Найти в Дзене
Виктор Кривоносов

ИСТОРИЯ СЕЛА НОШЕНО

Ношенская основная школа Абанский район Красноярский край Вид д. Ношено от перевалки.
ИСТОРИЯ СЕЛА НОШЕНО
Подготовил: краевед, биолог-географ, заслуженный учитель Красноярского края Кривоносов Виктор Михайлович 2002 год История села есть часть истории Красноярского края. Россия насыщена бурными событиями. Много подвигов совершили русские люди при освоении этих необжитых суровых пространств. Конечно, тяжело было первым поселенцам здесь, но если бы не они, то не было бы такого замечательного села Ношено в Сибири в конце XV111 начале XX веков. В 1668 году воевода Годунов направил боярского сына Кондратия Хворова для поиска земель, пригодных для пашни. 27 июня 1668 года Хворов доносил Годунову в Енисейск: «Можно слободе быть и в другом месте, по Тунгуске, по Тасеева реке и по Усолке. Пахотных мест и иных покосов и угодий много ж, крестьян можно поселить семей 80 и соль варить на мангазейский обиход, на Усолке соляные пожилины есть». Бахрин (история освоения Сибири в 17 веке). Первым п

Ношенская основная школа

Абанский район

Красноярский край

Вид д. Ношено от перевалки.

-2


ИСТОРИЯ СЕЛА НОШЕНО
Подготовил: краевед, биолог-географ, заслуженный учитель Красноярского края Кривоносов Виктор Михайлович

2002 год

История села есть часть истории Красноярского края. Россия насыщена бурными событиями. Много подвигов совершили русские люди при освоении этих необжитых суровых пространств. Конечно, тяжело было первым поселенцам здесь, но если бы не они, то не было бы такого замечательного села Ношено в Сибири в конце XV111 начале XX веков. В 1668 году воевода Годунов направил боярского сына Кондратия Хворова для поиска земель, пригодных для пашни. 27 июня 1668 года Хворов доносил Годунову в Енисейск: «Можно слободе быть и в другом месте, по Тунгуске, по Тасеева реке и по Усолке. Пахотных мест и иных покосов и угодий много ж, крестьян можно поселить семей 80 и соль варить на мангазейский обиход, на Усолке соляные пожилины есть». Бахрин (история освоения Сибири в 17 веке).

Первым поселением русских чалдонов и служилых на Усолке (а тунгусы-асаны называли её Манзя) было Тасеево. Оттуда они шли вверх по реке, ища пригодные для пашни степные участки - елани, где не надо было корчевать лес. Основывали заимки, где жили по 3-4 семьи. На заимках жили только летом. Потом эти заимки росли, становились селами. Так возникли Курай, Рождественское (ныне Дзержинск), Алацкая, ныне ПЕТРОВКА, Ношено. До прихода русских на берегах Усолки жили асаны. Они занимались охотой, рыболовством, собиранием даров природы. На стоянках Асан, археологи чёрные находили много оружия бронзового: кельты, ножи, клевцы. Это говорит о том, что асан перебили в военной стычке русские, Тасеевского острога, им не нужно было бронзовое оружие асан. А убивали для того чтобы ни кто им не мешал заниматься Тасеевцам земледелием, а здесь по р. Усолка в среднем течении много было лесостепных участков-еланей, земель. А хлеб был главным продуктом Русских. Поселение Асан помешало чалдонам основать здесь село, где сейчас находится, Ношено, с первого раза. Чалдоны – это вольные казаки-крестьяне поморы, живщие на севере России, в Архангельской области примерно. Они имели опыт жизни в суровых условиях зимы. Главная цель поморов сбор пушнины у местного населения, а может и золота. При этом они были напористы и нагловаты. За что их, первых поселенцев русских местные назвали чалдоны. По монгольски – асански, это слово обозначает: варнак, катаржник, беглый, бродяга, бандит. Об этом написал Николай Трощенко, с. Абан, на основании архивных документов. Раньше мы исходили из смысла слова челдон, человек с Дона. Это было ошибочно. И смогли бы Донские казаки в 17 веке, жившие в тёплых краях перебираться в Сибирь северным путём вдоль севера Евразии и потом по р. Обь, через Мангазею. Наше село Ношено имеет особую историю своего возникновения. Первое поселение, примерно, в 1700-1710г. заимочного типа находилось вероятно вблизи ручья Алатка, в местечке где находится в настоящее время деревня Петровка, Дзержинского района. Эта деревня раньше, до Советской власти называлась АЛАТКА. Называлась она – заимка Алацкая. По рассказам Ношенских старожил, первые поселенцы были: Сухотины, Прутовых, Пашины, Белоголовы. Примерно в 1710 году часть заимки Алацкой перенесли вверх по течению реки Усолка. Сегодня это место называют «Ношенская степь». Это первое перемещение села, поэтому и назвали его «Ношенская или Алацкая» перепись-ревизия 1762 года, сохранив его первое наименование. Видимо было две деревни: Алацкая и Ношенская-Алацкая. Кладбище у них было на «Бальчике», это холм западнее д. Ношено, в одном км.

На этом месте село не задержалось: близость грунтовых вод создала житейские неудобства, вода весной попадала в подполья, засоление распаханных земель. Пришлось людям подыскивать новое место, сегодня на нём находится наше село. Место выбрали удачно: место высокое, исключающее засопление почвы, близко строительные материалы (камни - горельник, глина, песок). Для удобства даже изменили русло реки, приблизив к главной улице, а горы защищают от юго-западного ветра, подходящее место для строительства мельницы, узкая долина реки и близость горельника, гривы «Верблюд». Это было второе перемещение деревни Ношено-алацкая. Асаны основали своё поселение, состоящее из чумов на современном месте д. Ношино приблизительно в 1576 году. Примерно к 1750 году чалдоны дружно стали жить с асанами в этом местечке. Даже брали в жёны асанок. Как произошло название села Ношено? Село перемещалось дважды с одного места на другое. По этому надо название села писать через букву «е» - Ношено. На этом месте за рекой, где был машинный двор, стояла сельхозтехника, у подножия склона горы, где находиться сушилка, при совхозе называлась перевалка, там подрабатывали зерно, сушили и хранили. Так вот здесь было поселение асан – улус, жили они в чумах. Русские их звали «дикари». «Их поселение на этом месте основано в 1576 году». (Гмелин). Я это прочитал у Николая Трощенко в его статье о истории Ношино. Кладбище у них находилось за перевалкой, там сейчас карьер. И большую часть остатков тел-костей асан усопших вывезли вместе с горельником на дороги при их отсыпке. Часть их лежит под асфальтом в д. Ношино.

Река Усолка в прошлом имела другое название – Манзя. А так её назвали в связи с открытием залежей поваренной соли и строительством сользавода Троицкого. Соль своя в Сибири – это очень важно было для того времени, ведь её привозили по рекам за тысячи километров.

Доктор исторических наук Красноярского пединститута Быконя Геннадий Федорович сообщил результаты третьей переписи и ревизии 1762-1763 г. «В деревне числилось 44 души крестьян мужского пола и 50 душ женского пола».» По четвёртой переписи и ревизии 1782 года в ней числилось крестьян 88 душ мужского пола и 112 душ женского пола. За 20 лет между 3-ей и 4-ой ревизией убыло разными случаями 15 душ мужского и женского пола, а прирост главным образом получился за счёт рождаемости. Судя по преобладанию женщин, и то, что деревня в 1,5 раза была крупнее Абана, её появление следует связать с расселением и заимочным освоением тасеевцами верховий реки Усолка и Каннской лесостепи».

«В 1859 году в деревне Ношенская проживало 259 душ мужского пола и 304 души женского пола, дворов было 104. в 1927 году дворов было 140».

«Ускорилось переселение в эти места с проведением трассы Московского-Сибирского тракта, обслуживание которого возлагали на крестьян, прилежащих к нему уездов».

Старожилы-чалдоны были немногословны, но речь их была богата присказками и поговорками. Своеобразно произносили они окончание глаголов – «бегат», «прыгат», «догонят, стрелят, мешат, решат и т. д.». Сейчас этого почти не услышишь, играют свою роль – школа, средства массовой информации. Дети получали трудовое и нравственное воспитание в семье, если родители были грамотными – учили своих детей чтению и письму. В 1907 году приехала из Канска учительница Евдокия Ивановна Ильинская. Сначала она учила детей в доме священника Ношенской церкви. Потом в 1908 году открыли первую в селе школу. А в 1932 году построили вторую школу, в которой до сих пор учатся дети. Некоторое время в старой школе был музей, а потом её разобрали. В церковно-приходской школе были такие предметы, как арифметика, чистописание, закон Божий.

В селе Ношено жил купец 2-ой гильдии в конце 1800 - начале 1900 годов Семён Тимофеевич Тимофеев. По его инициативе было построено: каменный магазин (который до сих пор в очень хорошем состоянии), мельница на пруду, 20 амбаров, церковь, дом для священника Ношенской христианской православной церкови. Также он имел магазины в Канске и Красноярске. Церковь находилась в центре сегодняшней школьной ограды. Здание было построено из круглого дерева, обшито снаружи вагонкой и покрашено. Фундамент бутованный из горельника, крыша железная из жести, крашенная. Изнутри стены храма очень красиво были расписаны образами святых: Георгий Победоносец, Пресвятая Пречистая Богородица Дева Мария, Иисус Христос. На окнах были узорные металлические решётки. Церковь была построена на средства жителей села и окрестных деревень. Разрешения Московской патриархии-синода и царя не было, так как жители села решили построить церковь самостоятельно по инициативе купца Тимофеева С. Т. И только в 1876 году в церкви начали проводить Богослужения, после разрешения Царя и Синода. Поэтому около двух лет ожидали открытия церкви. В день престольного праздника (14 октября Покров день) из ближайших деревень съезжались люди, и в церкви проходило Богослужение праздничное. Это был престольный праздник в церкви. Декрет от 23 января 1918 года, гласивший об отделении церкви от государства и школы, неоднократно нарушался государственными властями вмешательством в деле церкви. В результате огромное количество церквей было закрыто и сожжено, в том числе и Ношенская церковь. В 1936 году её сжёг местный житель. Пашин Илья Иванович и Белоголов Илья, в последующем работал председателем колхоза в Долгом Мосту. В поджоге церкви пытались обвинить священника, тогдашнее руководство абанской милиции (НКВД) – и так утверждают старожилы села. Они вызвали в Абан священника и стали его обвинять в умышленном поджоге. Батюшка предъявил им свой партийный билет с большим стажем. Ему задали вопрос: «Вы коммунист – почему в церкви работаете?». Батюшка ответил: «Цели поставленные партией РСДРП для улучшения жизни людей и воспитания, имеют общие цели с православным христианством, они направлены на воспитание человека, а мне нравится учить людей добру, честной жизни». Священник был отпущен и он уехал.

Для нашего села и людей его, основавших приятного было мало. Ношено было большим богатым селом. Хорошо живущих, зажиточных – богатых людей называли при царе ХОЗЯИН, при коммунистах КУЛАКАМИ, и объявили их врагами народа. Многие были репрессированы в 20-е, 30-е годы, из которых единицы остались в живых. Выжили и те, кто успели переменить своё место жительства, распродав нажитое десятилетиями имущество. Проведение «чистки» среди людей, продолжалось разрушением села, которое считалось самым красивым, аккуратным селом в округе (на реке Усолка).

Около тридцати домов, и в основном пятистенных и двухэтажного типа были вывезены из села в Березовку, Мачино, Абан. Редко где, перевезённый дом был построен в первозданном виде. Большая часть построек: амбары, хлева и другое, использовались, как топливо.

В селе остался единственный дом, рубленый топором. Ему около 250 лет. Он принадлежит Светлане Григорьевне Кулешевой, по ул. Советская.

Так село Ношено из заимки превратилось в большое село. Конечно, с тех пор многое в деревне изменилось и до наших дней.

В девяностые годы объявили приватизацию. Народ не готов был. Да и большинство жителей не способны были вести хозяйство на своей земле, что им выделели. Нашлись единицы, которые создали фермерские хозяйства на территории Абанского совхоза: Ношено, Березовка, Мачино. Животноводческий комплекс был разобран безработными по кирпичику. И новыми предпринимателями. В Ношино было пять гуртов дойных коров, это 500 голов. Телята, лошади. Работы не стало для людей, многие разъехались, пенсионеры остались, преданные патриоты. По их инициативе установили памятник фронтовикам, огородили бывшую школьную ограду, (ранее церковную), на деньги собранные с людей и предпринимателей.

Об истории Ношено, очень много можно узнать из музея, находящегося в школе. Это второй музей по Красноярскому краю, содержащий в своём составе череп тура. В музее очень много находится орудий труда каменного века, сведений о школе, о войне, о церкви и, конечно же, об истории нашего села. До сих пор люди находят в своих огородах, в окрестностях села – какие-нибудь исторические экспонаты, кости мамонтов, монеты, слюду, керамику и сдают находки в музей.

Музей по приказу главы района Кривицкого М. В. был передан Березовской школе, там отнеслись к экспонатам по варварски, разместив в подвале. Материалы о истории Ношинской школы я передал самовольно в третью Абанскую школу. Там есть музей народного образования района. Каменные орудия труда и кости древних животных передал в Абанский краеведческий музей. Часть экспонатов из подвала бесследно исчезла. Это было по аналогии похоже на коллективизацию – раскулачивание, как было в тридцатых годах. Приказ сверху, и бесприкословное выполнение на местах, отделом народного образования с. Абан, и руководством Березовской средней школы. Не посоветовавшись с создателем музея, народом села. Где демократия????? Это АНАРХИЯ натуральная!!!!! Так Ношинский народный краеведческий музей просуществовал с 1982 года по 2010 год.

-3

Вид д. Ношено от перевалки, за рулём автомобиля Кривоносов Виктор Михайлович.

Статью доработал в 2023 году, 23 декабря, Кривоносов Виктор Михайлович. «СОЛЬ» ?????