Найти тему
📚 МемуаристЪ

Почему у памятника Сталину светятся глаза

К концу реставрации мы немного выпили, - шутит реставратор. Восстановили памятник Сталину почти столетней давности. Задал вопрос реставратору и он рассказал откуда взялся «шерстяной» китель на статуе и почему глаза Сталина теперь светятся в темноте.

История началась в Барнауле. Местные активисты из «Коммунистов России» загорелись идеей сделать свой «Сталин-центр». Звучит громко, конечно, но речь о маленьком музее эпохи в одну комнатку. Всё своими силами, конечно, никто из бюджета денег на это не выдаст.

В дню рождения вождя маленький музей открыли. Главный экспонат – крайне необычный бюст товарища Сталина. Опять же, восстанавливали сами!

В музее уже появились и другие любопытные предметы. Например, книга Берии об истории революционной борьбы в Закавказье. Или портрет Мао Дзедуна, выполненный на шёлке. Есть награды той эпохи, настоящий граммофон и пластинки с речами вождя.

История бюста тоже крайне любопытна. Это большая, на двести килограмм скульптура. Сделана ещё в тридцатые годы прошлого века.

Каким-то чудом скульптура пережила Хрущёва на одном из заводов Барнаула. Но к приезду нового губернатора ещё в 2005 году бюст было приказано убрать подальше.

Выбросить исторический памятник рука не поднялась и частично разбитый бюст оказался в гараже у одного из рабочих. Там он и простоял два десятка лет.

Реставратор Константин Ганов рассказывает об этом там:

«В результате сильно поломалось лицо, отломился нос, надбровные дуги, одно ухо. Комроссы его выкупили и пригласили меня на реставрацию».

Смотришь на фотографии бюста до реставрации и жуть берёт. Отчего-то ярко напомнило историю пушкинских бюстов.

-2

Из которых скучающие фашисты при оккупации Михайловского сделали тир. Ещё и денежные ставки делали, кто точнее отшибёт выстрелом нос или ухо русскому поэту.

Страшное какое-то отношение к нашей истории. Чудо, что бюст вообще сохранился! И это общая беда нашего отношения к памятникам.

Тот же Константин Ганов недавно восстанавливал другой памятник. Совершенно далёкий от политики.

Когда-то в давние советские годы в парке «Изумрудном» стояла белая скульптура кузнеца. Молодой парень в лёгкой рубашке и брюках работает с наковальней.

Скульптура совершенно не официозная и очень здорово сделана. Сохранились старые фотографии, на которых сплошь детвора. Памятник любили, был местной достопримечательностью.

Разумеется, в годы разгула перестройки и последующего скульптуру разбили. И что ещё более странно похоронили в том же парке. Нашли, где был закопан кузнец едва ли не чудом.

Ганов взялся за реставрацию. Работа непростая, некоторые фрагменты пришлось восстанавливать только по старым фотографиям. У статуи почти не было рук.

Долго не могли разобраться, что зажато во второй руке у кузнеца. Оказалось – какой-то свёрнутый лист бумаги, может быть, чертёж или письмо.

Так что пришлось браться за сварку, варить арматуру. Потом уже на стальном каркасе создавать заново части скульптуры.

Сегодня кузнец снова радует ребят в парке на законном месте. Опять же – исключительно работа энтузиастов.

Кстати, Константин вовсе не профессиональный реставратор или скульптор. Это известный и яркий журналист.

Энергия бьёт через край и Ганов постоянно пробует новые проекты. То он пошёл сварщиком на завод, то заделался электриком. Теперь вот старинные статуи восстанавливает и выходит очень ловко.

За бюст Сталина брался уже как опытный мастер. Уже инструментом обзавёлся, шлифмашинками. Уже и разные материалы распробовал. Дело-то хитрое, не угадаешь с материалом, сыграет на морозе по разному со старым материалом статуи и расколется в первые же заморозки.

Но Сталин скульптора озадачил. Это не просто гипсовый или бетонный бюст. Статуя сделана крайне необычно.

Двухсоткилограммовый бюст сделан из мраморной крошки и цемента. Именно такой состав создает эффект «шерстяного кителя». Это не ткань, это камень такой.

-3

Реставратор пишет об этом так:

«Эту текстуру, имитирующую шерсть, удалось сохранить, а вот лицо после реставрации - мы покрасили».

Для восстановления лица вождя взяли «холодную сварку». Скульптор материал очень хвалит:

«Она очень быстро твердеет, хорошо обрабатывается и обладает мертвецкой адгезией».

К тому же, бюст будет стоять в помещении и проблем с разным температурным расширением быть не должно. Хоть тут немного попроще.

Рассказал он и про светящиеся глаза статуи. Кстати, традиция вполне освящённая веками. Это мы привыкли, что древние античные статуи кипельно белые. А ведь это было совсем не так, они до нас так дошли.

Историки говорят, что классические древнегреческие статуи почти всегда ярко раскрашивались. Глаза оживляли кусочками хрусталя или драгоценных камней. На современные белые экспонаты музеев совсем не было похоже.

Этот бюст Сталина решён как раз в античных традициях. И цветной «шерстяной» китель, и глаза. Они, действительно, светятся в темноте.

Константин Ганов про это написал с добрым юмором:

«Ну и да, к концу реставрации немного выпили и глаза покрыли фосфорной краской, чтобы он и в темноте взирал на современную действительность».

Шутки-шутками, а работа получилось очень достойная. Замечательный пример бережного отношения к нашей истории.

Горячий привет создателям музея в Барнауле и всяческих успехов в их начинаниях. Дело начато доброе!