Не смотря на то, что сам Даниил Хармс всем рассказывал о своем рождении 1 января и пытался в этом убедить многих, о чём сочинял не только изустно, но и письменно, достоверно известно, что на самом деле родился он 30 декабря. В этой связи пришло на ум, что в наше время было бы не лишне вспомнить его невеселую судьбу. А вернее её финал. Арест и голодную смерть в психушке при тюрьме в «Крестах» в блокадном Ленинграде. Ну, и немножко развить эту тему, но не вглубь, а в ширь.
Был ли донос на Хармса написан по факту его речей лета 1941 г. или бдительная авторша подтянула их из более ранних высказываний, по большому счёту не имеет значения. Факт тот, что через месяц после начала войны было выписано постановлении на арест, в котором говорилось, что «Ювачев-Хармс Д. И. контр революционно настроен, распространяет в своем окружении клеветнические и пораженческие настроения, пытаясь вызвать у населения панику и недовольство Советским Правительством». В то время, да и с учётом, трагического начала Отечественной войны, когда «ярость благородная вскипала как волна» и уже по стране «шла война народная, Священная война» - это был смертельный приговор.
Хармс на протяжении всей своей жизни как шёл к этому. Существовал параллельно советскому государству и не скрывал особенно этого, говоря литературно, не скрывал своего саркастического отношения к строю. Может даже этим и гордился - подчеркивая тем самым свою индивидуальность. Как сейчас сказали бы - был социопатическая личность. Выживать ему удавалось только благодаря таланту, подвизаясь на литературном поприще. И если бы не Самуил Маршак, подтянувший его в конце 1920-х годов к сотрудничеству с детскими журналами, то ещё не известно осталась бы о нём какая память.
При этом то ли в силу характера, живя с элементами эпатажа, то ли не очень соображая о своём времени и обстановке в стране или имея действительно какие-то психологические проблемы, он достаточно беспечно позволял себе не скрывать своих взглядов. Всячески дистанцировался от интересов страны. Даже когда началась война то ли ему чего-то в голове не хватило, то ли он настолько вошёл в роль, что получив «белый билет» и освободясь от всех воинских и трудовых повинностей продолжал позволять себе жить на той же волне. А люди вокруг уже жили с другими ощущениями. Вот как описывала свои переживания тех дней автор культового плаката «Не болтай»: «…чувство, что стоишь на краю, не покидало, и еще ужаснее, почти физическое ощущение: где-то каждую минуты падают разорванные, пробитые железом люди… И все сжимается, как шкурка, карта страны, точно подожженная тлеет с краю, забирая в черный пепел все новые куски с названиями рек, городов…»
С первых же дней начала войны выпускница Московского художественного института Нина Ватолина, которая собиралась писать диплом, на волне патриотических чувств, пошла на курсы медсестёр, решив отправиться на фронт. Но жизнь распорядилась иначе и её передовая оказалась в редакции издательства изобразительного искусства. Там-то она и получила сразу задание сделать плакат, предупреждавший всех, что сейчас не время говорить лишнее. Идеологически выверенный текст к плакату был взят у упомянутого коллеги Хармса - Самуила Маршака, который к этому моменту в силу своего голоса предупреждал всех, кто его слышал: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены».
А вот уже благодаря Нине Ватолиной, это предостережение не осталось кулуарным в писательской среде. Она его визуализировала и довела эту мысль до каждого советского человека. И кто знает сколько не сломанных судеб,не написанных доносов на счету этого плаката и сколько народу удержала от опрометчивых пересуд художница, изобразившая себя в роли строгой женщины, предостерегающей сограждан от беспечной болтовни. Не смотря на то, что душой она тянулась к чистому искусству - к живописи, она пол жизни посвятила политическому плакату. Пропагандировала идеалы и принципы своей страны. И всё только потому что, как она сама говорила на взлёте карьеры, когда случилась война, её как и миллионы советских людей охватил патриотический дух, требуя - «все, что можно, сделать для своей страны». И она делала, несмотря что душа её рвалась к другому.
Хармса не охватил этот дух. Он не увидел этого плаката, а ещё ранее не услышал старшего товарища - Маршака. И это логично вытекает из его свободолюбивого декадентского образа жизни. Наперекор времени, ставившего во главу угла только личные интересы, он жил, как говориться, как душе угодно. Сын революционера-народника, духовного писателя, не желал считаться с требованиями страны и работать на неё, в принципе, за это и был ею погублен. Тогда как Ватолина - дочь репрессированного дворянина, наперекор песне свой души, пол жизни работала на благо государства и только потом забросила это дело, став жить для себя.
Кого из них больше жальче? Хармса, прожившего как хотел и наболтавшего себе кончину в расцвете лет или Ватолину, трудившуюся на родину и прожившую полноценную жизнь, а в конце сокрушавшуюся: «Что делали эти картинки? Нужны они были кому-нибудь? Все эти заклинания ― “Вперед!”, “Отомсти!”, “Бей!”, “За Родину!” Шевельнулось от них чье-нибудь сердце? Сомневаюсь». На мой взгляд ответ прост -наплевать. Жизнь богемы всегда выглядела корява в приближение. Давно дали этому определение - «страшно далеки они от народа». И кто как из них справлялся, чтобы не потерять душу - личное дело каждого. Вернее будет оценивать их по делам - если труд того или иного деятеля приносил или приносит кому-то какую-то пользу, то спасибо, а нет так и бог с тобой.
Но, всё же лучше попусту не болтать, как и не распыляться если идёшь к цели.