Если говорить о моём занятии в изостудии в ту среду, то оно было об архитектуре Венеции, о живописных полотнах Пьетро Лонги, Джованни Доменико Тьеполо, о жанре ведуты в связи с полотнами Каналетто. А всё, что я вам здесь понарассказала про историю Венецианской республики, выборах дожа и продолжаю рассказывать о венецианских масках, - это как бы мой личностный факультатив. То, куда мне захотелось заглянуть в дополнение к лекции на занятии...
Разговор об искусстве Венеции будет неполным, если не говорить о комедии дель арте или комедии масок. Уличный или площадной театр. Еще его называют сценарный театр или театр импровизации, или комедия дзанни...
Словом, если у вас в памяти всплыли имена Арлекина, Коломбины, Труффальдино, Полишинеля, то вы на нужной тропе... Только там персонажей порядка сотни, а в разных регионах Италии и Франции их имена звучали с небольшими различиями.
Мой рассказ не о театре, а только о некоторых персонажах - как пояснение к картинам)))
На картине "Менуэт" главный персонаж Панталоне - престарелый венецианский богатый купец, волочащийся по разным сценариям за одним из женских персонажей. Как вы понимаете, успеха он не достигал. Непременным атрибутом Панталоне была бородка клинышком, задранная почти до носа и красные штаны с преувеличенно большим гульфиком. Частенько на ногах у него были жёлтые туфли с загнутым длинным носком на манер турецких. Часто по сюжету он хотел жениться на возлюбленной своего сына или заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери. На этой картине перед ним, скорее всего как раз Коломбина.
На следующей картине основной герой - это шарлатан, которых болталось во время карнавала великое множество. А вы обратите внимание на персонажа с длинным носом. Вот это как раз дзанни - слуга из комедийного театра. Дзанни были двух видов - один расторопный, умный, с хитрецой и ловкостью, а второй - туповатый лодырь. Этот второй непременно был с длинным носом - чем он тупее, тем длиннее был его нос.
Начиная с 1733 года итальянские театральные труппы начали гастролировать и в России. К концу 18 века в московских и петербургских омах появилась мода устраивать венецианские карнавалы с разными масками. Однако император Павел это дело прекратил.
Несмотря на то, что Венецианская Республика бесславно закончила своё официальное существование в 1797 году, её культура оставила яркий след в искусстве многих стран. И спустя столетия продолжает будоражить воображение художников и поныне. Современности касаться не буду.
Но своевольно присоединю к теме Венецианской Республики интереснейшие полотна на тему дель арте российского художника Константина Андреевича Сомова (1869 - 1939гг) - одного из основателей общества "Мир искусства" и одноимённого журнала.