И даже сами ученые не могут оставаться вне политики.
В последнюю пару лет российские ученые сталкиваются где с явными, а не со скрытыми санкциями, с отказом в международном сотрудничестве, в публикациях в журналах, в приглашениях на конференции. Это нормально! Обычное дело, по крайней мере, в течение сотни лет.
Не буду приводить примеры из личного опыта (хотя они есть). Сошлюсь на официальное заявление президента Американского математического общества Рут Черни, сделанное еще в 2022 году:
«Руководство AMS встревожено текущей ситуацией в Украине и ее последствиями для Международного конгресса математиков (ICM) 2022 года, который должен состояться в Санкт-Петербурге, Россия. <…> AMS не планирует отправлять своих представителей на встречу в Санкт-Петербург. Мы призываем Международный математический союз не проводить ICM в России в июле 2022 года. Программа грантов на поездки AMS-NSF-Simons-ICM была приостановлена.»
(Источник: https://www.ams.org//news?news_id=6987)
И это еще один из самых мягких вариантов отказа от сотрудничества.
Так о чем, бишь, я? Об истории вопроса. Увы, ничто не ново под луной.
Скажем, вот пример поведения русских ученых в самом начале первой мировой войны. Александр Станиславович Догель. Член-корреспондент Петербургской академии наук, член Нобелевского комитета, ректор Томского университета. В общем, ученый с мировым именем.
В августе 1914 года Догель обозвал немцев варварами XX века и призвал ученых отныне не печатать трудов на немецком языке, не покупать реактивов или оборудования немецкого производства и исключить из совета своего университета немцев почетных членов. (Источник: Алекс Громов «Нарком Фрунзе»).
Что уж говорить о второй мировой войне!
В 1939 году в журнале «Science» появилось заявление американского физика Перси Уильямса Бриджмена (между прочим Нобелевского лауреата 1946 года). Он заявил, что прекращает доступ в свою лабораторию граждан тоталитарных государств. Государства не были поименованы, а потому это понятие можно было трактовать широко.
«Прекращение всяких научных связей с тоталитарными странами преследует двойную цель: во-первых, помешать этим странам использовать во вред научную информацию, а во-вторых, дать возможность ученым других стран выразить свое отвращение к их методам произвола». (Источник: Владимир Лота «Ключи от Бездны»).
Так что всё нормально. Живем дальше.