Известный курганский журналист Вячеслав Аванесов рассказывает о своей коллекции
В моих, разбросанных по разным полкам, архивах, хранятся визитные карточки многих интересных личностей 19, 20 и 21 веков — от Пушкина до Путина. Назвать эти раритеты коллекцией, не осмелюсь. В наше стремительное время вчерашние встречи и расставания, у многих из нас обросли удивительными подробностям в виде автографов, различных фотографий, писем и записок. И — визитных карточек!
Попробую прикоснуться к ним и ощутить время. Судьба визитных карточек или, как их именовали в прошлом визитных билетов, необычна. Небольшие по формату, являющиеся частью этикета, сегодня они имеются не только у влиятельных людей — политиков, , деятелей культуры, представителей делового мира, но и у рядовых граждан. В некоторых странах такой вид полиграфической продукции заменяет даже документ, удостоверяющий личность.
Ранее визитные карточки, с указанием лица дарящего в нашей стране являлись редкостью. Их было не обязательно иметь, относя такие привилегии только лишь к людям «крупного калибра». Остальным людям иметь визитки было не принято, относя такое желание к буржуазным пережиткам.
Моя коллекция визиток началась с истории весьма неожиданной. В 90-х годах прошлого века я получил замечание от посетившего Курган руководителя ЦК ДОСААФ СССР, Героя Советского Союза, адмирала флота Георгия Егорова. После интервью для областного радио боевой адмирал, совершивший четыре героических похода на подводных лодках, вручил мне свою визитную карточку. Поблагодарив адмирала, я с интересом взял ее в руки. «Надеюсь получить вашу карточку» — в ответ сказал мне адмирал Егоров. Карточку? Таковой у меня, рядового журналиста, никогда не было. Заметив смущение на моем лице, гость строго произнес: «Передайте вашему руководителю, что я сделал вам замечание».
Визитные карточки, напечатанные на плотной бумаге, а то и на особых видах элитных бумаг, впервые появились в 17-м веке в Китае. Где-то прочитал: их прообразами стали обычные игральные карты, на которых проигравшиеся записывали свой долг и указывали, у кого и по какому адресу тот долг можно было получить.
В России екатерининских времен в рамках придворного этикета такими карточками охотно пользовались вельможи. На изящно выполненных миниатюрах воспроизводились дворянские гербы, имена владельцев в обрамлении причудливых виньеток. Их изготовлением из поколения в поколение занимались видные художники.
В моей коллекции есть старинные французские визитки. Мне их передал московский приятель, при этом заметил: «Не прогадаешь. Это же эпоха бурного расцвета французского придворного этикета!» На одной из пожелтевших карточек запечатлено имя ее владельца: «Baron Alexis Girard de Soucanton». Кто он, тот самый барон – не знаю. Другие визитки — разных размеров и других необычностей. На некоторых из них – одно упоминание: имя, отчество и фамилия. Их владельцы были великими людьми, и в других конкретностях не нуждались.
Гостивший в марте 1989 года в Кургане правнук великого Пушкина – Григорий Григорьевич Пушкин — в знак уважения подарил мне визитную карточку своего прадеда. На ней — известная многим роспись поэта: «Пушкинъ». Таково было желание поэта запечатлеть себя на своей дарительной карточке. Правнук знаменитого поэта провел в нашем городе встречи с учителями, студентами, журналистами. Своей визитки внук великого поэта не имел — не видел в ней нужды. Зато такой дорогой подарок преподнес лишь мне. И только за то, что я проявил уважение к памяти его выдающегося предка, пригласив в город, в котором он в 44-м военном году проходил службу, и где в первой половине 19-го века жил ссыльный поэт Вильгельм Карлович Кюхельбекер – опальный друг Пушкина.
Впрочем, возможно, что потемневшая от времени визитка всего лишь копия того самого раритета — «Пушкинъ».
А вот другая визитная карточка: «Федоръ Михайлович Достоевскiй». Адрес писателя не значится — вся читающая Россия и без того знала имя великого литератора.
Немало других раритетных миниатюр – с виньетками, пышными гербами, украшенными лавровыми ветками, а то и со скучным упоминанием должностей и званий (это уже советская эпоха!)
Один из отцов советской атомной бомбы академик Георгий Николаевич Флеров своей визиткой, подаренной мне, рассекретил все свои адреса и телефоны. Его ближайший помощник, вероятно, отвечавший за секретность крупнейшего ученого-атомщика, настоятельно просил меня тщательно зачеркнуть все восемь номеров, указанных в визитке (пять номеров телефона ученый лично для меня написал авторучкой, чтобы при необходимости я мог лично позвонить ему. — В.А.).
Еще одна памятная визитная карточка из моей коллекции: белый полукартон с гербом Санкт-Петербурга в правом верхнем углу. Эта визитная карточка Владимира Владимировича Путина, бывшего в то время первым заместителем мэра по международным и внешне-экономическим связям. Как она оказалась у меня? История такая: ее подарил мне гостивший в Кургане известный правозащитник Антуан Аракелян. В годы военных действий на северном Кавказе мэр Санкт-Петербура Анатолий Собчак командировал в Чечню своего друга-армянина, защищавшего права людей, чтобы тот разыскал без вести пропавших журналистов телеканала «Невское время».
…Рассматриваю визитные карточки, хранящиеся в моей коллекции. Многие их владельцы уже в мире ином: автор самых популярных песен советской эпохи Никита Богословский, знаменитый артист и режиссер Евгений Матвеев, замечательный поэт Римма Казакова, лауреат Ленинской премии архитектор Гарольд Исаакович; космонавт Василий Лазарев; замечательный артист, мировая звезда, фокусник Арутюн Акопян. Все они по неотложным делам приезжали в Курган. Кинорежиссер Наталья Бондарчук собиралась снимать в Кургане одну из серий фильма о Пушкине. Композитор Юрий Тугаринов обещал написать кантату, посвященную нашему городу. Народный художник России Юрий Чернов пригласил в свою мастерскую хирурга Гавриила Илизарова с целью запечатлеть его образ в бронзе. Сколько личностей, которые с уважением дарили свои дружественные визитные карточки.