Найти в Дзене
Русская Семёрка

Есть ли у поезда «черный ящик»

Оглавление

Все знают о бортовых самописцах на самолетах, которые называют «черными ящиками». На самом деле они вовсе не черные и совсем не ящики, но так уж повелось. А есть ли их аналоги на другом транспорте, например, на поездах? Ответ на этот вопрос дает материал «Популярной Механики».

Раньше самолетов

На самом деле история развития бортовых самописцев на железных дорогах удивительно опережает аналогичные разработки в авиации. Уже в 1853 году, после тяжелого случая крушения поезда, в газете The Times было высказано предложение о необходимости создания устройств, записывающих параметры поездки на случай аварии. Это предложение было воспринято серьезно, и уже в 1879 году российские инженеры О. Графтио и В. Зальман сконструировали первый прототип скоростемера для паровозов.

В серийному производстве

Серийное производство локомотивных скоростемеров началось не позднее 1890-х годов. В 1930-х годах в СССР начали массово оснащать поезда самописцами модели СЛ-2, которые записывали скорость и пройденный путь на бумажную ленту.

В послевоенные годы на железных дорогах была внедрена автоматическая сигнализация (АЛСН), которая связывала сеть железнодорожных светофоров и передавала их сигналы машинистам поездов. Вместе с внедрением АЛСН произошел большой шаг вперед и в развитии черных ящиков.

Современные самописцы

Современные устройства фиксируют не только скорость и время, но и пробег локомотива, сигналы светофора, параметры тормозного давления и направление движения. Они также реагируют на срабатывание «стоп-крана», правильно называемого электропневматическим клапаном (ЭПК). Механические скоростемеры с записью на бумагу и устройства, записывающие на магнитную кассету, уже давно ушли в прошлое.

Современные российские локомотивы и электропоезда оснащаются комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ-У), которое записывает информацию на цифровой носитель. Эти устройства также выполняют важную функцию диагностики, позволяя выявить узлы, достигшие предела эксплуатации, и предотвращать их поломку. КЛУБ-У дополняется устройством для записи звуков в кабине машиниста, называемым регистратором переговоров локомотива (РПЛ).

Целых два

Однако, в отличие от самолетов, где бортовые самописцы размещаются в хвостовой части фюзеляжа, на железных дорогах они находятся прямо в кабине локомотива, в самом уязвимом месте. Это связано с особенностями железнодорожной инфраструктуры и требованиями безопасности.
Так что «черный ящик» на поездах тоже есть, даже два — в кабине каждого из двух сцепленных локомотивов.

The post Есть ли у поезда «черный ящик» appeared first on Русская семерка.