Найти тему

Три исторические оперы Петра Чайковского

Петр Чайковский​ заинтересовался музыкальным театром еще в Санкт-Петербургской консерватории​. Во время учебы он написал увертюру — пьесу​, которую исполняли в начале оперного или драматического спектакля, — к «Грозе»​ Александра Островского​. Когда композитор получил образование и уехал в Москву​ преподавать, он взялся за крупные театральные произведения.

В конце 1860-х годов Чайковский написал первые оперы: «Воеводу» на сюжет Островского и «Ундину» по балладе​ Василия Жуковского​. Их премьеры прошли в Большом театре​. Однако сочинения не заинтересовали публику. Это объяснялось ситуацией в музыкальном театре: в Петербурге​ и Москве в те времена выступали труппы и именитые певцы-гастролеры специально приглашенные из-за рубежа — в основном из Италии​. Русскую оперу исполняли редко. Для новых постановок российских композиторов не готовили декорации и костюмы — играли в так называемом «подборе», в том, что осталось от других спектаклей. Вокалистам платили гораздо меньше. Из-за этого русская опера звучала и выглядела не так привлекательно, как зарубежная.

В 1870-е годы ситуацию изменил главный дирижер Императорских театров Эдуард Направник: при нем новым спектаклям отечественных авторов уделяли гораздо больше внимания, и русские оперы​ стали звучать чаще. В 1880-е годы они вытеснили итальянские и стали основой репертуара. Тогда же появились основные театральные работы Петра Чайковского.

Опричник

В «Опричнике» Чайковский использовал и часть либретто своей дебютной оперы «Воевода», и музыки к ней, дополнил и доработал их. Сочинял он медленно, хотя замысел композитору нравился. На «Опричника» Петр Чайковский потратил три года. Сочинение впервые сыграли в Мариинском театре​.

Опера понравилась публике, а руководство Императорских театров выписало композитору крупную по тем временам премию в 300 рублей. Однако сам Чайковский остался недоволен произведением. Позже он несколько раз редактировал оперу: написал новые номера главных героев, а по просьбе певца Богомира Корсова придумал вторую версию арии главного злодея, князя Вязьминского.

Орлеанская дева

-2

Единственная большая опера Чайковского​ на иностранный сюжет. Романтическая драма​ Фридриха Шиллера о жизни Жанны д’Арк​ заинтересовала композитора в середине 1870-х годов. В России ее в то время уже знали: пьеса​ появилась в 1831 году, перевел ее Василий Жуковский​. Однако царские цензоры запретили произведение с формулировкой «интрига сей пьесы основана на чудесах Пресвятыя Девы, о коей и часто упоминается в самых речах», поэтому долгие годы ее не ставили.

Мазепа

-3

Сочинение по мотивам поэмы «Полтава»​ Петр Чайковский​ написал в 1881–1883 годах. Произведение Александра Пушкина​ не впервые оказалось на музыкальной сцене. В 1850–70-х в Петербурге​, Киеве и Москве​ шла постановка композитора Бориса Фитингофа-Шеля. Незадолго до того, как Чайковский взялся за работу, поэма заинтересовала еще одного автора. Директор Петербургской консерватории​ Карл Давыдов хотел создать свою оперу на этот сюжет. Для него написал либретто​ публицист Виктор Буренин, однако произведение так и не поставили. Чайковский использовал текст Буренина, однако и его изменил. Исследователи отмечали, что композитор практически придумал новый сценарий.