только зрительскую любовь, но и признание критиков вместе с коллегами Скотта по цеху – картина взяла множество престижных наград, включая "Оскары" в категориях Лучший актер и Лучший фильм. Обычно столь успешные ленты моментально получают сиквел, но не в нашем случае...

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Судя по ажиотажу, который сопровождает сегодня выход сиквела, аудитория даже за 24 года не утратила интереса к теме и по-прежнему воспринимает "Гладиатора" как грандиозный исторический пеплум, заслуживающий продолжения. После выхода оригинала градус этого восторга был еще выше, что не могло не вылиться в планы студии Universal срочно запустить в производство "Гладиатора 2". Ридли Скотт, конечно, немного подпортил сценаристам палитру стартовых условий, убив в финале Максимуса, но с другой стороны, гибель главного героя давала безграничную волю фантазии для всех, кто хотел повторно обратиться к столь полюбившейся зрителям теме. Сегодня вы можете своими глазами увидеть, на каком из вариантов остановились продюсеры, а я расскажу каким сиквел мог быть. И почему он не был снят сразу.

-3

Строго говоря, Скотт получил отмашку на производство второй ленты сразу после того, как оригинальная картина вышла на экраны, но первый серьезный анонс будущего продолжения возник только в 2002 году – и он шокировал всех. Режиссер объявил, что намерен снять фильм, действие которого будет разворачиваться через 15 лет после событий "Гладиатора", и в главной роли там снова будет Рассел Кроу. Как так? А вот так – Ридли Скотт на полном серьезе планировал воскресить Максимуса. Критики пожали плечами, публика восторженно затихла, однако проект, пробуксовав пару лет на месте, растворился, словно его и не было. Поговаривают, что постановщик, ведущий актер и студия не сошлись во мнении о том, каким должна быть атмосфера новой ленты. Кроу грезил фэнтезийными мотивами с магией и мистикой, а продюсеры хотели сделать акцент на истории мести сына Максимуса за страдания своего отца. А Скотт... Скотт мыслями был далеко – у него было полно новых идей.

-4

На том этапе направление, избранное Расселом Кроу, действительно выглядело любопытнее. Как вы помните, события "Гладиатора" разворачиваются за двести лет до Рождества Христова, а потому в Риме господствует язычество, поклонение пантеону богов во главе с Юпитером. Мифология загробной жизни при этом богата и многообразна – это давало возможность показать удивительное путешествие Максимуса в Царстве мертвых или и в самом деле показать его воскрешение. В конце концов, может, тогда это было обыденным явлением – принесли его домой, оказался он живой. Ну, а дальше – новый бой, новое противостояние с Коммодом (а почему бы его тоже не воскресить?), новая жизнь... Судя по всему, именно из этого винегрета фантазий вырос один из самых обсуждаемых проектов сиквела – так называемый "Гладиатор Ника Кейва"...

-5

Культовый музыкант всегда отличался нестандартным взглядом на время и пространство, звук и изображение, факты и вымысел. По замыслу Кейва "Гладиатор 2" должен был стать историей реинкарнации Максимуса в бессмертного воина, символ бойца на все времена, фигуру, воплощающую в себе все мифы, легенды и верования в великих солдат и полководцев от древних викингов до современных морпехов. В сценарии Ника Кейва герой Рассела Кроу превращался в бессмертного римского легионера (в оригинале это не залетный наемник, как сейчас, а воин, входящий в армейское подразделение называвшееся легион), возвращенного к жизни силой древнеримских богов, чтобы остановить распространение христианства, убив Иисуса Христа и его учеников.

-6

При этом, убийство Пророка из Назарета было лишь первым заданием для бессмертного Максимуса. Далее фильм должен был проследить за судьбой солдата на протяжении веков и даже тысячелетий. Кейв хотел показать персонажа ведущим вперед войска во время Крестовых походов, Первой мировой войны, Вьетнамской кампании. Закончиться картина должна была водворением Максимуса в кабинетах высшего руководства в Пентагоне в наши дни – ну, а как иначе, где еще могут скрываться бессмертные язычники, идущие с огнем и мечом на христианство? Возможно, повлиял радикальный подход к оригинальной истории, а может, включились тайные рычаги закулисного Голливуда, но план Кейва, хоть и вызвал шумную дискуссию, но всерьез студией не рассматривался.

-7

При всем радикализме фантазии Ника Кейва в его варианте имелась одна сильная конкурентная сторона – версия с бессмертным мистическим воином была не лишена внутренней логики в рамках мифологии, а потому возвращение Рассела Кроу к роли Максимуса в этом проекте было бы в высшей степени оправдано. Впрочем, имелись в запасниках режиссера, сценаристов и студии еще, как минимум, два способа вернуть персонажа к жизни. Тоже мистических, тоже довольно спорных с точки зрения перспектив и принятия публикой, но хоть что-то. Согласно одной из задумок Скотта, Максимус мог вернуться благодаря невероятной внутренней силе героя и его желанию жить. "Смерть Максимуса открывала портал, через который душа героя имела возможность вернуться в тело. Я мог это сделать. И я убедил Рассела, что верну его персонажа", – рассказывал режиссер. В конце концов, это язычество, в котором мистические силы вселенной всегда были сильнее логики.

-8

Второй вариант, бродивший в кулуарах Universal был еще более дерзким и вызывающим. Рассел Кроу вспоминает об одном из разговоров с Дугласом Уиком, продюсером оригинальной картины: "Однажды Дуг сказал мне, что у него есть отличная идея воскрешения Максимуса. Тело воина должны были вынести с арены, доставить в пещеру, вход в которую закрывается огромным валуном, там бы его приготовили к погребению, завернули в плащаницу и покрыли маслами и благовониями. А спустя несколько дней Максимус отодвинул бы валун, вышел бы из пещеры к людям полностью исцеленным... Я тогда не очень понял, шутит Дуг или нет, но ответил, что студия вряд ли владеет правами на экранизацию такой истории". Библейские мотивы не выглядят особенно подходящей атмосферой для "Гладиатора" с его жестокостью и мстительностью, поэтому вряд ли "пародия" на Иисуса Христа была бы уместна...

-9

В итоге, режиссер, продюсеры, сценаристы и ведущий актер так и не смогли в оперативном порядке разрешить все творческие конфликты, не выработали общий план и не достигли компромиссов в том, как представить публике новую историю в декорациях римского Колизея. Со временем к проекту охладела и студия, и соавторы – не то чтобы от планов продолжить столь успешный фильм совсем отказались, но задачей первостепенной важности "Гладиатор 2" быть перестал. Вернулись к нему только тогда, когда и у Universal, и у Ридли Скотта случилось несколько неудач. Скотт явно перемудрил с продолжениями "Чужого", а потому, кажется, решил провести работу над ошибками в рамках другого своего легендарного фильма. Студия же не смогла запустить Темную Вселенную Монстров (с участием того же Кроу, кстати) и вывернула на более надежную тропу.

-10

Символично, что после почти четвертьвекового жонглирования идеями, сиквел по сути вернулся к одному из первых вариантов. В ведущие персонажи был выведен Луций, окрепший и возмужавший сын Максимуса, связующим звеном двух картин стала Луцилла в исполнении Конни Нильсен, а сюжет опять свелся к борьбе с несправедливостью и возмездию злодею за учиненное когда-то насилие. Пока рано говорить о том, насколько коммерчески успешным окажется это возвращение к истокам – повторюсь, хорошая драма в антураже Древнего мира аудиторией по-прежнему востребована, а послевкусие от оригинального фильма Ридли Скотта оказалось столь сильным, что выход сиквела вызвал ажиотаж. Но вполне вероятно, что "Гладиатору" требовалось совсем иное продолжение, чтобы впечатлить публику.

-11

Когда-то продолжение "Чужого" того же Ридли Скотта снял Джеймс Кэмерон. Новый режиссер пришел с новыми идеями, с новым видением, с новым представлением о героях и злодеях – и франшиза от этого только выиграла. Да, из хоррора сиквел трансформировался в фантастический боевик. Да, главной героине пришлось добавить навыков воительницы и подправить характер (согласитесь, Рипли в "Чужих" совсем не та, что была на "Ностромо"). Да, зло пришлось резко увеличить и числом, и размерами. Зато зрители получили нечто совершенно новое, нечто неожиданное и радикально свежее. В итоге, оба фильма стали классикой, а споры о том, что лучше – "Чужой" или "Чужие" – можно вести и по сей день и в итоге остаться при своем. Для кино это лучшее наследие.

-12

"Гладиатор 2", увы, выглядит вторичным. Новые персонажи, актуальные звезды на ведущих ролях, современная графика добавляют, конечно, плюсов в копилку картины, но ощущения по-настоящему важного события, как это было с оригиналом, вторая лента не оставляет. И рискну предположить, что только с учетом инфляции и существенно расширившегося рынка кинопоказов сиквел сможет превзойти оригинал в коммерческом плане (при этом не стоит забывать, что первый фильм стоил вдвое дешевле!). О критических оценках, числе премий и зрительском рейтинге и говорить не приходится – сейчас ТАК не снимают. Даже если режиссер и студия остались прежними...

-13

И всё же... Давайте дадим "Гладиатору 2" шанс. Посмотрим, обдумаем, обсудим, посмотрим еще раз. Может, всё не так плохо, и яблоко упало от яблони не так уж и далеко. Пишите в комментариях о своих первых впечатлениях от сильно припозднившегося сиквела, ваши мысли послужат фундаментом для моих последующих текстов об этой ленте. Но пока же я переключусь на другие темы. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не отступайте и не сдавайтесь, и...

-14

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: