Назар!
- Ты ошиблась, солдатка...
Все помнят эту пронзительную сцену из музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке».
Владимир Самойлов, сыгравший командира отряда красных кавалеристов, был воплощением женской мечты: мужественный, с умными красивыми глазами и ямочкой на подбородке!
Его приглашали исключительно на роли сильных личностей. Он был комдивом в фильме «Освобождение», прокурором в ленте «Визит к Минотавру», князем Боргезе в «Николо Паганини», фабрикантом Аркадием Клычковым в «Тени исчезают в полдень»... Он и в жизни был сильным человеком - надежным, любящим, настоящим!
Два условия любимой А начиналось все, когда в начале 1920-х годов в село Егоровна Раздельнянского района на Одесщине прибыл на работу двадцатитысячник Яков Самойлов. Двадцатитысячниками в те времена называли рабочих, которых отправляли создавать колхозы. Яков влюбился в местную девушку Евдокию Буркуман.
Молодые поженились, и в марте 1924 года у них родился сын, которого назвали Владимиром. Со временем семья переехала в Одессу. Но при каждом удобном случае маленького Вовку отправляли к дедушке с бабушкой в Егоровну. Выпускной вечер Володи пришелся на 21 июня 1941 года. Владимир пошел на фронт.
- Подвигов никаких не совершал, но и спину врагу не показывал, - рассказывал он о своей фронтовой биографии. После войны юный Володя встретил любовь всей своей жизни Наденьку Ляшенко. Красивая девушка училась в театральном.
Она обладала легким характером и железной волей. За будущей актрисой ухаживали сразу несколько поклонников. Самойлов встречал девушку после занятий в училище и провожал домой на Молдаванку. Потом через весь город шел пешком домой, на Отраду.
На втором месяце ухаживаний красотка заявила: «Если хочешь, чтобы наши отношения продолжались, ты должен выполнить два моих условия: вставить зубы и поступить в театральное училище!»
Владимир был влюблен, поэтому, даже не задумываясь, бросился выполнять условия. Ходил к стоматологу, а в перерывах старательно готовился к поступлению. В училище его приняли сразу на второй курс. И очень скоро вся Молдаванка гуляла на веселой свадьбе, ради которой отец невесты продал свои кованые ворота!
Работа в столице и трехкомнатная квартира
После училища их пригласили на работу в Кемеровский театр. Незавидная перспектива. Супруги колебались. Но решающим оказалось слово врачей.
- У вашего мужа серьезная болезнь легких, при которой влажный климат категорически противопоказан, - сказали доктора, и молодая жена тут же решительно стала паковать чемоданы.
Через пару лет у Владимира и Нади родился сын, которого назвали Сашей.
После удачных гастролей театра в Москве Владимир Самойлов получил приглашения сразу от нескольких столичных театров.
- Выбрали Театр имени Маяковского. Главный режиссер Андрей Гончаров предложил взять в труппу и меня, и жену. Да еще добился предоставления трехкомнатной квартиры на Смоленке для всей семьи, - радовался актер.
У него началась головокружительная карьера: звездные роли в кино, признание, аплодисменты...
«Вас ждет очень непростой остаток жизни»
Но вдруг в дом постучала беда. У жены врачи обнаружили опухоль мозга. Надежде сделали операцию по удалению опухоли. Но, увы, прогнозы врачей были неутешительны.
- Готовьтесь. Вас ждет очень непростой остаток жизни. Изменения проявятся не сразу, но они неизбежны: потеря памяти, потом и разума, личности, - предупредили Владимира.
Но жена была уверена - все плохое позади. Строила планы, как снова будет блистать на сцене любимого театра. Однако главный режиссер Андрей Гончаров уже подписал приказ о ее увольнении в связи с выходом на пенсию. Владимир бросился к нему в кабинет.
- Я никогда вас ни о чем не просил, - почти стонал он. - Если вы ее уволите, она погибнет! Театр - это ее жизнь! Но Гончаров был неумолим...
- Тогда, возможно, мне тоже следует уйти? - пошел ва-банк артист.
- Так, наверное, будет правильно, - услышал он равнодушный ответ.
- Отец за несколько дней постарел на несколько лет, - рассказывал сын актера Александр.
Не понимала, что Володьки больше нет
Чтобы Владимир как-то развеялся, Саша с мамой отправили его на родину.
- Но отец вернулся из Одессы потерянным. Прежде все державший в себе, он признался: «Знаешь, Сашка, в Одессе меня узнавали, радовались, звали в гости, но ощущение, что выброшен из жизни, что все кончено, не оставляло. Вечером в бухте, где купался еще мальчишкой, вошел в воду, бреду к горизонту, за который садится солнце, а сам думаю: «Буду идти, идти, идти, пока море меня не заберет...» Так бы и сделал, если бы не вы».
Артист ушел в другой театр. В его творческой судьбе снова все было хорошо. Но все переживания не прошли бесследно. Самойлова разбил инсульт. Когда его прямо со сцены забрали в реанимацию, сын примчался следом.
- Сашка, езжай домой. И мать навести, - сказал, открыв глаза, актер.
А через сутки, 8 сентября 1999 года, из клиники позвонили и сказали, что отца не стало.
- Очень переживал, как мама воспримет горькое известие. Но когда с трудом выдавил из себя: «Папа умер», она как-то очень по-театральному воскликнула: «Что? Смерть?!», и тут же стала говорить о бытовых делах, - вспоминал сын актера.
На похоронах Надя не проронила ни слезинки. Женщина просто уже не понимала, что ее любимого Володьки уже нет.