Найти в Дзене

Врата бога. Книга вторая. Ашшур в гневе. Исторический роман про Древний Восток. Часть третья. Глава седьмая

Перс Теисп и его окружение.
Перс Теисп и его окружение.

В конце VIII века до новой эры, с воцарения династии Саргонидов, Ассирия приобрела такую мощь, что с ней в одиночку уже никто не пытался справиться, и только в некотором роде исключением ещё оставался Элам. Впрочем, к середине следующего века и для него наступили трудные времена. Элам испытал немало тяжких потрясений, и теперь ни в коем случае ему нельзя было конфликтовать с Ассирией. У него для этого уже не осталось ни людских ресурсов, ни материальных, да, пожалуй, не хватало и вообще каких-либо сил.

Однако с другой стороны, эламиты, в большинстве своём, по-прежнему были очень враждебно настроены по отношению к ассирийцам, и поэтому новому правителю Элама приходилось проявлять чудеса изворотливости и лавирования. И сын погонщика верблюдов оказался на поверку ушлым малым. Жизнь его многому научила. В том числе и скрывать свои истинные замыслы.

Он так сумел себя поставить, что Ашшурбанапал пока что к нему относился более-менее благожелательно и не проявлял никаких попыток, чтобы свергнуть его с трона, хотя и сохранил жизнь его предшественнику, тюхте и недоразумению Таммариту, и на всякий случай держал того при себе.

И вот, находясь в таком прямо скажем подвешенном и неопределённом положении, новый царь Элама не собирался предоставлять убежище и тем более покровительствовать всем тем, кто участвовал в восстании Шамаша, однако Хилина была своевольна и не менее изворотлива, чем её теперешний муженёк. Она пожелала посетить Мадакту, и царю пришлось смириться с её намерением, так как она вела себя по отношению к Индабигашу достаточно независимо, и во многом походила на свою предшественницу, царицу-мать Шильках, которой мало было одних женских радостей и забот.

Впрочем, Хилина не собиралась надолго задерживаться в Мадакте, а намеревалась оттуда самовольно проехать ещё дальше.

Конечным пунктом её путешествия намечался Аншан. В нём заправляли вчерашние вассалы Элама персы, которые теперь становились всё более независимыми.

***

Аншан когда-то был исконной областью эламитов, и центр этой области, одноименный город, являлся их самой первой столицей, и значит его по праву можно было считать колыбелью всей Эламской государственности. Но после ослабления Элама, персы, поселившиеся на его восточной границе и создавшие там несколько своих мелких племенных княжеств, постепенно заняли и Аншан.

Теуман, старший сын Шильках, захотел их оттуда изгнать силой, однако это привело к восстанию персидских племён, которые тогда ещё себя признавали вассалами эламского царя. И только благодаря Шильках, этот конфликт был по-быстрому улажен, и персы, сохранив Аншан за собой, за это не разорвали своих вассальных отношений с Эламом, и продолжили ежегодно высылать в Сузы дань, хотя она была и изрядно уполовинена.

Затем необузданный Теуман убил собственную мать, мудрую и энергичную Шильках, и быстро привёл Элам к катастрофе при Тулизе, после чего персы прекратили высылать в Сузы ежегодные подношения и фактически обрели независимость, хотя формально ещё какое-то время они и продолжали признавать сюзеренитет Элама над собой.

Однако Теисп, сумевший собрать под свою руку все персидские племена и ставший их правителем, настолько осмелел, что вскоре принял царский титул. А значит он осмелился этим титулом бросить вызов Эламу и обозначил свою фактическую независимость.

Ну и сейчас Хилина пожелала провести приватные переговоры со старшим сыном Теиспа. Изворотливая куртизанка надеялась, что Кир I согласится дать убежище Набуэлю и всем его приближённым, которые засобирались покинуть Дильмун.

***

Если бы кто-то тогда вздумал спросить обычного жителя Ниневии или Вавилона: а кто такие персы, и что же это вообще за народ такой, то ему и не каждый обыватель смог бы что-то внятное сказать. И действительно, об этих самых персах на Ближнем Востоке тогда мало что было известно. Во всяком случае, гораздо большую роль в то время играли родственные персам мидийцы. Эти то уже успели громко о себе заявить. Но всего лишь через век произойдёт удивительнейший феномен…

Почти что никому неизвестные персы поразят всех, так как этому немногочисленному народу, прятавшемуся где-то на краю ойкумены, удастся создать огромную империю, которая превзойдёт Ассирийскую и по размерам, и по своей моще.

Однако не будем забегать вперед и ещё немного расскажем о том, так кто же на самом-то деле были эти самые персы?

Тогда ещё совсем немногочисленные, и практически мало кому известные.

***

На Ближнем Востоке они были не коренным народом, а пришлым. А вообще они признавались одной из ветвей древних ариев.

В глубокой древности персы обитали вначале далеко на Севере, где-то в Южном Приуралье, рядом с финно-уграми, затем в Средней Азии, где соседями у них с севера и запада были саки и массагеты, а с юга и востока мидийцы и тохары. Но самыми близкими среди всех этих племён для них являлись мидийцы. Можно с уверенностью предполагать, что мидийцы и персы достаточно поздно разделились. И это произошло при первой их откочёвки. То есть, примерно в то время, когда они двинулись из Приуралья в Среднюю Азию.

Где-то в XIIIвеке до новой эры мидийцы, тогда предпочитавшие ещё кочевой образ жизни, снялись со своих насиженных мест и двинулись на юго-запад, а через полвека за ними последовали и персы.

К XI веку до новой эры эти персидские племена достигли центрального Загроса несколько южнее Маннейского царства, и основали там с десяток микроскопических княжеств. Но на свою беду эти персидские племена уже вскоре оказались втянуты в восстание мидийцев, которые поднялись против власти Великого царя. И из-за этого по их территории начали проходить регулярно и мидийцы, и скифы, и маннейцы, и войска империи, и это привело к тому, что персы стали истребляться всеми сторонами этого затянувшегося на несколько десятилетий военного конфликта. И вот, чтобы не быть совсем истреблёнными враждующими сторонами, персы вновь снялись с места и переместились на юго-восток и, в конце концов, получив разрешение у эламитов, осели на их восточной границе, в полупустынной области, получившей в дальнейшем название Парс (в ассирийских хрониках её называли Парсуаш).

Здесь они не подвергались нападениям со стороны воинственных ассирийцев, и постепенно начали численно увеличиваться, сила их стала крепнуть, и вскоре им показалось тесно в Парсуаше, и они продвинулись на соседние территории: в Карманию, Дрангиану, Арахозию… а затем просочились даже и в Аншан.

В итоге где-то к середине VII века до новой эры персы освоили почти весь Восток Элама и дошли до границ индийского царства Патталы, находившегося в низовьях Инда.

***

Долгое время персидские племена враждовали между собой, но постепенно видное место среди них заняло племя, носившее название Пасаргадов.

А примерно с середины VIII века до новой эры власть над этим племенем захватил дотоле малоизвестный род старейшины Ахемена. Об этом старейшине не много осталось достоверных сведений. Но несомненно, Ахемен был умён и очень деятелен. А ещё его описывали, что он был рыжеволос, голубоглаз и белокож. Как, впрочем, и многие тогдашние персы, которые разительно отличались от тех же эламитов, относившихся к дравидийской темнокожей расе.

В новом правящем роду оказалось не мало толковых предводителей, и уже при преемнике Ахемена, при Теиспе, Пасаргады стали главенствовать над всеми остальными персидскими племенами.

***

Аншан, древняя столица Элама.
Аншан, древняя столица Элама.

Дорога от Мадакты до Аншана была достаточно долгой и проходила вначале по крайним восточным отрогам Загроского хребта, поросших широколиственными густыми лесами, а уже потом по предгорьям. И вот на пятнадцатый день пути, около полудня, Хилина и сопровождавшая её небольшая свита проехали платановую рощу и добрались, наконец-то, до Аншана.

Это был город средних размеров с очень древней цитаделью. Среди его жителей ещё встречались коренные эламиты, но персы в нём составляли уже значительное большинство.

Вообще персы появились в этих местах не раньше второй половины VIII века до новой эры, а вот история самого Аншана насчитывала уже не менее шести тысяч лет, и он был основан даже раньше Суз.

***

Этот город считался самым древним в Эламе. Впервые он упоминался ещё в ранних шумерских хрониках и легендах (в частности, он упоминался в поэме об Энмеркаре), и цари его оказались первыми собирателями Элама, и выступали одно время серьёзнейшими соперниками аккадских правителей. Но всё это было уже в далёком прошлом.

Теперь Аншан был заселён пришлыми белокожими и голубоглазыми персами и постепенно менял свой облик. Хотя жившие здесь персы всё-таки многое переняли у аборигенов, то есть у эламитов, и даже включили их богов в свой пантеон, и также, как и персидской Астарте, поклонялись теперь и эламскому Хумбану, храм которого располагался в городской черте и поныне был действующим и посещаемым.

***

Двор Кира I был в общем-то по провинциальному прост и не блистал изысканной роскошью. Князь Аншана встретил гостью во дворе своего дворца и дружелюбно её поприветствовал. Но при этом не было никаких торжественных церемоний.

Надо сказать, что в отличии от ассирийцев, вавилонян, мидийцев и персов, у эламитов даже замужние женщины не были стеснены какими-либо ограничениями и могли себе позволить много вольностей. Они вели себя вполне свободно и независимо, и поэтому Хилина быстро усвоила эти эламские традиции, которые ей явно пришлись по нраву.

Кир I превосходно знал, как арамейский, так и эламский языки, и поэтому с Хилиной они могли общаться без каких-либо затруднений. Они поднялись на верхний этаж резиденции князя Аншана и прошли в охотничий зал, где по стенам были развешаны его многочисленные трофеи. Кир I был заядлым охотником.

Кстати, не удержусь и сделаю ещё одно небольшое, но достаточно важное отступление…

Уже почти через сорок лет после описываемых событий, когда Киру I исполнится семьдесят лет, у него родится от младшей жены наследник, которого назовут Камбизом. Этот Камбиз сменит на престоле Аншана и Парсуаша отца, и уже у него появится первенец, сын, который будет наречён в честь деда тоже Киром. Так вот, это будет тот самый Кир II. Да, да, да, именно тот самый.

Кир II Великий. Правитель, о котором будут все последующие века слагать легенды и который сумеет благодаря своему таланту и своей необыкновенной предприимчивости создать величайшую державу, вошедшую в историю под названием персидской державы Ахеменидов.

Эта империя будет простираться в лучшие свои годы от Балканского полуострова и до Индии.

Но давайте не будем забегать далеко вперёд. По правде сказать, Кир I был удивлён появлению в его владениях эламской царицы.

- Как дорога? Не утомительной была? - спросил Кир нежданную гостью.

- Мы вставали очень рано и двигались до полудня, пока не наступал зной, - ответила персу Хилина. - А потом давали отдых и себе, и коням. И поэтому всё было вполне терпимо. Жара нас не утомила.

Кир предложил гостье отдохнуть с дороги, и она приняла его предложение. Куртизанка омылась в бассейне и только к вечеру направилась на встречу с персом.

***

Аншан строился.
Аншан строился.

Кир принял гостью в своих парадных апартаментах.

Они оба разместились в креслах с невысокими спинками. Князь Аншана велел слугам принести напитки, фрукты и зажаренное на вертеле мясо, и обратился уже к Хилине.

- Как поживает нынешний царь Элама? Здоров ли он? Как его семья? Здравствуют ли домочадцы?

- У него все пребывают в здравии! Спасибо Хумбану и прочим великим богам! - ответила незваная гостья.

- Подкрепись ещё раз с дороги, госпожа, - и Кир предложил Хилине отведать мясо молодого барашка и выпить охлаждённого вина.

-Мне бы лучше с дороги пива,- ответила Хилина.

- Пива?! Что, обычного? Ячменного? - удивился непритязательному вкусу гостьи перс.

- Только охлаждённого, - сказала куртизанка. - Я всё-таки предпочитаю его. Особенно в такую жару, как сейчас.

Её просьбу исполнили и принесли пива.

За едой разговор продолжился.

- Царь Элама хочет что-то от меня? - спросил Кир.

Скажу сразу: на самом деле Хилина действовала по собственной инициативе, но сейчас она посчитала, что лучше всё представить так, как будто бы это исходило не только от неё, а и от эламского царя Индабигаша.

- Князь, тебе же известно, что восстание Шамаш-шум-укина оказалось неудачным и сейчас оно терпит одно поражение за другим? – завела речь из далека хитрая Хилина.

Кир согласно закивал головой:

- Да, мне это известно…А что?

Хилина продолжила:

- У тебя нашёл убежище тесть Шамаша, вавилонский визирь Набу-ката-цабат.

- Это сделал я по вашей же просьбе…- не преминул напомнить осторожный перс.

- Решение это мудрое с твоей стороны. И правильное. Спасибо тебе за него, - продолжила Хилина. - Он всем нам, кто в той или иной мере противостоит Ассирии, ещё пригодится и будет полезен… Но от тебя вскоре понадобится и новая помощь.

У перса изменилось выоажение на загорелом лице.

- Какая? – переспросил Кир.

- С Дильмуна должны переправиться на наш берег князь Набуэль и его сподвижники со своими семьями, и им тоже будет необходимо предоставить убежище. Так вот, царь Элама и… и-и я вместе с ним… Мы… мы и за этих людей хотели бы тебя попросить. Не сможешь ли ты и им предоставить убежище у себя в Аншане?

Хилина сняла с шеи золотое ожерелье и положила его перед Киром.

Кир взял ожерелье и оценивающе его осмотрел. Затем, как бы размышляя вслух, произнёс:

- У Великого царя повсюду свои люди, свои «уши и глаза»…И я подозреваю, что они есть даже и у меня под боком, здесь, в далёком от Ассирии Аншане…

- Это мне известно.

- И он уже через них прознал про то, что Набу-ката-цабат скрывается в моих владениях…

- Он потребовал выдать ему беглого вавилонянина?

- Да, потребовал. Однако я ... Я пока что не ответил на требование Ашшурбанапала. Ведь визирь - мой гость!

- И не отвечай на требования Великого царя!

- Ты считаешь, что я так могу поступить с самим повелителем Ниневии, с ассирийцем Ашшурбанапалом?

- Ну, конечно! – отреагировала Хилина. - А чего вам, персам Аншана, его боятся? Вы же слишком далеко находитесь от империи, и вряд ли её воины доберутся до вас…Ну и что вам тогда волноваться?

- Хм-м-м… Мо-ожет ты и права, госпожа, - Кир забарабанил костяшками пальцев по подлокотникам своего кресла. - Хо-о-отя, а кто его знает? Ведь один раз ассирийцы доходили уже и до Аншана.

- Да, доходили. Но, когда это было?! Это было давно, - успокаивающе произнесла Хилина. - Когда вас ещё здесь не было в помине…

- И всё-таки, ассирийцы однажды до Аншана сумели добраться…

Хилина сняла с пальца перстень с несколькими рубинами и с одним очень крупным сапфиром и тоже его положила перед Киром, и после этого добавила:

- Ну и что? А это… Э-э-это только малая часть того, что ты получишь за свою доброту и понимание, - при этих словах Хилина посмотрела на Кира более чем многозначительно.

И Кир всё понял.

***

Набуэль ждал решения Аматтеи с некоторой тревогой, хотя и надеялся на то, что всё будет так, как он и наметил. И вот, под вечер того же дня, они остались с ней наедине.

- Ну, что? - спросил жену Красавчик. - Ты всё обдумала? Ты согласна с моим предложением? Ты готова отправиться в Элам?

- С тобой я готова отправиться хоть куда, мой любимый, - ответила лидийка. – Такова моя судьба. И я сама её выбрала! И ни о чём не жалею!

Она обняла князя, и они забыли уже обо всём.

А на следующий день своё согласие выразил и дядя Набуэля. Он тоже, после долгих раздумий, высказался в том же духе, что самым лучшим выходом из сложившегося положения, будет не защищать остров, а покинуть его, покинуть без боя, чтобы не губить понапрасну множество дильмунцев.

И сразу же после этого началась подготовка к эвакуации.

Ну а так как выбор был сделан, то тут понадобился прежде всего друг князя, старый «морской волк», финикиец Абимилькат. И, конечно же, его «ласточка». Его трирема «Баал». Лучшее и самое быстроходное судно в Южном море. (и то, что это судно было лучшим в акватории Южных морей, это было не бахвальство).

Вызванный князем Абимилькат тут же уточнился:

- Сколько будет необходимо переправить на эламский берег людей?

- Почти восемьсот, - ответил уже всё прикинувший князь.

- Во-о-осемьсо-от?! Ничего себе! – вырвалось у Абимильката.

- И это не считая грузов…

- Мда-а-а… - почесал свою разлапистую бороду финикиец. - Не просто это будет для моей «ласточки»! Ведь использоваться будет только она, как я понимаю?

- Только она! А всё потому, что она у тебя самая надёжная. И я могу только тебе доверять.

- Ну, да! Ведь сейчас море неспокойное. Наступает период штормов. А времени для переправки грузов и людей мне сколько, князь, дашь?

- Месяц… Ну, от силы… два. Сможешь?

- Не просто это будет!

- Ну, так что?

- Придётся сделать не меньше семи-восьми ходок…- произнёс «старый морской волк» Абимилькат. - Главное, чтобы на море не было сильного волнения. Иногда если что придётся и пережидать… За два месяца постараюсь всех переправить!

И финикиец, и князь по прозвищу Красавчик ударили по рукам.

Сайт автора: vbartash.kz

Одноклассники автора: ok.ru/...443