Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
Прежде чем продолжить дальнейшее повествование о заключительном периоде эпохи «Войн Роз», необходимо для лучшего и объективного восприятия бурного, но весьма запутанного хода событий, насыщенных всевозможными нюансами, «белыми» и «тёмными пятнами», подробно, максимально достоверно и не предвзято рассказать об одной очень известной исторической личности.
По ходу данного цикла публикаций наш сегодняшний персонаж сначала лишь эпизодически «мелькал» в стремительно вращающемся калейдоскопе хронологии войны Алой и Белой розы, постепенно оказавшись в числе действующих фигур «второго плана». В дальнейшем – после гибели династии Ланкастеров он неприметно, но твёрдо и верно стал одним из основных действующих лиц.
И вот сейчас наступил важный момент, когда герою сегодняшней публикации предстоит по праву занять главенствующее место в рассказе о дальнейших перипетиях внутрисемейных отношений дома Йорков и судьбе всей этой правящей династии. Как уже наверняка читатели догадались из названия статьи и вступительной части, речь пойдёт о Ричарде Глостере.
Как верно и очень точно отмечают в своих биографиях и фундаментальных трудах, как отечественные, так и зарубежные авторы, трудно найти в английской истории фигуру столь же противоречивую, яркую, неоднозначную, многогранную, одновременно привлекательную и отталкивающую, в высшей степени демонизированную, мифологизированную, оклеветанную и оболганную в силу различных причин и факторов в течении предшествующих столетий.
Сегодня мы не станем говорить о том, почему герцог Глостерский стал объектом массовых нападок, ложных и надуманных обвинений, и вообще «козлом отпущения» и олицетворением большинства нелицеприятных, беспринципных и аморальных проявлений затяжного междоусобного династического противостояния, сотрясавшего Английское королевство в последней четверти ХV века.
Также в данной публикации (во избежание спойлеров и преждевременного раскрытия главной интриги повествования) не будет рассказано о том, кому и почему было выгодно столь жестоко и изощрёно оболгать Ричарда. Обо всём этом читатель узнает в последующих публикациях цикла. А пока автор – ваш покорный слуга ставит перед собой цель объективно, непредвзято, максимально доступно, подробно и с привлечением самых разных источников воссоздать (насколько это возможно) настоящий образ Ричарда Глостера.
Ричард Глостерский (будем называть его пока Ричард-младший, чтобы не путать с его отцом-тёзкой – Ричардом Плантагенетом) появился на свет в замке Фотерингей (графство Нортгемптоншир) 2 октября 1452 года. Как уже было сказано чуть раньше, отцом Ричарда-младшего был известный, влиятельный и авторитетный аристократ Ричард Плантагенет, 3‑й герцог Йоркский, 4‑й граф Кембриджский, 6‑м граф Марч и 8‑й граф Ольстер.
Матерью Ричарда-младшего была Сесилия Невилл – самая младшая из дочерей Ральфа Невилла, 1-го графа Уэстморленда. В юности её за красоту называли «Розой Рэби» (Сесилия родилась в замке Рэби), а позже за надменность, чопорность и внешнюю излишнюю холодность дали прозвище «Гордячка Цис». Сесилия славилась не только своим вздорным и излишне вспыльчивым характером, но также благочестием и честолюбием[1]. Наиболее внимательные и осведомлённые читатели помнят, что «Гордячка Цис» приходилась родной тёткой графу Уорику. Соответственно, два знаменитых Ричарда – Невилл и Глостер являлись кузенами.
Будущий герцог Глостер был самым младшим из сыновей, а по счёту одиннадцатым из двенадцати детей герцога Ричарда Йоркского и Сесилии Невилл[2]. Столь высокую фертильность (плодовитость) Сесилия, видимо, унаследовала от матери, которая воспроизвела на свет 14 детей. Что же касается потомства герцога и герцогини ЙОркской, то из 12 их детей до возраста совершеннолетия дожили лишь семеро – трое дочерей и четверо сыновей. Из всех выживших детей, шагнувших в последствие во взрослую жизнь, Ричард был самым младшим.
Очернение образа Ричарда, придание ему внешних демонических черт и соответствующей адской сущности многие авторы, написавшие свои труды в XVI-XVIII вв., начинают буквально с первых минут жизни младенца. Но всех распространителей самых нелепых слухов и домыслов превзошёл Джон Роуз – современник Ричарда, английский священник, хронист, один из летописцев «эпохи Войн Роз».
Этот учёный муж умудрился превратить Ричарда в «исчадье преисподней», когда тот находился ещё в утробе матери! В своём главном труде – книге «История английских королей» Роуз сообщает жуткие сведения о том, что якобы Ричард целых два года находился в материнской утробе матери, а на свет появился сразу с зубами и волосами до плеч[3].
Томас Мор – известный английский государственный деятель, философ и писатель-гуманист одним из первых собирает воедино все факты и свидетельства о демонической сущности Ричарда, которые проявились во всей своей «отталкивающей красе», едва новорожденный сделал свой первый вздох: «Сообщают как заведомую истину, что герцогиня, его мать [Сесилия Невилл], так мучилась им [Ричардом] в родах, что не смогла разрешиться без помощи ножа, и он вышел на свет ногами вперед и даже будто бы с зубами во рту. Так гласит молва; то ли это люди по злобе своей говорят лишнее, то ли само естество изменило свое течение при рождении того, кто в течение жизни совершил столь многое против естества»[4].
Рождение младенца ногами вперёд (согласно акушерской терминологии такое механизм родов называется полное ножное предлежание плода) в эпоху Средневековья практически всегда трактовалось как особый и очень дурной знак, указывающий на то, что ребёнок зачат порочно, и с большой долей вероятности можно утверждать, то зачатие это состоялось при участии нечистой силы или самого прародителя зла.
Великий английский драматург Уильям Шекспир в своих литературных изысканиях под названием «Исторические хроники» пошёл ещё дальше. В своей, известной исторической пьесе «Генрих VI» знаменитый драматург вкладывает в уста короля Генри Ланкастера, которому осталось жить пару минут, следующие мистические подробности и знаки, сопровождавшие рождение «несчастного младенца-мутанта»:
«Час твоего рожденья проклянут.
Когда рождался ты, сова кричала,
Безвременье вещая, плакал филин,
Псы выли, ураган крушил деревья,
Спустился на трубу зловещий ворон,
И хор сорок нестройно стрекотал.
И мать твоя, хотя страдала больше,
Чем матери другие, родила
Себе отрады меньше, чем должна бы, -
Бесформенный, уродливый комок,
На плод такого древа непохожий.
С зубами ты родился в знак того,
Что в мир пришел, чтобы терзать людей»[5].
Длительное время – вплоть до второй половины ХХ века большинство читателей разных стран, не посвященных в подробности эпохи «Войн Роз», а также специально глубоко не изучавших биографию самого Ричарда Глостера, представляли его именно таким, каким он изображён на страницах произведений Томаса Мора и Уильяма Шекспира.
Для отечественного (советского, а затем и «раннего российского») читателя и вовсе в силу отсутствия зарубежных произведений по данной тематике, переведенных на русский язык, книги Мора и Шекспира, а также незабвенный приключенческо-исторический роман «Чёрная Стрела» Роберта Льюиса Стивенсона оставались единственными источниками, в которых можно было почерпнуть биографические сведения о Ричарде Глостере.
Поскольку именно исторические пьесы «Генрих VI» и «Ричард III» были наиболее известны мировому обывателю, то неудивительно, что образ Ричарда у многих читателей сформировался благодаря творчеству Шекспира. В связи с этим очень метким и своевременным является комментарий, который приводит в своей книге Елена Давыдовна Браун – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, специалист в области истории Позднего средневековья и средневековой Англии:
«Пытаясь представить себе Ричарда в раннем детстве таким, как его описал Шекспир, мы видим необычайно уродливое, злобное, прожорливое и в то же время хилое существо, которое самим фактом своего существования отравляет жизнь матери. Любопытно, что редкий по силе эмоциональный эффект достигается без всякого привлечения новых фактов. Просто то, что историки XVI века осторожно называли слухами и домыслами (рождение Ричарда с волосами и зубами, зловещие знамения и прочее), Шекспир передает как непреложную истину и, как правило, гиперболизирует»[6].
Уродливая и устрашающая внешность Ричарда Глостера стала неотъемлемой частью его стереотипа отъявленного злодея, душегуба, тирана и узурпатора, своего рода визитной карточкой и главным атрибутом фольклорно-литературного образа. Учитывая данное обстоятельство, будет вполне уместно и логично сразу же развенчать, пожалуй, самый популярный миф, касающийся внешнего облика герцога Глостерского, не дожидаясь периода его «взросления».
Но прежде чем развенчать устоявшийся в веках, преданиях, научном и литературном творчестве миф, следует напомнить читателю, какими эпитетами, сравнениями и словесными оборотами характеризовали и описывали внешность Ричарда Глостера, как его современники, так и представители последующих поколений.
Первым слово предоставляется Томасу Мору: «Ричард …мал ростом, дурно сложен, с горбом на спине, левое плечо намного выше правого, неприятный лицом – весь таков, что иные вельможи обзывали его хищником, а прочие и того хуже. Он был злобен, гневлив, завистлив с самого своего рождения и даже раньше»[7].
А вот, что пишет Полидор Вергилий – итальянский историк-гуманист и энциклопедист, значительную часть своей жизни проживший в Англии уже после смерти герцога Глостера: «…Ричард был мал ростом, его тело было деформировано, одно плечо выше другого, с квадратным и грубым лицом, которое выдавало его злобу и ясно говорило о хитрости и лживости»[8].
Наконец, наиболее подробное описание собственной внешности Уильям Шекспир вкладывает в уста самого Ричарда в широко известной одноименной исторической пьесе:
«Я, слепленный так грубо, что уж где мне
Пленять распутных и жеманных нимф;
Я – у кого ни роста, ни осанки,
Кому взамен мошенница природа
Всучила хромоту и кривобокость;
Я, сделанный небрежно, кое-как
И в мир живых отправленный до срока
Таким уродливым, таким увечным,
Что лают псы, когда я прохожу...»[9]
В другой, уже упоминавшейся исторической шекспировской пьесе «Генрих VI» – Маргарита Анжуйская произносит в адрес Ричарда уничижительную тираду:
«А ты не вышел ни в отца, ни в мать,
Но - безобразный, мерзостный урод -
Судьбой отмечен, чтоб тебя бежали,
Как ядовитых ящериц иль жаб»[10].
Вообще шекспировские герои с завидной регулярностью «награждают» герцога Глостерского самыми обидными, оскорбительными, провокационными и высокопарными отрицательными эпитетами, гротесковыми сравнениями, самыми брезгливыми и отталкивающими зоологическими прозвищами, а также периодически прямо указывают на его причастность к нечистой силе. Ричарда обзывают «мерзким горбуном», «адским псом», «ядовитой жабой», «злым уродом», «дьяволом», «отвратным карликом», «василиском», «хромым зверем», «гнуснейшим исчадьем Ада» и т.д.
Примеров подробных описаний «аномальной», уродливой, ужасающей, мистической и отвратительной внешности герцога Глостера предостаточное количество. Однако все эти «страшилки» и укоренившиеся штампы, кочующие из одного произведения в другое, рассыпаются в труху при одном лишь беглом взгляде на портреты Ричарда Йорка, сохранившиеся до наших дней.
Итак, кого мы видим на представленных ниже изображениях, безусловно и однозначно, принадлежащих Ричарду Глостерскому? Мужчина на портрете значительно старше своих лет (герой сегодняшней публикации чуть-чуть не дожил до своего 33-летия), на лице печать усталости и глубокой задумчивости, очерченные мимические морщины, тонкие губы плотно сжаты, волевой подбородок.
Одним словом, на портрете запечатлён самый заурядный представитель английской аристократии последней четверти ХV века без малейшего намёка на какие-либо дефекты внешности, патологическое искривление шеи, асимметрию плеч, деформацию спины и т.д. Ряд авторов-женщин, подробно изучавших тему сегодняшней публикации, находят Ричарда «достаточно симпатичным молодым человеком» или «вполне зрелым мужчиной, не лишенным привлекательности».
Современный автор – Вера Израилевна Стратиевская в своей книге, посвященной биографии Ричарда Глостера, воссоздаёт его истинный облик, сочетающий в себе, как описание портретной внешности с женской точки зрения, так и его характеристику с позиций современной психологии:
«Ричард не был уродлив, хром, горбат, кособок и низок ростом, как сообщают историки эпохи Тюдоров – он был строен, красив, как об этом свидетельствуют его изображения на портретах и отзывы современников. Это был красивый, с тонкими и благородными чертами лица человек. Внешне он типичный представитель психотипа ЛИЭ (логико-интуитивного экстраверта): деклатимная посадка головы, высокий и широкий лоб, высокие, слегка очерченные скулы, рассеянный взгляд интуита, эмотивный изгиб губ (уголки губ приподняты в полуулыбке), выдающийся вперёд подбородок решительного экстраверта, чуть приподнятые наружные уголки широко расставленных глаз, характерные для него как для стратега…»[11].
Вера Стратиевская приводит два очень веских довода в пользу того, что Ричард родился вполне здоровым и полноценным мальчиком, лишенным каких-либо признаков физических отклонений, а тем более аномалий или врожденных уродств. Довод первый: отец нашего героя – Ричард Плантагенет никогда бы не стал давать своё имя «бракованному» ребёнку, да ещё отмеченного метками нечистой силы и дурных предзнаменований.
Довод второй: если бы Ричард Глостер на самом деле имел горб, выраженную хромоту, усохшую и искривлённую руку, маленький рост, деформированную спину и ассиметричные плечи, то он никогда бы не стал (в силу указанных патологических изменений телосложения, осанки, походки и смещения центра тяжести туловища) отменным наездником, ловким фехтовальщиком, искусным бойцом, великолепно и профессионально владеющим мечом, боевым топором и копьём.
При жизни Ричарда Глостера ни один из его современников в сохранившихся документальных свидетельствах эпохи «Войн Роз» (включая приватную переписку ближнего королевского круга и придворных) ни разу не упомянул о наличии горба, хромоты, низкого роста, уродливых или некрасивых чертах лица, длиной и сухой правой руке, искривленной шее или выгнутой спине. Графиня Маргарет Десмонд, побывавшая на одном из ежегодных королевских балов, позже вспоминала, что «…Ричард был самым красивым мужчиной из всех присутствующих, за исключением его брата Эдуарда, и был великолепно сложён …».
Одним из последних иностранных высокопоставленных вельмож, которому довелось лично общаться с Ричардом, был личный посланник императора Священной Римской империи – Николас фон Поппелау, позже он оставил следующие воспоминания о той достопамятной аудиенции: «Он был на три пальца выше меня, но намного стройнее и не такой громоздкий, как я. У него были изящные руки и ноги, а также большое сердце… Ричард был человеком приземистым и кряжистым, обладавшим огромной физической силой... Его лицо выражало ум, энергию и волю и было не лишено привлекательности»[12].
Окончательную точку в затяжной дискуссии, жаркой полемике и научных изысканиях биографов, историков, специалистов и исследователей эпохи «Войн Роз» на тему «Какими на самом деле были внешность и телосложение Ричарда Глостера» поставила антропологическая экспертиза его останков, проведенная осенью 2012 года британскими специалистами.
Какими же оказались окончательные результаты тщательных и скрупулёзных многоэтапных исследований скелета герцога Глостерского? Вот наиболее важные выводы итогового отчёта комиссии, председателем которой был профессор Джо Эпплби – преподаватель Школы археологии и древней истории при Университете Лестера:
1) Ричард не имел горба (крайней степени выраженности кифоза – искривления позвоночника в области грудных позвонков с выпуклостью назад), хромоты (все кости его ног были нормальными и симметричными), а также рук различной длины.
2) Особенности скелета явно указывают на то, что «правое плечо Ричарда было выше, чем левое, а его торс был коротким по сравнению с руками и ногами. Но так как позвоночник представлял собой "хорошо сбалансированную кривую", то шея Ричарда была прямой, а голова также держалась ровно, не наклоняясь ни в одну из сторон».
3) Герцог Глостер приблизительно с 10-летнего возраста страдал подростковым идиопатическим сколиозом – одним из самых распространённых видов заболевания позвоночника[13].
4) Если бы у Ричарда не было сколиоза, то его рост мог составить примерно 173 сантиметра. Данный показатель на 5-7 см превышает средний статистический рост мужчины эпохи Средневековья. Из-за наличия сколиоза Ричард он был несколько ниже – примерно 168-170 см, что также является абсолютной нормой для эпохи «Войн Роз»[14].
Дополнением к выше изложенным выводам авторитетных специалистов-антропологов, археологов и судебных криминалистов может служить комментарий российского историка Елены Браун: «Пластическая реконструкция лица также дала результат – Ричарда вполне можно назвать красивым. Остается последний вопрос – насколько заметен был сколиоз Ричарда III? Позвоночник скелета выглядит заметно деформированным, но одно дело кости, а другое – живой человек.
Ответ можно найти в документальном фильме "Ричард III: новые доказательства", снятом в 2018 году. Создателям удалось найти человека с почти идентичным сколиозом. Доминик Сми оказался не просто способным выполнить любое воинское упражнение, его физические особенности вообще не бросались в глаза: даже простая рубашка скрывала недостатки и оставляла впечатление, что человек сутулится и у него неровные плечи. Что уж говорить о камзолах XV века, когда в моде были массивные ватные подплечники»[15].
Автор данной публикации надеется, что ему хотя бы отчасти удалось разрушить самый укоренившийся и прочно осевший на страницах исторической научной и художественной литературы стереотип, касающийся некрасивой и устрашающей внешности Ричарда Глостера, а также развеять миф о его физическом уродстве и зловещем внешнем облике. В следующей публикации будет рассказано о детских годах Ричарда.
[1] - после гибели мужа в самом конце 1460 года Сесилия стала именоваться вдовствующей герцогиней Йоркской. После того, как в марте 1461 года её старший сын Эдуард взошёл на трон, она вытребовала для себя особый статус «матери короля». В 1464 году её официальный титул значительно расширился и теперь звучал полностью следующим образом: «Сесилия, мать короля и вдова Ричарда, герцога Йоркского, в праве короля Англии и Франции и лорда Ирландии».
[2] - в ряде источников есть сведения о том, что у Ричарда Йоркского и Сесилии Невилл в общей сложности родилось 13 детей, а герцог Глостерский, соответственно, был двенадцатым ребёнком.
[3] - Rous J. Joannis Rossi Antiquarii Warwicensis Historia Regum Angliae. Oxford, 1745. P. 215.
[4] - История Ричарда III // Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. – Изд. 2-е испр. и доп. – М.: Научно-издательский центр «Ладомир»; «Наука», 1998. С. 238.
[5] - Генрих VI. Часть III. Акт 5. Сцена 6 // Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8-и томах / Под общ. ред. А. Смирнова и А. Аникста. Т. 1. – М.: Государственное изд-во «Искусство», 1957. С. 427-428.
[6] - Браун Е. Д. Ричард III и его время. Роковой король эпохи Войн Роз. – М.: Вече, 2016. С. 11-12.
[7] - История Ричарда III // Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. – Изд. 2-е испр. и доп. – М.: Научно-издательский центр «Ладомир»; «Наука», 1998. С. 238.
[8] - Браун Е. Д. Девять самых популярных легенд о Ричарде III // «Радио Arzamas». 07.04.2023. URL: https://arzamas.academy/mag/1188-richardiii (дата обращения 22.12.2023).
[9] - Шекспир У. Ричард III. Часть I. Сцена 1 / Пер. с англ. М. И. Донского. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2017 [электронная версия] // Благотворительный фонд «Предание». URL: https://predanie.ru/book/218142-richard-iii-per-mihail-aleksandrovich-donskoy/#/toc1(дата обращения 22.12.2023).
[10] - Генрих VI. Часть III. Акт 2. Сцена 2 // Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8-и томах / Под общ. ред. А. Смирнова и А. Аникста. Т. 1. – М.: Государственное изд-во «Искусство», 1957. С. 350.
[11] - Ричард III реальный и вымышленный / Стратиевская В. И. Два ракурса времени в истории Ричарда III [электронная версия] // ВикиЧтение. URL: https://history.wikireading.ru/322921 (дата обращения 23.12.2023).
[12] - Hanham A. Richard III and His Early Historian. – Oxford, 1975. Р. 123.
[13] - юношеский идиопатический сколиоз – это патологическая деформация позвоночника, как правило, возникающая у подростков в возрасте 14-15 лет по неустановленным причинам. Суть заболевания состоит в боковом искривлении позвоночника относительно нормы на 10 градусов и более, а также ротацией позвонков – поворотом их вокруг своей анатомической оси.
[14] - Антонов Е. Е. У короля Ричарда III был сколиоз, но горбуном он не был // Электронная версия журнала «Наука и жизнь» № 12, декабрь 2023 г. URL: https://www.nkj.ru/news/24477/ (дата обращения 23.12.2023).
[15] - Браун Е. Д. Девять самых популярных легенд о Ричарде III // «Радио Arzamas». 07.04.2023. URL: https://arzamas.academy/mag/1188-richardiii (дата обращения 23.12.2023).
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Войны Роз» МОНЖО ПРОЧЕСТЬ ЗДЕСЬ:
Часть 1-я. Ланкастеры начинают игру престолов
Часть 2-я. Нарастающий кризис правящей династии
Часть 3-я. Бедный, бедный Генрих VI…
Часть 4-я. Взлёты и падения Ричарда Йоркского
Часть 5-я. Первая битва при Сент-Олбансе
Часть 6-я. Развенчание укоренившихся стереотипов
Часть 7-я. Напряжённое затишье
Часть 8-я. Непредсказуемые зигзаги колеса фортуны
Часть 9-я. Победоносное возвращение изгнанников
Часть 10-я. Смертельная угроза дому Ланкастеров
Часть 11-я. Сражение при Уэйкфилде: крах Ричарда Плантагенета
Часть 12-я. Стремительное воскрешение Белой розы
Часть 13-я. Вторая битва при Сент-Олбансе: звёздный час королевы Маргарет
Часть 14-я. Два короля в одном Английском королевстве
Часть 15-я. Генрих VI vs Эдуард IV: молодость, инициатива и отвага вне конкуренции
Часть 16-я. Сражение при Таутоне: расстановка сил и дуэль лучников
Часть 17-я. Сражение при Таутоне: кульминация междоусобной бойни
Часть 18-я. «Боже, храни короля Эдуарда четвёртого своего имени!»
Часть 19-я. Несломленная Маргарита Анжуйская: не отступать и не сдаваться!
Часть 20-я. Назревающий раскол в стане победителей
Часть 21-я. Ричард Невилл никому не прощает обид
Часть 22-я. Большая игра графа Уорика. Мятеж
Часть 23-я. Большая игра графа Уорика. Под знамёнами Алой розы
Часть 24-я. Большая игра графа Уорика. Недолгий триумф и новые трудности
Часть 25-я. Схватка титанов: Эдуард IV против «Делателя королей»
Часть 26-я. Момент истины: сражение при Тьюксбери
Часть 27-я. Конец Ланкастерской династии
Часть 28-я. Хроники правления Эдуарда IV: большая политика и разлад в доме Йорков
Часть 29-я. Хроники правления Эдуарда IV: внезапная смерть во цвете лет
Часть 30-я. Зловещая легенда о Ричарде Глостере. Рождение «монстра» и его настоящий облик
Часть 31-я. Подлинная биография Ричарда Глостера. Короткое тревожное детство и раннее взросление
Часть 32-я. Подлинная биография Ричарда Глостера. Возмужание
Часть 33-я. Заговор королевы Элизабет
Часть 34-я. Ответный ход герцога Глостерского
Часть 35-я. У Лорда-протектора всё контролем
Часть 36-я. В борьбе за трон все средства хороши
Часть 37-я. Впечатляющий «блицкриг» соискателя английской короны
Часть 38-я. Хроники правления Ричарда III. Исполнение заветных желаний
Часть 39-я. Хроники правления Ричарда III. Да воздастся каждому по делам его…
Часть 40-я. Хроники правления Ричарда III. Сумерки узурпатора
Часть 41-я. Зловещая легенда о Ричарде III. Убийца «принцев в Тауэре»
Часть 42-я. «Тёмная лошадка» Генрих Тюдор
Часть 43-я. Шах королю Белой Розы
Часть 44-я. Утро на Босвортском поле: ставки больше, чем жизнь
Часть 45-я. Битва при Босворте: погребальный закат династии Йорков
Часть 46-я. Игра престолов завершена или торжество Тюдоровской розы
Часть 47-я. Эпилог
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)