Найти тему
Сергей Михеев

Построим график и поймем, где больно, а где нет

Замглавы МИД России Сергей Рябков в интервью «Интерфаксу» заявил, что триггером для возможного разрыва отношений Москвы с Вашингтоном может стать конфискация замороженных российских активов и дальнейшее нагнетание военной эскалации. С замороженными активами получается та же история, что и с военной помощью от Америки и Европы. Американцы заморозили российских активов на $5 млрд, основная масса (больше $190 млрд) - что заморожено в Европе. Американцы давят: «Вы у себя разморозьте, а мы потом тоже». То же самое, как с танками: «Мы обязательно танки пришлём, но вы сначала немецкие «Леопарды» поставьте ВСУ, а дальше посмотрим». И «Абрамсы», говорят, не будут завозить.

Сергей Михеев: Удивляюсь, в Европе у кого-то мозги остались? Американцы «сели им на шею»: «Вы давайте, свои стабилизационные фонды, фонды мира, все деньги свои отдавайте, оружие - всё туда…» Относятся к ним, как к людям второго сорта. У них в пропаганде есть козырь: «Если вы этого не сделаете, то злой Путин пойдет наступать на Европу». Есть и те, кто поумнее, и удивительно, как и их раскручивают! Американцы хотят заставить это сделать европейцев. Мы говорим, что тоже подрежем их активы, а им всё равно. Американцы всё это делают откровенно, беспардонно, неприкрыто, что нельзя не заметить.

Здравых голосов, если не считать Орбана (и Фицо иногда), не наблюдается. Впечатление такое, что им что-то невероятное пообещали. Потому что поверить в то, что они опасаются вторжения России в Европу, не могу. Тогда какие дивиденды? Или они не такие умные люди, какими мы привыкли считать европейских лидеров.

По поводу заявления Рябкова. Если они не будут конфисковывать активы, а заставят это сделать европейцев? К американцам это будет относиться или нет? Что касается «дальнейшего нагнетания военной эскалации», оно всё равно происходит. Может быть это попытка и им «закинуть карту» для компромисса? «Мы ещё не всё попробовали, что можно попробовать в экономической, политической, дипломатической сфере. Если вы не измените ситуацию, пока есть шанс её перезагрузить, значит, мы это попробуем». Что конкретно можно сделать - это тоже вопрос. Было бы неплохо составить список мер. Удивляюсь, почему до сих пор мы не выставим список мер, который теоретически возможен? Как пробный шар запускается обсуждение в СМИ и социальные сети. Что мы теоретически можем сделать по максимуму? Я не беру удар ядерного оружия - до него есть много средств, которыми можно было бы повлиять на позицию Европы и Америки.

Попросить западных экспертов прокомментировать этот список.

Сергей Михеев: Им придется это сделать, как только будет озвучено. И мы получим их реакцию в СМИ, даже если они всё опровергнут. Заодно снимем их реакцию на возможные введения. Знакомлю с простейшей схемой. Составляете список и забрасываете его в обсуждение. Во-первых, обозначаете теоретическую возможность того, что вы сделаете, - заставляете противника шевелиться. Во-вторых, провоцируете его на то, что он начнет вольно или невольно скрывать свои возможные ответы на эти действия. Вы собираетесь с него считывать информацию и понимаете, что он может сделать. Дальше анализируете в закрытом режиме, как это можно обойти. Вы обрабатываете общественное мнение - своё и противника. Снимаете его реакцию, из которой можно выбрать рациональное зерно. Плюс обозначаете свою возможность это сделать.

Делать это надо не от лица государственных органов, а от лица экспертов, новостей, газет, чтобы раскрутить и спровоцировать у них ответную реакцию. Это классика жанра. Мы за два года ничего такого не сделали.

Министр финансов Антон Силуанов сказал: «Если такое решение принимается, абсолютно симметричный ответ последует со стороны Российской Федерации. Это и наши обязательства по бумагам, по дивидендам — те, что составляют обязательства наши перед иностранными контрагентами из недружественных стран. Они все находятся в заморозке. Цифры немаленькие», — пояснил министр, отметив, что доходы от использования этих средств значительны и «точно так же могут быть использованы», если аналогичное решение последует со стороны «недружественных партнеров». Вот он обозначил симметричный ответ. По поводу списков добрых дел: то, что нужно выносить на обсуждение. Не станет ли это поводом для руководства недружественных стран вновь кричать: «Видите, русские нам угрожают!»?

Сергей Михеев: Не имеет значения. В данную схему это вписывается. Пусть кричат. Построим график и поймем, где больно, а где нет. Может быть мы кого-то не хотим раскрывать, но какой в этом смысл? Они не вернутся в ближайшее время. Мы имеем планы по привлечению иностранных инвестиций: они могут быть иностранными, но не западными. Появилась новость, что у нас есть секретный план по возврату замороженных активов физических, юридических лиц на Западе, который заработает с января. Даже говорят, что можно вернуть больше половины, но это не касается замороженных активов, а счетов граждан, компаний. Это хорошо – одно другому не мешает.