98 глава. Исцеление злом.
Мне всегда раньше казалось, что тавтология используется в риторике, как веселушные не дюже отягощённые смыслом языкастые конструкции немного смягчающие какие-то характеристики в общении тех, про кого обычно говорят: врун, болтун и хохотун. Например, негодяйский негодяй любит любовью красоту красивых женских женщин… Но Пророку Исайе удалось меня удивить, когда я прочитал в его Книге: «От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному!» И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски.», (Ис.24:16). Так записано в синодальном переводе!, а не на заборе Злыдневской средней школы.))) А в буквальном русском варианте перевода с древнееврейского: «От края земли мы слышали пение: «слава праведнику!..» Но я сказал: чахну я, чахну я, горе мне! Изменники изменяют и изменнически поступают изменники». Чуть полегче, но тоже будьте нате вам «здрасте забор покрасьте»!)))
Кроме того, что зло, которое творят злодеи оказывается у Исайи отличается от зла, которое творят «люди добрые», так ещё и зло злодейское может твориться либо злодейски или совсем не злобно с улыбочкой под «чмоки-чмоки».
Так же как измена изменника - это совсем другое нежели измена преданного, но у изменника измена может быть ещё усилена и тем, что она изменническая в отличие от измены верноподданной «до мозга костей промёрзших ног».
Кроме того, измена и зло по смыслу переводчиков в контексте Библии - это одно и то же. Вне измены зло какое-то не злючее, а измена не со зла ничего не изменяет.
Введение разных уровней зла и связь степени зла с его носителем-причинителем требует некоторого осмысления. Тем более, что с добром будет та же история. Я не смог вспомнить за жизнь ни одного случая, чтобы мне понадобилось внутри своих ощущений как-то делить разделять зло от зла. В жизни было много хорошего и по хорошести разного, кое-что было и плохое тоже разной степени плоховатости, но «не было бы счастья, да несчастье помогло». Я не осмыслял произошедшее в разных уровнях зла или в иерархии добра. А Исайя вона куда хватил?!)))
Добро и зло, жизнь и смертьсуществовали в весьма хорошем мире до того, как Бог посадил в раю дерево познания добра и зла и дерево жизни. В Книге Бытие записано так: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.», (Быт.2:9).
Судя по тому, что Творец среди всех деревьев особо выделил дерево жизни и дерево познания добра и зла, единственное, оправданное в глазах Бога, предназначение жизни - познание добра и зла, которое непременно заканчивается смертью. Написано так, что жизнь даётся для познания, а не познание для жизни хотя, на самом деле, то есть по-моему мнению))) именно познание продляет сроки жизни и когда-нибудь, не ровен час, продлит её на веки и будем жить, как вечный жид. Процесс познания вполне материален. Чтоб познать надо съесть. «Пожрать мудрость». Поедание включает в себя вкушение, усвоение, выработку энергии от усвоенного, освобождение от неусвоенного неусвояемого. Познать добро и зло - научиться и обрести возможность и умение творить добро и зло. Разве умение вершить процесс и результаты познания передаются по наследству? – Нет. Ни грех, ни благость по наследству не передаются. У каждого человека свои результаты познания добра и зла, может быть из-за разного процесса пищеварения.))) Бог Отец прямо призывает своих детей: «Перестаньте делать зло, начните творить добро»! Он уверен, что люди знают как это добро делается, но не хотят. Почему не хотят? Разве мы не делаем ежедневно нечто, как нам кажется, доброе? Как вам кажется?)))
Интересно, что в синодальном переводе Библии на русский язык и в том переводе, которым пользуются иудеи, для обретения умения различать добро и зло и для процесса зачатия ребёнка использовано одно и то же слово «познание». Познать жену означает посеять в неё своё семя так, чтобы она зачала. Это тоже процесс творческий, который при некотором умении сторон доставляет им удовольствие и приносит удовлетворение от познания.))) Жена, как жизнь дающая, есть подобие дерева жизни, рождённый ею плод обретает жизнь, но не вечную. Каждый даёт другому жизнь и жить как может.))) Творец тоже Адаму вечности не дал и не обещал.
Вечная жизнь – это вечное преобразование энергии Духа Божьего. Веяния и дуновения этого Духа остаются после смерти сотворцов Божьих. Пушкин умер плотью давно, а плоды его сотрудничества с Господом до сих пор со мной и будут жить после меня. Энергия и дух без массы невозможны. Если мы пока не умеем увидеть или измерить массу того, чего, как нам кажется, нет, не означает, что его нет и что из него не состоит всё. Бог – есть всё и не всё, то есть ничего, одновременно.
Зачем и для кого Бог произрастил из земли эти два дерева? Как мне представляется, единственно возможный ответ: любоваться ими Самому и употреблять в пищу для Себя.
Обретение вечной жизни связано не с подвигами духа, души и плоти, не с талантами и дарами, а с тривиальным вкушением плода. Это тоже материальный процесс. Но Бог вначале его не запрещал, а потом не захотел, чтобы человек стал жить вечно. Значит эти два дерева Бог произрастил из земли исключительно для Себя.
Человека сотворил из земли и вдунул в него Свой Дух для Себя, дерево жизни произрастил из земли для Себя, и дерево познания добра и зла также для Себя.
Дерево жизни - семя Бога.
Дерево познания - семя сатаны. Но его тоже произрастил из земли Бог. Бог даёт возможность сатане жить и действовать на земле. Это тоже часть плана. Об этом вся Книга Иова.
Рядом с деревом сатаны ошивался змей, поджидая свой шанс применить свою хитровымученную хитрость наихитрючего и цинично злоупотребить доверием доверчивой жены Адама.
И зачем змею нужно было, чтобы жена Адама поела плод с дерева познания добра и зла? Бог показал нам главный способ, который сатана использует для нашего обмана. Тоже с помощью слова и слышания. Кто кого слышит и слушается, тот и есть или сын Божий или сын сатаны. Через уши. Слово Бога против слова сатаны. Вот и носятся мысли в голове, в одно ухо залетая в другое вылетая, что-то задерживается на какое-то время, остальное – фон, собака лает – ветер носит – а караван идёт…
Красота и гармония - то, что хорошо – оно «приятное на вид» - воспринимается через глаза. «И увидел Бог, что это хорошо» и через вкушение (вкус, послевкусие и насыщение) - хорошо для пищи.
Возложением рук передаётся благодать, наслаждение, свобода парения духа и возвышение, но также зло, насилие, принуждение и унижение.
Запахами Бог передаёт информацию о том, от кого исходит то или иное явление или тело.
Бог допускает в отношениях между Ним и человеком и добро, и зло. То же в отношениях между людьми. То же в отношениях человека с иными тварями.
Человека Бог создал для Себя, а весь остальной мир для человека, кроме дерева жизни.
Во всём неразрывно связаны добро и зло, переливаясь одно в другое, проникая друг в друга и друг в друге растворяясь. То, что вчера тебе представлялось добром, завтра оказывается злом, а вчерашние враги становятся лучшими друзьями. Нет ни помысла, ни слова, ни вещества, ни движения, ни состояния, ни процесса, ни поля, ни тела, ни человека, в котором было исключительно одно добро или только зло. Везде - они вместе. Вот про ангелов - неизвестно. И неизвестно добр ли сатана в отношениях со своими бесенятами?!))) – Ответ очевиден – раз на раз не приходится, но мир один и един, как и его Творец.
Богу не нравится великое развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. А вот если бы не все и не во всякое время, то, возможно, и не было бы потопа.))) Вот такая хреновая штука это единогласие и единомыслие быть как все. Или концентрация зла тоже имеет значение? Судя по Соддому и Гоморре - имеет.
Зло имеет у Исайи три степени злобности: просто зло, зло злодея, злодейское зло злодея. А зло сатаны - это и есть третий высший уровень зла? Зло разрушения. Зло разрухи? Злодеи - это те, в которых живут бесы? Зло злодеев - второй уровень зла. Каков классификационный критерий? Зло дурно пахнет. Добро благоухает. Зловоние и благовоние. Бог, когда решил «нехай живёт молодёжь», сделал это потому, что «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.», (Быт.8:21-22).
Три уровня добра: просто добро, добро доброго, доброе добро доброго?
Третий уровень добра - добро от Бога. Добро творения. Второй уровень добра- это добро добрых людей. Добрые - это те, которые стяжали Святого Духа. Первый уровень добра, когда просто человек творит то добро, то зло. Каждая мысль, помысел, слово и действие одновременно и добро, и зло. Тут примерно, как в тавтологии математической. Всё либо добро, либо зло!? Всё, что думает, говорит или делает любой человек это либо добро, либо не добро. Как это видится глазами Бога, твоими глазами, и глазами твоих ближних. Каждому своё. И у каждого своё видение на всё, что творится и творилось. Не добро это зло. Не зло это добро.
Как понять на примере того, что происходило со мной разные уровни зла? Вот, например, на меня написали и отправили в полицию тщательно продуманный ложный донос, который грозит мне большими проблемами. Если это сделал мой враг - это зло. Если это сделал человек, которого я считал до этого своим другом - то это зло злодея. Если это сделала моя жена, то это дело рук сатаны.
Другой вариант градации: если некто желает причинить зло моей плоти (дать в глаз), то это просто зло. Если же некто желает причинить зло и плоти, и душе (не только дать в глаз, но и заставить меня поблагодарить его за выбитый мне глаз) - то это зло злодейское. А если некто жаждет причинить зло и плоти, и душе, и духу (не только дать в глаз и заставить меня поблагодарить его за выбитый мне глаз, но просить его чтобы он взял меня в свои рабы и продолжал мучить денно и нощно), то это злобное зло злодейское.
Третий вариант классификации зла можно основать на том, что зло означает причинение утраты. Прибыль или обретение – хорошо, добро. Убыток или утрата плохо, зло. Утрата плоти - понятно. Утрата души - это что? - Душевные муки. Как по мне, так это заставить меня врать, изворачиваться и жить во всём этом. Утрата духа – это одновременная утрата Бога, утрата самого себя и своих ближних.
Утратить зуб – плохо, но если он несносно болел?))) Да, остаться без зуба ничего хорошего, но…
Добро - обретение. Обретение плоти - это что? Иметь здоровое, сильное, выносливое тело, и получать мышечную радость от владения им и умения пользоваться им. И это конечно исцеление от болезни. Обретение душевное? - Это получение радости от образования, от обретения мастерства в своём деле, от услады слуха, глаз и иных чувств плодами культуры (поэзия, музыка, картины и виды). Обретение духовное? - это обретение познанием Духа Святого, как высшей из возможных, радости.
И наконец, хоть в какой-то степени понятный мне вариант разделения зла и добра на уровни, это вариант, основанный на том, что добро – это радость и веселие, а зло – это страдания, гадость и уныние, печаль, скорбь, зависть и гордыня. Это мне опытно понятно, потому что я много испытывал в жизни радости разного уровня радостности, и приходилось пострадать тоже по-разному от разных причинителей.
Как уклоняться от зла? - Творить добро, сотрудничая с Богом под Его началом в статусе Его соратника или сотрудника. Если самому по своему разумению творить добро, то в нём будет и зло. А когда Бог руками евреев истреблял целые народы вместе с женщинами и детьми, Он вместе с евреями творил добро для истребляемых? – Ответ жесток и он таков, как говорил Саид товарищу Сухову в фильме «Белое солнце пустыни» в ответ на то, что Абдулла убьёт этих женщин: «Это его жёны». Богу, как и нам по творению, всегда приходилось из двуз зол выбирать меньшее. Это и есть уклонение от зла. Умаление зла – дело доброе.)))
Бог только через некоторое время после потопа пришёл к выводу, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его»;(Быт.8:21). Мы злы в юности, но добреем ли к старости?!))) Младенцы в первые месяцы жизни общаются, как правило, только с людьми, которые им желают только добра, говорят с ними и поступают по-доброму… Они некоторое время живут в атмосфере добра, так откуда же в них появляется зло, негодование, ор, истерики и прочая мерзость?! А ведь появляются. Бесы не дремлют, пока мы умиляемся как бы ангелочкам как бы живущим в них.)))
Я всё пытаюсь вспомнить было ли у меня такое утро, чтобы я с нетерпением ждал рассвета, дабы начать кому-то творить умышленное зло. По-дурости - да. Предумышленное – нет. То, что случалось со мной часто - выбирать из двух зол меньшее для себя и своих ближних, и таким образом я причинял зло другим. Такое было и есть. Злым - злое.
Вот мой сын разводится с женой. Любой мой поступок в отношении их нынешних отношений, он воспримет как хороший, моя бывшая сноха, вполне вероятно, оценит как плохой, но это обстоятельство в моих намерениях ничего не изменит. Что для меня зло? То, что мешает мне любить Бога, себя и своих близких ближних и творить для них добро. То, от чего мне не хорошо и то, что я воспринимаю не хорошим, то что нарушает моё видение и моё понимание гармонии в плохую сторону, то, что доставляет моему Богу, мне и моим близким - скорбь. Добро - то, что доставляет блаженство, наслаждение, радость, веселие, кураж, вдохновение, дрожь от переполнения энергией (бьёт копытом)))... То, чего чаешь с нетерпением и наслаждением, предчувствием истомы сладостной…
Зло - то, что доставляет мучение, скорбь, печаль, скуку, уныние, бессилие, дрожь в коленках... То, чего не желаешь даже врагу... Любить врага - не желать ему того, чего не желаешь себе. А убить его всё равно надо! Как быть? - Убить, а убитого любить. Это вопрос нарушения гармонии, баланса Божественного добра и зла.
Что для Бога зло? Зло ухудшает то, что Он сотворил хорошо. Непослушание, измена со стороны человека. Нарушение брака, союза, сотрудничества между Богом и человеком. Соревнование, конкурирование с Ним, как это делает сатана. То, что доставляет Богу скорбь. Зло - это мысли и помышления. Намерения. Все ли, или только направленные на зло?
Я не припомню знакомого мне человека, у которого «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Читать чужие мысли и помышления я, конечно, не умею, как свои, но различать намерения - вполне. Таких перманентно и всесторонне злых я, наверное, не встречал. Временно злых и намеренно желавших причинить мне зло - встречал и то, что никого не убил, это промысел Божий, но абсолютно злых - нет.
Бог допускает любые отношения людей к Себе, любые отношения между людьми, между царями, между народами и государствами, любое развитие событий, замыслов, но при необходимости корректирует неприемлемое: потоп, истребление, войны, болезни ...
Все служители и Богу и царям находятся на содержании у трудящихся, и они же ими пытаются командовать и командуют во всем, как рабами…
Трудно понять зачем Исайя ввёл разные уровни зла в условиях, когда Творец один и един, мир Им сотворённый один и един, и ты в нём либо радостно сотрудничаешь с Творцом в деле продолжения творения добра всем, либо страдаешь муками обманутой души, проданной в рабство сатане, причиняя зло всем. Бог применяет зло для исцеления человека и человечества. Он так сотворил этот мир и считает, что в нём всё хорошо весьма. И нет ни другого Творца, ни другого Отца, ни Сына, ни Святого Духа. И не будет. Продолжаем жить для познания Бога и сотворённого им мира, так как Он нам это дозволяет. Аминь.