Где-то среди лесов Московской области расположился бывший секретный город, который нигде не обозначался на картах. Сейчас часть городка полностью брошена: дом культуры, больница, общежитие, музыкальная школа и другие учреждения начали пустеть еще с 1990-х годов. Создается впечатление, что отсюда ушли буквально вчера. Кругом абсолютная тишина и при этом тут продолжают доживать последние жители. Сегодня я расскажу о месте, которое превращается в настоящий город-призрак...
До Сергиева-Посада-15 нам ехать всего 100 км от Москвы, а ощущение будто попадаешь в условную Воркуту. Мы проезжаем бывший
контролько-пропускной пункт. Сейчас это здание полностью разбито и разграблено, а от некогда грозных ворот ничего не осталось.
Лишь тишина, пустота и безнадега. А главное люди, которые, не смотря ни на что, продолжают здесь жить...
Сейчас здесь никакой охраны нет, а раньше весь городок был засекречен. Был забор и несколько рядов колючей проволоки, и никто лишний попасть сюда абсолютно не мог. Преступность была нулевая, случайных людей здесь попросту не было. И данный городок можно было увидеть только со спутника, потому что ни на каких картах он не обозначался.
Городок Сергиев-Посад-15 построили в 1965 году в условиях строжайшей секретности для обслуживания систем противоракетной обороны. Система защищала Москву от вражеских ракет с неба. В городке всё было для комфортного проживания: поликлиника, школа, детский сад и дом культуры. А в магазинах были дефицитные товары. В советские времена жить тут было престижно.
Но после модернизации системы ПВО, часть расформировали, а городок был снят с баланса. В итоге Московская и Владимирская области уже больше 20 лет не могут решить, кому принадлежит бывший военный городок и как его называть. Поэтому возникли проблемы с пособием и пропиской.
Пока я изучал городок, я увидел местную жительницу и подошел к ней:
- Здравствуйте, как вы здесь живете? Я слышал, что скорая помощь к вам с трудом приезжает. - спросил я.
- Нас на карте нет (по документам, на месте населенного пункта лес - прим. автора). Скорая еле-еле приезжает. Сейчас, вроде, нас переводят во Владимирскую область, но это незаконно. Даже прокурор об этом писал. Так они с хитростью делают, в паспорте они сразу пишут - Владимирская область, и всё. - говорит она.
Поблагодарив женщину я пошел дальше, у меня складывалось впечатление, будто я был в Чернобыле: вокруг были полуживые дома и практически полное отсутствие людей. Хотя население сейчас составляет около 1500-2000 человек.
Перед вами заброшенная музыкальная школа. Здесь сохранилось всё в первоначальном виде. Даже ноты были разложены на столах, как будто сейчас придут дети и продолжат играть.
Вскоре я увидел заброшенный дом культуры. В нем проходила вся активная жизнь городка. Сейчас оно стояло никому не нужное.
Было интересно здесь обнаружить спортзал, ведь обычно в домах культуры строили только концертные залы и дополнительные классы для творческих кружков.
А на стенах были звезды советского кино.
И наконец я нашел концертный зал, чудом сохранившийся.
В следующей комнате была библиотека с разбросанными книгами. Мне больнее всего наблюдать подобную картину. Ведь в советское время было в почете иметь большую библиотеку, это было предметом гордости. Но времена идут, и книги теряют ценность. Также я здесь нашел целую подборку газет, даже с обращением Ельцина.
А в этой комнате раньше проводили кружки, но сейчас тут было всё разбросано и никому ничего не нужно. Представляю, как раньше сюда приходили дети позаниматься.
Далее я прошел в мини-музей городка. Здесь на стенах висели стенгазеты, посвященные этому месту со всеми историческими фотографиями. А на стенах с одной стороны была нарисована военная картина, а с другой был выбит настоящий барельеф.
Осмотрев весь дом культуры, я пошел дальше и увидел местную жительницу:
- Здравствуйте, а почему здесь все так заброшено? Это же место так близко от Москвы? - спросил я.
- Никому ничего не надо, посмотрите, какая инфраструктура у нас была: и сад, и школа, и столовая - все у нас было. Была большая поликлиника, там было общежитие, почта. Хоккейная коробка, там стадион.
- А из-за чего всё закрываться стало? Огромный же городок был. - спрашиваю я.
- Сокращать стали армию. А городок хороший был, большой. А знаете, какая у нас прописка? Деревня Таратино, улица такая-то, квартира такая-то и всё. Городок Сергиев-Посад. А до Таратино километров 3 отсюда. - говорит она.
- В общем, проблем тут много? - спрашиваю я.
- Конечно, мы хоть раньше голосовали, а сейчас даже к нам никто не приезжает. Хотите голосовать, езжайте в Большое Каменское. А кто поедет?
- То есть вас даже не спрашивают на голосовании?
- Нет. Но деньги за воду идут в Москву, хотя мы воду сами качаем, свет в Москву, газ в Москву, только вот мусор нет.
Мужчина рядом спрашивает — откуда ты знаешь?
- Я же по квитанциям вижу. А сколько раз приезжали из телевиденья, не дали им выпустить ролики, НТВ даже было здесь. Им запретили выкладывать. А сколько квартир тут было, а сейчас - кто умер, кто уехал, а в квартиры всё квитанции продолжают приходить.
- Мертвые души прямо.
- Здесь вообще ничего не делается. А недавно знакомая поехала к врачу, а ей сказали, ты не наша, вот у вас прописка другая. А скорая приходит из Владимирской области.
- Ничего себе.
- Был случай, когда фельдшер так и сказала: "Вызывайте труповозку, я его не довезу". Долго едет скорая.
- Да таких военных городков — полно. Сюда бы из Донбасса переселить в эти прекрасные квартиры. - говорит она.
Затем я решил зайти в одно из заброшенных зданий. Ощущение, что зашел к кому-то в гости. Почти не облупившаяся краска, при входе висят потускневшие объявления. Только разбросанные вещи в коридоре говорят о том, что все здесь полностью брошено.
На первом этаже в этом доме находился дом быта. Я даже нашел полноценную стиральную машину. А в другой комнате стояла целая швейная машинка.
Я поднялся на верхние этажи. Здесь были некоторые квартиры в полном сохране! Я был поражен, когда увидел на стене календарь за 2015 год. Получается, жизнь здесь остановилась в 2015 году, и никто ничего за это время не трогал. Покрывала лежат на кроватях, на стене висит почерневшее зеркало. Подхожу к батарее и поначалу показалось, что она теплая, но нет. Показалось.
Здесь всё как будто замерло. Меня не покидало чувство, что сюда кто-то прямо сейчас вернется. Оставалось только цветы на подоконнике полить. А вокруг были разбросаны бесконечные фотографии людей, видимо, жителей или сотрудников этого военного городка.
Захожу в другую комнат и вижу на стене, помимо плакатов, висел адрес этого дома, где было написано - Московская область, хотя сейчас это уже Владимирская.
Я захожу в комнату коменданта, которая меня сильно потрясла. На столе было множество различных дел. На полках аккуратно стояли книги. А на стенах висели плакаты советского времени. Даже кровать была заправлена. Заселяйся - и живи.
Я прошел по коридорам общежития, здесь до сих пор был сохранен запах людей. А в каждой комнате все было расставлено на своих местах. У меня возникло ощущение, что я как будто провалился в советское время, настолько здесь сохранилась атмосфера старого быта.
Рядом с общежитием была спортивная площадка с хоккейной коробкой и баскетбольным полем. Очень удобно, вышел из дома - позанимался спортом и пошел по делам.
Вскоре я увидел бывшую медсанчасть. Внешне она выглядела действующей, но место было абсолютно брошено.
И в первой же комнате я обнаружил стоматологических кабинет с сохраненной аппаратурой.
В каждом кабинете было множество плакатов и медицинского оборудования. Жалко, что такая огромная больница закрылась, ведь здесь лечили всех жителей этого поселка.
Затем я увидел лестницу, ведущую в подвал больницы. Я спустился и оказался в убежище. В экстренном случае больница должна была сюда переехать. Здесь были бесконечные коридоры и комнаты. Все их было сложно пройти, потому что стояла безумная сырость и холод.
Уже к вечеру я приехал домой после поездки и понял, что в таком виде завтра ехать на работу точно нельзя. Джинсы и куртка были порваны в нескольких местах о гвозди, а ботинки были почти черными от грязи. Если джинсы еще можно было зашить, то куртку точно нужно было выкидывать… Ботинки же удалось отмыть кислородным очистителем BRANDFREE. Кстати говоря, в 2023 году он получил национальную премию «Товар года» в категории бытовая химия по выбору потребителей. Сейчас покажу, как просто он очищает обувную подошву:
Вот так выглядели мои кроссовки после поездки:
Чтобы очистить обувь, я развожу средство. Беру 1 столовую ложку гранул и развожу их в горячей воде, они сразу начинают пузыриться и шипеть, образуя густую пену. Оставляю на 15 минут. Затем без всяких усилий протираю подошву обычной губкой и ополаскиваю холодной водой.
И вот мои кроссовки вновь приобрели первоначальный свежий вид.
Заодно очищу термос после моей поездки. В течение нескольких месяцев я не мог отмыть въевшуюся грязь внутри, никакая щетка с этим не могла справиться:
Но как только я залил кислородный очиститель, эффект был виден моментально. Вместе с пеной вся въевшаяся грязь стала отходить прямо на глазах. Представляю, как это средство может с легкостью очистить все бокалы до блеска после Нового года!
После 15 минут ожидания, я ополаскиваю холодной водой и передо мной абсолютно чистый мой любимый термос.
Выглядит чудо-очиститель так:
Продается это волшебное средство на Вайлдберриз и Озон по очень заманчивой цене, а в связи с новогодними акциями цена стала еще выгоднее. Ссылку оставляю: https://chisto.brandfree.ru/?utm_source=dz_rus_a&erid=LjN8KM
Реклама ООО «ЭПЕКО» ИНН 5752084510 Erid=LjN8KMX1M
Об этом месте я снял ролик, ознакомьтесь, если не смотрели.
Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
Предлагаю ознакомиться со следующими моими статьями по данной теме: