В предпоследний день уходящего года наша обязанность поздравить человека, без которого наша меломанская жизнь была бы куда беднее... Джефф Линн умудрился родиться 30 декабря. Даже в разгар популярности Electric Light Orchestra только самые преданные поклонники рока знали его имя: «Я никогда не стремился быть в центре внимания. Всё, чего я хотел, — это больше студийного времени, ещё больше студийного времени и ещё больше студийного времени».
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Когда Джефф Линн и Рой Вуд основали Electric Light Orchestra в 1970 году, их целью было подхватить факел, выпавший из рук недавно распавшихся «Битлз». Как из гоголевской «Шинели», они вышли из оркестровой ленноновской психоделии «I Am The Walrus».
Джефф Линн признался: «Сложно сказать, как могли бы эволюционировать The Beatles. Полагаю, они могли бы пойти по пути ELO: им пришлось бы оставить формат трёх гитар и ударных, чтобы расширить своё звучание. Именно для этого мы и создали ELO — чтобы уйти от трёх гитар и ударных».
Линн был вдумчивым архитектором звука, Вуд — яростным эксцентриком с виолончелью наперевес. Дуэт не мог пойти по пути Леннона и Маккартни, и Вуд покинул группу после записи первого полноформатного альбома.
Когда Линн взял на себя роль главного автора песен, продюсера и идеолога ELO, он раскрылся сам, без соавтора. То есть оказался и Ленноном, и Маккартни в одном лице...
Струнные инструменты остались в качестве главной черты ELO. Однако общее направление группы естественным образом эволюционировало на протяжении десятилетия: от прогрессив-рока и софт-рока до диско. Немногие авторы песен охватывали столь обширные стилистические территории, как Линну удавалось сочетать эти элементы в рамках отдельных альбомов и даже песен.
Творческий пик группы пришёлся на середину и конец 1970-х: работы периода с альбома «Eldorado» (1974) до «Discovery» (1979) по цельности и изобретательности не уступают шедеврам Led Zeppelin и Pink Floyd.
Разумеется, в эпоху MTV группа забуксовала, поскольку Джефф Линн пытался примирить свои грандиозные аранжировки с продюсированием в духе синти-попа. Финалом стал очевиден альбом «Balance of Power» (1985). Следующая пластинка ELO вышла лишь в 2001 году — это была «Zoom», возврат к классическому звучанию 1970-х, не вызвавший прежнего энтузиазма у фанатов.
Однако музыкальные тенденции цикличны. Спустя какое-то время Джефф Линн снова почувствовал прилив вдохновения. В сентябре 2014 года он выступил с ELO в лондонском Гайд-парке и по следам успешного концерта записал альбом «Alone in the Universe», выпущенный под именем Jeff Lynne's Electric Light Orchestra. По привычке сам сыграл на всех инструментах, кроме перкуссии.
В честь для рождения маэстро и в преддверии Нового года просто оглянемся на каталог ELO (и не только), собрав в кучу лучшие вещи. Задача, кстати, не из лёгких, поскольку Линн практически не создавал провальных песен... Эти 15 треков раскроют величие главного скромника мирового рока — легендарного Джеффа Линна.
«Showdown» (1973)
Представляя «Showdown» во время радиопередачи в 1974 году, Джон Леннон назвал ELO «сыновьями Битлз» и восхищённо отозвался о песне. Спорить с ним не хочется. Линн был мастером сплавлять воедино разноплановые влияния, и «Showdown» — пример его гениальной стилистической мешанины.
Линн написал «Showdown» в гостиной своих родителей в Бирмингеме, он с самого начала знал, что это будет хит. В куплетах звучит бас в стиле «Мотауна», припев воплощает напряжённую драматичность поп-хита, весь трек держится на психоделических струнных. При этом «Showdown» не уходит в откровенное ретро, оставаясь чистым продуктом 1970-х.
«Can't Get It Out of My Head» (1974)
Озадаченный критикой со стороны своего отца, который утверждал, что песням ELO не хватает изящества классической музыки, Линн сочинил эту пышную балладу с благородной мелодией. «Can't Get It Out of My Head» вошла в концептуальный альбом «Eldorado», рассказывающий историю одинокого банковского клерка, который предаётся грёзам о волшебной жизни.
Участие полноценного оркестра придало ELO ту самую аутентичную мощь, которой требовал замысел. «Can't Get It Out of My Head» фокусируется на Джеффе Линне, дрейфующем на фантазийном полуночном берегу, где он встречается с дочерью океана, идущей по волне.
«Strange Magic» (1975)
Если «Can't Get It Out of My Head» намекала на коммерческий прорыв ELO, то диаметрально противоположные хит-сингл «Strange Magic» закрепил его. «Магическая» баллада демонстрирует мастерство Линна в искусстве игры с напряжением. Клавишные и струнные нарастают в куплетах, уступая место ликующему фальцету в припеве: такой контраст Линн будет оттачивать ещё больше на протяжении десятилетия.
Уникальность «Strange Magic» заключается в странной аранжировке, состоящей из струнных каскадов, случайных джазовых акцентах клавишных и барабанов, вступающих только в середине песни.
«Fire On High» (1975)
Джефф Линн создал кучу запоминающихся хитов классического рока 1970-х, но также он был первоклассным арт-рокером. Практически каждый альбом ELO включает в себя масштабную прог-композицию, где плотные многослойные аранжировки сочетаются с виртуозными инструментальными пассажами. Яркий пример — открывающая пластинку «Face the Music» пьеса «Fire On High».
Парящие голоса хора, напряжённые виолончели, головокружительные перемены ритма, намёки на «Мессию» Генделя: звуковая картина демонстрирует широкоэкранный размах симфонического прогрессива, однако поданный с лёгкостью, которой часто не хватало многим легендам той эпохи.
«Evil Woman» (1975)
Если верить легендам, Джефф Линн отправил группу на футбольный матч, а сам написал этот хит за полчаса с целью создать цепкий трек для альбома «Face the Music». Вдохновлялся он при этом некой женщиной, имя которой осталось в секрете.
Соответственно, «Злая женщина» грубее, жёстче и небрежнее большинства композиций ELO. Она построена на простых фортепианных аккордах и фанковом гитарном переборе, но фирменные струнные врываются в припев, добавляя элегантности. Эта непосредственность окупилась в 1975 году, принеся группе первый хит-сингл, достигший 10-го места в чартах как Великобритании, так и США.
«Telephone Line» (1976)
«Telephone Line» — потрясающий образец мастерства с точки зрения гармонии, юмора, аранжировки, продюсирования, звуковой инженерии и эмоций. Сюжет прост: одинокий герой ждёт у телефона, фантазируя о том, что он сказал бы своей возлюбленной, если бы она ответила. Зависший гудок — последний клочок разваливающихся отношений, затерянный среди холодных проводов.
Детали выстроены тщательно и дотошно: каждая вокальная дорожка, каждый всплеск скрипок, каждое драматичное изменение аккорда на своих местах. «Telephone Line» — вечные сумерки, полуночная серенада, которая с годами становится только сказочнее.
«Livin' Thing» (1976)
Центральный элемент альбома «A New World Record». От драматичного классического вступления со струнными пиццикато до протяжного затухания припева — это чистое наслаждение, наполненное духовыми инструментами мариачи, словно позаимствованными из спагетти-вестерна, и классической линновской тарабарщине о любви как об источнике магии.
«Mr. Blue Sky» (1977)
Сравните начало «Mr. Blue Sky» с серединной частью битловского эпоса «A Day in the Life»: они до неприличия похожи между собой. Ритмичное дыхание в начале, тяжёлые гармонии припева, оперные хоровые вокалы и оркестровая кода — всё закручено в цветастый хоровод. Как и у «Битлз», здесь можно найти скрытые игры со словами. В самом финале искажённый вокодером голос произносит фразу «Пожалуйста, переверни меня» (с намеком на то, что пластинку пора переворачивать на другую сторону), а слово «blue» отсылает к родному для Джеффа Линна городу Бирмингему, чья футбольная команда неофициально именуется «Birmingham Blues».
«Don't Bring Me Down» (1979)
Эту песню Линн сочинил в студии на фортепиано и сам сыграл на всех инструментах. «Don't Bring Me Down» начинается с ускоренной и зацикленной барабанной партии из «On the Run». На ритм лидер ELO наложил текст о девушке, которая считала себя лучше своего парня. Что характерно, на этот раз он решил отказаться от вездесущей струнной группы: «Поначалу было интересно работать со струнными, но после шести альбомов они мне надоели. Кроме того, были проблемы с профсоюзами. Струнники прекращали играть ещё до конца песни, если приближался конец рабочего дня».
Многих озадачило имя Брюс, которое якобы выкрикивает Джефф Линн. На самом деле ему пришло в голову слово «groose». Узнав, что по-немецки оно означает приветствие, он решил его оставить.
«Ticket to the Moon» (1981)
Начало нового десятилетия оркестр Джеффа Линна отметил выходом записанного в Мюнхене концептуального альбома «Time». Пластинка была издана во время, когда студийный звук семидесятых начал меняться в сторону синтезированного и холодного поп-звучания ранних 1980-х. Джефф Линн представил эту перемену под соусом темы пространства и времени: человек из 1981 года попадает в конец XXI века, тоскует по прошлому, по женщине, которую оставил позади.
Баллада «Билет на Луну» с милым пианино Ричарда Тэнди и обилием струнных больше напоминает прошлые опыты группы, нежели футуристические звуки грядущего тысячелетия.
Джордж Харрисон «When We Was Fab» (1987)
Примерно в 1986 году с Джеффом Линном связался Джордж Харрисон и предложил поработать над его новым альбомом. Через несколько дней после встречи оба отправились в Австралию, на Гран-при по автогонкам в классе «Формула-1» в Аделаиде: «Это было похоже на приключение, ведь раньше я сочинял мелодии в своей маленькой студии. Теперь же я вышел на международный масштаб. Джордж придумал слова для песни. Для меня это было волшебством, ведь она должна была звучать как песня "Битлз", хотя мы и не использовали их звучание».
Рой Орбисон «You Got It» (1988)
Рой Орбисон был для Джеффа Линна настоящим героем. В детстве он слушал его часами напролёт. Много лет спустя Джеффу довелось спродюсировать три трека для последнего альбома Орбисона и написал в соавторстве три песни. «You Got It» была создана вместе с Роем и Томом Петти.
К сожалению, волшебная песня послужила для певца прощанием с публикой. Джефф Линн вспоминает: «Мне позвонили около шести утра, и я услышал только фразу "Мистер Орбисон умер", после чего повесили трубку. Я до сих пор не знаю, кто мне звонил. Мне пришлось встать и включить радио, чтобы понять, правда это или нет. К сожалению, это оказалось правдой. Он был красивым парнем и лучшим певцом из всех, кого я когда-либо слышал».
Брайан Уилсон, «Let It Shine» (1988)
Джефф как раз закончил работу над альбомом Джорджа Харрисона, когда лейбл Warner Bros. попросил его спродюсировать альбом Брайана Уилсона. Предложение стало настоящим вызовом: «Ты не можешь спродюсировать альбом Брайана Уилсона. Он лучший продюсер в мире».
В соавторстве Линн и Уилсон написали «Let It Shine»: «Он действительно переживал не лучшие времена. С ним плохо обращались. Но, несмотря на всё, что происходило на заднем плане, было видно, какой он хороший парень».
Том Петти «Free Fallin'» (1989)
Во время работы над сольным альбомом американского рокера Тома Петти его новый приятель Джефф Линн сделал большую часть материала: играл на клавишных и бас-гитаре, подсказывал барабанщику, что играть.
Одной из лучших вещей того периода стала «Free Fallin'»: «Я подобрал к ней аккорды, и мы вместе доработали припев. Это было похоже на "Злую женщину" в том смысле, что у нас была повторяющаяся последовательность аккордов, а затем мелодия переходила в припев. Все, кто слышал эту песню, знали, что это хит».
The Traveling Wilburys «Nobody's Child» (1990)
The Traveling Wilburys — последний привет от классиков рока, которые собрались дружным междусобойчиком в конце 1980-х, чтобы напомнить миру о красоте простых мелодий. К Джорджу Харрисону и Джеффу Линну спонтанно присоединился Боб Дилан, а за ним — Том Петти и Рой Орбисон.
Всем было весело вместе. Концертов не планировалось, хотя у Джорджа Харрисона появилась безумная идея о турне на борту авианосца, который прибывал бы разные порты, где все желающие могли бы подняться на борт и послушать The Traveling Wilburys. У каждого в группе были свои гастрольные и студийные графики, которые невозможно было согласовать.
Старый фолк-стандарт «Nobody's Child» — благотворительная песня, записанная после выхода первого альбома группа. Средства от её продаж были направлены сиротами. Это старая американская народная песня. В этой песне есть что-то по-настоящему трогательное, уютное. Старые друзья просто играют в своё удовольствие. И не скажешь, что звёзды рока...
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!