Найти тему
Шадринские истории

Рейтары, драгуны, Голицын и Годунов

Обстановка в регионе оставалась сложной. Хотя к осени 1662 г. посланный из Тобольска с ратными людьми полковник Дмитрий Полуектов освободил Южное Зауралье от «изменников-башкирцев» и степняков, пришедших сюда с «сибирским царевичем», военные действия на этом не завершились. В конце 1663 г. соединенное войско башкир и внука Кучума Девлет-Гирея вновь появилось в Приисетье.

Победа над «изменниками» была неполной – боевые действия возобновились в марте 1664 г. Только теперь отряд Полуектова смог наголову разгромить неприятеля – как писали впоследствии местные казаки и крестьяне, «изменников» «смирили полковою службою».

Однако нападения степняков продолжались и в дальнейшем. Периодами особого обострения обстановки явились 1665-1667 и 1680-1685 годы. Сменивший в 1664 г. И.А. Хилкова на посту главного тобольского воеводы князь А.А. Голицын не отличался особой активностью – при нем, как утверждал позднее его преемник, стольник П.И. Годунов, «никаких ни в чем прибылей» казне не было. Хотя число солдат и рейтаров, расквартированных постоем в крестьянских слободах, выросло к тому времени до полутора тысяч, обезопасить южную границу с их помощью не удавалось.

П.И. Годунов, назначенный в Тобольск в 1667 г., решил переломить ситуацию. Прежде всего, он задумал заменить солдат и рейтаров драгунами, то есть регулярной конницей. По утверждению опытных людей,

«к осаде и в посылках драгуны рейтар и солдат к татарскому бою» могли оказаться «прибыльнее», поскольку сочетали все преимущества и конного и пешего строя («драгун в походе – конный, а пеш драгун – солдат же»).

Уже в первый год своего правления Годунов распорядился набрать драгунский полк в 1200 человек.

Разместить драгун он думал вдоль засечной черты – единой линии оборонительных сооружений, которую предполагалось устроить от Тарханского острожка (у впадения в Тобол речки Тарханки) вверх по Тоболу через Ялуторовскую слободу на Исеть и вверх по Исети через Исетский острог, Шадринскую слободу, Далматовский монастырь и до Катайского острога; от Катайского острога она должна была продолжаться до верховьев реки Чусовой. Общая протяженность засечной черты определялась в 472 версты. В каждом опорном пункте – слободах и острогах – планировалось разместить от полуторы до роты драгун.

Хотя в полном объеме задуманного Годунову осуществить не удалось, предпринятые им шаги способствовали некоторой стабилизации военнополитической ситуации в Приисетье. Это, в свою очередь, позитивно сказалось на становлении Шадринской слободы. Первые годы были трудными (из статьи «От заимки к городу» авторства доктора исторических наук, профессора Н.А. Миненко, альманах «Тобольск и вся Сибирь», № 17, Шадринск, 2012 г.).