СУПРУГАМ ПРИШЛОСЬ ПРИБЕГНУТЬ К РАЗВОДУ В КИТАЕ, ЧТОБЫ ОБОЙТИ ЗАПРЕТ НА ВЫЕЗД.
Автор: The Associated Press
Когда её муж бежал из Китая в 2019 году, спасаясь от полицейских репрессий против диссидентов, Лина Лу думала, что вскоре она и их маленький сын смогут присоединиться к нему в безопасности за границей.
Она не знала, что её заставят переехать, что её 8-летнего сына выгонят из школы и что пограничная полиция не позволит ей покинуть страну в течение следующих трёх лет. В итоге супругам пришлось прибегнуть к разводу в Китае, чтобы обойти запрет на выезд.
«После отъезда мужа полиция создала нам столько хлопот, — говорит Лу из Лос-Анджелеса, где семья в конце прошлого года воссоединилась и поселилась. — Каждый раз пограничники останавливали меня, отбирали телефон, кошелёк и все мои вещи. Они ничего не объясняли».
Муж Лу, Лю Сыфан, музыкант и бывший учитель, был в числе китайских активистов и адвокатов, которые были либо арестованы, либо вынуждены скрываться или покинуть страну после участия в неформальной встрече в 2019 году для обсуждения прав человека.
По мнению правозащитных групп, наказание семьи Лю подчёркивает всё более жёсткое подавление инакомыслия Коммунистической партией Китая как внутри страны, так и за её пределами. Отмечая в воскресенье, 10 декабря, 75-ю годовщину принятия Всеобщей декларации прав человека ООН, правозащитники выражают опасение, что ситуация во второй по численности населения стране мира становится всё хуже.
Западные правительства не в состоянии оказать достаточно жёсткое давление на китайские власти, а Китай под руководством Си Цзиньпина стал ещё более невосприимчивым к международному давлению.
«Если посмотреть на независимую активность в период прихода Си к власти по сравнению с тем, что происходит сейчас, то становится ясно, что руководство Си стремилось уничтожить гражданское общество и заставить замолчать инакомыслящих не только внутри страны, но и во всём мире. Чтобы любой, кто критикует его и компартию, был вынужден дважды подумать», — сказала Софи Ричардсон, давний наблюдатель по Китаю и бывший директор по Китаю в Human Rights Watch (организация, запрещённая в России).
В новом докладе базирующейся в Мадриде правозащитной группы Safeguard Defenders, опубликованном 10 декабря по случаю Международного дня прав человека, утверждается, что в последние годы компартия активизировала применение «коллективных наказаний» в отношении родственников правозащитников.
«При Си Цзиньпине всё чаще не разрешают политическим мишеням покидать страну, накладывая на них и их семьи запреты на выезд, и используются транснациональные методы репрессий для контроля над теми, кому удаётся выехать», — говорится в докладе.
В докладе, основанном на интервью с десятком правозащитников и собранных сообщениях СМИ, говорится, что с 2015 по 2022 год было выявлено не менее 50 подобных случаев, включая задержание, выселение из дома, преследование или насильственное нападение на членов семей активистов.
В этом году Международный день прав человека — 75 лет со дня принятия Организацией Объединённых Наций основополагающего документа по защите прав каждого человека во всём мире — отмечался всего через несколько дней после того, как лидеры ЕС посетили Китай для проведения очередного раунда переговоров.
В то время как на саммите обсуждались вопросы торговли и войны на Украине, ЕС также выразил «глубокую озабоченность» ситуацией с правами человека в Китае. Обе стороны заявили, что приветствуют возобновление диалога по правам человека.
На прошлой неделе министр иностранных дел Ван И вновь заявил, что Китай уже давно защищает себя от международной критики в отношении прав человека в стране.
Ричардсон, эксперт по правам человека в Китае, говорит, что диалог между ЕС и Китаем по правам человека далеко не всегда приводит к реальным результатам для диссидентов.
«Это то, что предпочитает политический истеблишмент, потому что это не слишком расстраивает Пекин», — сказала она.
В апреле китайская полиция задержала Юй Вэньшэна, адвоката по правам человека, и его жену Сюй Янь, когда они направлялись в офис Европейского союза в Пекине для встречи с послом ЕС.
По словам Бао Лунцзюня, адвоката, знакомого с делом, супругам предъявлены обвинения в так называемом подрыве государственной власти и «разжигании ссор и беспорядков», хотя они не получили никаких юридических документов, в которых бы излагались эти обвинения.
Такие расплывчатые обвинения обычно выдвигаются против правозащитников в Китае, и правозащитные группы отмечают, что в этом году участились случаи, подобные делу Юй. Он и его жена по-прежнему находятся под стражей.
Другие китайские правозащитники, такие как лишённый лицензии адвокат Ван Цюаньчжан, продолжают подвергаться преследованиям со стороны властей даже после освобождения из тюрьмы.
Лю, диссидент, бежавший в США, рассказал, как тяжело ему было находиться в разлуке с женой и сыном в течение трёх лет. Сейчас супруги вновь поженились в Соединённых Штатах.
«Сотрудники правоохранительных органов использовали такие жестокие методы, чтобы отомстить за то, что мне удалось выбраться, — сказал он. — Они показывают нам, что вот что мы можем сделать с вами и вашей семьёй».
Источник: The Epoch Times