Так уж получилось, что значительную часть детства нам с братом пришлось прожить без отца.
А мальчишеская жизнь в конкурентной среде сверстников в спартанских деревенских условиях не всегда была благополучной. Бывали времена, когда хотелось по-детски прижаться к сильному плечу, получить мужицкий совет или мужской взгляд на ту или иную ситуацию, да просто одобрение от взрослого (от мамы не считается).
Образ отца в то время был собирательным.
Так, Геннадий Афанасьевич – директор школы, уважаемый человек не только в школе, но и во всей деревне. Даже заядлые двоечники на его уроках математики или физики вели себя смирно и послушно. Он умело балансировал на уроках между важными моментами темы и утомляемостью школьников. Делал это за счет интонации и тембра голоса. На его уроках физики всегда что-то вертелось, искрилось, дымило – он часто использовал демонстрации, чтобы держать наше внимание в фокусе. Филигранно использовал юмор.
Очень хотел в детстве быть таким же умным и статным, как он.
Василий Андреевич – учитель черчения в средней школе, а в старших классах социальный педагог и наш классный руководитель. С его дочерью – Светланой, мы учились в одном классе. Она и я были постоянными отличниками еще с младших классов. Кстати, простое понимание того, что только она и я отличники в классе, одно время определяло мое сознание на момент 10-летнего возраста, что придется в будущем жениться на Светке))
Так вот, Василий Андреевич, будучи максимально вовлеченным в учебную и воспитательную деятельность школы, не оставлял воспитательную работу и во внеурочное время. Например, он брал мальчишек нашего класса: меня и еще двух одноклассников на зимнюю рыбалку – а это та еще забота и ответственность. Сами представьте, одно дело, когда в мороз ты уезжаешь за 15-20 км и там ходишь по льду, буришь, ищешь рыбу и проводишь на морозе 3-5 часов. А когда с тобой три подростка-непоседы? Это же в разы больше внимания и ответственности!
Также Василий Андреевич посвятил меня в охотники, но об этом будет отдельный рассказ.
Но в полной мере, он как пример для меня выступил в организации и осуществлении походов школьными группами.
Летом, когда заканчивалась практика на пришкольном участке, организовывалась группа из 15-20 человек разного возраста. Сначала собирались и определялись, кто и что берет с собой: провиант, котелок, палатку, лопату… В школьных запасах был туристический инвентарь.
Тут сделаю отступление. Еще с советских времен были популярны туристические слеты в рамках районных соревнований школ, на которых формировалась команда от района на областные соревнования. Коллектив педагогов нашей школы был опытен в туристическом искусстве, и, помню, в 1993 году мы выиграли первое место в соревнованиях Нововаршавского района. На базе нашей школы формировалась команда для областного турслёта, который проходил в поселке Красноярка Омского района.
На тот момент я только что закончил 8 класс и поехал на областной турслёт в качестве запасного. Мне предложили попробовать в соревновании по спортивному ориентированию, где участвовало более 100 спортсменов. Из всей нашей команды на финиш я пришел с лучшим результатом и тем самым принес много баллов в копилку, хотя из всех спортсменов был наверняка самым младшим.
Как проходили эти соревнования? Каждому участнику выдают карту, на которой помечено 5 мест. На этом месте (на дереве или на палке) прикреплен на крепкой нити карандаш определенного цвета. Задача: как можно быстрее сориентироваться по карте на местности, найти и добежать до этих мест и соответствующим карандашом обозначить место на своей карте, затем вернуться к финишу. Победитель приносит максимум баллов в копилку своей команды, второй – на 1 балл меньше и так далее, последний приносит лишь 1 балл.
Более 30 лет прошло, поэтому честно расскажу, как это вышло. На старте общая группа спортсменов разделилась на две неравные части: бОльшая часть собиралась обходить метки справа-налево, а меньшая – слева-направо. Решил, что побегу в меньшей группе, чтобы не затоптали. Еще со старта интуитивно выбрал самого здоровенного и спортивного дядьку (это был, видимо, учитель физкультуры из какой-то школы) и уцепился изо всех сил за ним. Он летел по лесу, как благородный олень. Но я не отставал. Все пять отметок на карте я поставил, следуя за ним, не заглядывая в свою карту (боялся потерять дядьку из вида). После пятой отметки, он все же оторвался. Вот тут-то и пришлось определять, где я в этом лесу и где находится финиш. Минут 5-10 пытался сориентироваться, пока случайно среди сосен не увидел красные флажки финиша. Рванул к ним и, к удивлению судей, прибыл в первой десятке спортсменов области.
Затем были конкурсы песен, установка палатки на скорость, конкурс краеведов и дискотека в лесу! Как такое забудешь?
И вот именно базовые туристические знания, умения и навыки заложил во всех нас Василий Андреевич. Правильно сложить рюкзак, отрегулировать лямки, правильно экипироваться, разбить лагерь: где поставить палатку, где костровище, какой глубины холодильник и многое-многое другое.
Уходили всегда в субботу утром. Маршрут был всего 6-8 км в одну сторону, с преодолением брода, с ночевкой на берегу Иртыша. Вечерние песни у костра или рассказы-страшилки, рыбалка на рассвете. Уха. Соревнования на скорость, на меткость… Возвращались в воскресенье вечером.
Вот и сейчас, когда вспоминаю, как однажды мне досталась задача развести костер, чувствую запах ивовых веток, а если закрыть глаза, то среди шума авто, доносящегося из-за окна можно услышать потрескивание костра.
И сразу вспоминается баня в палатке!
Методом колодца выкладываются толстые сухие ветки, желательно березовые. На них кладут крупные округлые камни. Откуда берут эти камни на Иртыше? Берут из рюкзаков новичков, которым эти камни подложили еще в школе, на старте похода))) Камни на этом костре нагреваются, становятся белыми.
На другом костре кипятится вода и заваривается мята, собранная тут же, у реки.
В центре на дно палатки кладут два кирпича (они тоже из рюкзаков новичков). На них ставят котелок, в который сложили с помощью рогатины горяченные камни из костра. Вся группа заходит в палатку. Палатка закрывается изнутри. Комаров в палатке тысячи. Все танцуют и хлопают себя.
Но вот из чайника льем отвар мяты на камни, и первый пар сбрасывает наглых комаров с потолка палатки и с наших тел. Второй, третий, четвертый поливы – и ты словно в турецкой бане. Дышать нечем, влажный густой пар. Минут 5-10 и коллектив начинает проситься наружу. Вылетаешь из такой бани красный и сразу нырь в Иртыш. Его прохладные воды выталкивают тебя горячего на поверхность и ты – костлявый и жилистый мальчишка, словно в соленом море, не барахтаясь, лежишь некоторое время на глади воды, уносимый течением.
В том возрасте, я не отмечал для себя, чем именно хотел бы быть похожим на Василия Андреевича. А теперь понимаю, что так незатейливо, без уроков, без демонстраций, как сухая губка впитал не только премудрости туризма, а базовые, фундаментальные житейские принципы. Они пригодились позднее в студенчестве и на работе, ими я живу сейчас.
Теперь я беру на рыбалку сына и его одноклассников, причем и на зимнюю, и на летнюю – словно круг жизни. Путешествия для нашей семьи, будь то за город на 10 км или на море на машине за 3500 км – это не вызов, не проблема, а интересные легкореализуемые мероприятия.