В Эрмитаже любят фарфор и на зимние праздники традиционно устраивают тематические экспозиции для посетителей. Так, новая выставка из цикла «Поднесение к Рождеству» — «Путешествие в страну детства. Советский и современный фарфор», организованная совместно с Императорским фарфоровым заводом и Государственным Русским музеем, стала уже 22-й по счету. На экспозиции в Зимнем дворце представлено более 180 фарфоровых скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства, и все они о детстве.
Мальчики и девочки в школьной форме, горнисты и барабанщики, балерины и лыжники, зайцы и медведи — фарфоровые фигурки выпускались массовым тиражом, поэтому посетители, к своей радости, могут обнаружить в экспозиции предметы и из собственных домашних коллекций, которые стояли в буфетах и сервантах, радуя бабушек и дедушек.
Советский фарфор — уютный, домашний, сентиментальный, трогательный в деталях. Вот мама нежно поправляет форму школьнице с портфелем, вот девочка кормит птенца или надевает носки, суворовец вальсирует с девочкой в бантах или малыш сидит с букварем — все сцены узнаваемы, скульпторы и художники воспевают в фарфоре поэзию жизни, те драгоценные моменты детства, которые сохранятся в памяти навсегда.
Среди уникальных экспонатов — декоративные вазы с изображением матерей и детей, живописно расписанные Анной Ефимовой, детские портреты Таисии Кучкиной, Николая Дыдыкина, скульптуры Пелагеи Шуриги для пионерского лагеря «Артек».
Особое внимание на выставке уделено творчеству художника Алексея Пахомова, оформившего множество любимых детских книг. В довоенные и послевоенные годы художник сотрудничал с фарфоровым заводом. На выставке представлены скульптуры «Юная балерина», «Школьница», «Первоклассник» и другие. Интересно, что для скульптуры «Юная балерина» позировала знаменитая актриса Татьяна Пилецкая, отметившая этой осенью свой 95-летний юбилей. О том, как Пахомов работал над скульптурой, Татьяна Пилецкая вспоминает в книге «Серебряные нити»: «…После занятий в училище я бежала в мастерскую Пахомова. Долго мы искали позу, которая говорила бы о балетной профессии, и наконец нашли: девочка, завязывающая балетную туфельку. Так родилась на Ломоносовском заводе фигурка «Юная балерина». Сейчас смотрю на нее и вспоминаю те дни, А. Ф. Пахомова, скромного, довольно молчаливого и очень трудолюбивого художника. Его иллюстрациями украшены многие книги, а моя фигурка и по сей день находится в Русском музее, и один из первых экземпляров у меня дома».
На Ленинградском фарфоровом заводе в послереволюционные годы работали замечательные художники и скульпторы — Александра Щекотихина-Потоцкая, Наталия Данько, Таисия Кучкина и другие. Многие из них были учениками выдающегося скульптора Александра Матвеева и продолжали традиции классического искусства и русского фарфора с его особой мягкой пластикой и яркостью красок.
Из самых современных работ на выставке — Кукольный сервиз (2023 год) художника и скульптора Анны Трофимовой. Такие игрушечные миниатюрные сервизы выпускали на частных русских мануфактурах еще в XVIII веке в подарок детям к Рождеству.
Выставка «Путешествие в страну детства. Советский и современный фарфор» открыта до 14 апреля.
Фото и текст — Михаил Борисов
#культурныйкод