Интересные новости приходят из конструкторского бюро "Рубин", которое специализируется на проектировании самых сложных и мощных атомных подлодок в мире, включая стратегические. Одной из их легендарных разработок является подводная лодка "Борей". Конструкторское бюро "Рубин" поделилось своим видением будущего состава нашего флота в ближайшей перспективе, предоставив весьма интересные детали, которые мы сейчас подробно рассмотрим.
Давайте начнём с того, что несмотря на высокий уровень компетенции КБ "Рубин", будущие контуры подлодки, на старте своего создания, рождаются в некоторых других структурах, которые учитывают не только военно-технический потенциал противника, но и политическую картину мира. Ведь нет смысла создавать флот гигантских размеров, если некого будет сдерживать. Но вернемся к "Рубину". И первое, что хочется отметить, это необычная подлодка с названием "Арктур", которой пока нет и не предвидится аналогов в мире. Если обратить внимание на американские концепции, то они только через десять лет планируют освоить гиперзвуковые технологии на уже существующих подлодках "Вирджиния". Но что именно делает "Арктур" уникальным?
Во-первых, это наличие подводных дронов. И это необычные исследовательские аппараты, а большие боевые машины, способные действовать самостоятельно на большом расстоянии от главного носителя. Они называются "Суррогат-В", и на борту "Арктура" их предусмотрено два. Скорее всего они будут вооружены небольшими торпедами калибром 324 миллиметра, похожими на те, что используются в системе вооружения "Пакет".
Во-вторых, важными компонентами являются системы обнаружения. Согласно изначальной концепции, "Арктур" будет обладать специальным видом "умной" обшивки - датчики будут размещены по всему корпусу, что значительно повысит его возможности обнаружения врага. Подобный подход уже используется, хоть и менее активно, в проекте 955А. И, в-третьих, следует обратить внимание на размеры. Ожидается, что размеры атомной подводной лодки "Арктур" будут на 20% меньше, чем у современного "Борея". Это приведёт к множеству положительных для нас последствий – снижению стоимости и ускорению процесса производства, а также более высоким показателям скрытности. Но все это уже обычные характеристики, перейдем к действительно интересным и ключевым деталям - вооружению. И вот здесь как раз-таки и заключается уникальность атомной подводной лодки "Арктур" - она будет вооружена как стратегическими, так и тактическими системами.
С самого начала в концепцию был внедрён необычный подход, который позволяет подлодке участвовать в локальных конфликтах разной интенсивности. Представьте себе, что где-то в Средиземном море "Борей" выпускали бы "Калибры" в 1616 году по объектам в Сирии. Звучит странно, но только на первый взгляд. Идём дальше - уменьшение числа отсеков до 12, вместо стандартных 16, как принято уже на протяжении десятков лет. Это изменение связано с интересной концепцией, основная идея которой заключается в том, что лучше построить несколько атомных стратегических подводных лодок с меньшим количеством вооружения, чем несколько полностью вооруженных. Такая стратегия обусловлена повышенной устойчивостью флота.
По сути, нейтрализация трёх подводных лодок гораздо сложнее, чем двух, если общее количество ракет одинаково. Таким образом, у "Арктура" будет гибридный боекомплект, вероятно, половина которого состоит из БРПЛ, а вторая - из крылатых или гиперзвуковых ракет. Трудно сказать точное количество, но если в один отсек поместится хотя бы три ракеты, то ситуация будет следующей - 6 баллистических и 18 других ракет. Вероятнее всего, их будет больше, так как ширина отсеков БРПЛ значительно больше, и мы могли бы ожидать как минимум 5-6 ракет, как это реализовали американцы в своих первых "Огайо", где в один шлюз "Трайдента" загрузили сразу 7 "Томагавков". Но мы не будем пока далеко загадывать.
Сейчас можно сделать только один вывод - "Арктур" должен объединить в себе три функции, а не две, как написано в СМИ - это стратегические, тактические и специальные задачи, такие же, как решает "Белгород". Отсюда можно сделать несколько дальновидных выводов, и первый из них звучит так - скорее всего хотят построить очень и очень много перспективных подводных лодок. Если предположить, что на каждой из них будет 6 БРПЛ, то чтобы достичь нынешних примерно 200 ракет морского базирования, необходимо построить как минимум три с половиной десятка "Арктур". Эта задача вполне осуществима, но тут возникает второй вопрос - какая будет международная реакция на это? Как американцы могут допустить подобное? Ведь в случае конфликта им придется искать не 12 стратегических подводных лодок, а в три раза больше. И простой вывод здесь заключается в том, что либо американцы не смогут противостоять этому, либо мировое напряжение достигнет своего пика, и противника придётся сдерживать через такие экзотические методы, увеличивая количество полу-стратегических подводных лодок. Естественно, в этом контексте СНВ-3 или его гипотетические аналоги вообще не рассматриваются.
ЧТО С ТОГО:
Итак - первые сведения об "Арктуре" появились ещё год назад, и все основные элементы международной безопасности находились в хорошем состоянии. Из этого можно сделать вывод, что конструкторы "Рубин" знали о предстоящих событиях или задача со всеми исходными параметрами была поставлена заранее. Это говорит о том, что в некоторых аспектах наши ВС обладают значительными резервами прочности. В качестве итога следует отметить, что сами разработчики заявляют следующее: "Арктур" - наиболее вероятный сценарий развития нашего флота в середине этого десятилетия. Однако это не единственный сценарий, и все может измениться в любой момент, поэтому подготовлено множество вариантов, хотя в настоящее время реализуется только один. Кто знает, возможно, США вообще лишатся флота и не смогут проявлять свою силу перед другими государствами, как это было с нашей страной в 90-е годы. Или, напротив, они будут сжимать пояса, решать проблемы и с большей энергией пытаться выступать в роли мирового полицейского, хотя им это не очень хорошо удается. В любом случае, проект "Арктур" - это крайне интересная концепция, которая стремится устранить все существующие недостатки военно-морского флота, хотя и является рискованной концепцией универсального решения.