Найти тему

Загадка главной дороги Новороссийска

Загадка главной дороги Новороссийска

Попасть в Новороссийск со стороны Краснодара сейчас можно только через так называемые Волчьи ворота. Но мало кто знает, что еще относительно недавно это была небольшая тропа, которой мало пользовались. А в город въезжали по другим дорогам.

На всех дореволюционных и ранних советских картах основным въездом в город Новороссийск со стороны Краснодара являлась дорога через станицу Неберджаевскую и пост Липки. Он находился на месте нынешнего водохранилища.

От поста Липки (или Неберджаевского водохранилища) идет еще одна дорога — на Маркотхский перевал с выходом в районе г. Семигорка. Эта дорога сейчас частично покрыта асфальтом, но там, где дорожное покрытие осыпалось, проглядывает старая мостовая, сложенная из речного булыжника. Загадка в том, что ни одна близлежащая речка на сегодняшний день не имеет подобных камней в своем русле. На дороге уложены камни твердых пород, такие как белый гранит, и обработать («скруглить») их могла только река с бурным течением, например, Белая (Адыгея) или Мзымта (Сочи).

В биографии генерала П.Д. Бабыча указано, что он руководит в 1859 году строительством дороги по Неберджаевскому ущелью в сторону Новороссийска.

Самая первая дорога в направлении Абрау_Дюрсо, о которой сейчас знают далеко не все, проходила по ул. Революции 1905 года. Далее она пролегала мимо горы Кабахаха в сторону Глебовки и через перевал к озеру Абрау.

Из сохранившихся писем дореволюционных виноделов известно, что по старой дороге бутылки с шампанским доставлялись в Новороссийск не всегда целыми. Поэтому в 1905 году после прокладки участка Анапского шоссе, которое доходило до нынешнего села Цемдолина, начали готовить проект альтернативной дороги в Абрау-Дюрсо.

Строительство нового шоссе к озеру Абрау завершилось в 1914 году. До сегодняшних дней сохранились небольшие участки старой мостовой из битого мергеля, например, в районе села Васильевка.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8