Найти тему

Тёмная мультивселенная Санта-Барбары. Мысли после просмотра Dark.

Оглавление

В определённый момент моей жизни выходящего контента стало настолько много, что я начал потихоньку анализировать свои вкусы (либо считать, что я начал анализировать). Иногда это было что-то простое, вроде интересующих жанров, когда-то могли приглядываться актёры, затем дошло дело и до ответственных за создание сериала. Во всех этих изучениях самого себя, я наткнулся на одну особенность - мне нравятся (ну либо мне кажется, что мне нравятся) истории про путешествия во времени. В моей голове существовало 2 концепции путешествий во времени:
1) Путешествия во времени меняют историю и приводят к иному финалу.
2) Путешествие во времени является причиной произошедших событий и к финалу получается закольцованная история.
Оба этих варианта мне нравятся, но один исключает другой, ведь либо у тебя ничего нельзя изменить, либо можно изменить всё. Вариант с невозможностью повлиять на судьбу и изменить что-то, что не входило в изначальную концепцию мне кажется более продуманным, так как автор должен держать в голове много переменных, которые необходимо в итоге связать в единую линию повествования. С возможностью изменить мир до неузнаваемости, сценаристы получают полную свободу слова, но порой могут такого напридумывать, что логически увязать хоть что-то становится крайне сложно.

К чему я все эти вещи выше проговорил? А к тому, что как только я задумался о своём новом интересе, мне сразу стали активно продвигать сериал "Тьма", который должен отлично раскрывать все особенности данной тематики. Забегая сильно вперёд, скажу, что я не считаю Тьму лучшим сериалом про путешествия во времени, даже больше скажу, сериал не про путешествия во времени настолько, насколько мне хотелось бы его видеть. В моих глазах это смесь мультивселенной и какой-то нескончаемой драмы, но обо всём по порядку.

Начали вроде как за здравие.

-2

Если бы я не знал изначально, что это история про путешествие во времени, я бы счёл, что сериал про паранормального серийного убийцу, который спустя много лет вновь выходит на охоту, а всех персонажей нам подробно раскрывают, чтоб мы в итоге гадали - кто же является убийцей. Все необходимые атрибуты перед нами: масса персонажей, маленький городок, где все друг друга знают и много кто с кем повязан, общая атмосфера мрачности. Но в итоге никаких серийных убийц толком и нет. Достаточно долго нам вводят концепцию путешествия во времени. И не то, чтоб её старались раскрыть как-то сильно. Да она существует, да можно путешествовать туда-сюда, да есть какие-то люди, которые заинтересованы в том или ином исходе, но всё это подаётся крайне скупо. Не могу ручаться в процентом соотношении за это, но складывается ощущение, что для авторов показать кто с кем спит является куда приоритетнее, чем попытаться раскрыть хоть что-то связанное с перемещением во времени.

Как только нам открыто представляют возможность путешествовать во времени, сразу же расширяют пак актёров, если раньше был персонаж А, то теперь есть персонаж А из прошлого, а есть персонаж А из настоящего, а иногда могут быть и более двух версий одного и того же героя, тут хочется сказать благодарность ответственным за кастинг. В варианты одного и того же героя, которого могут играть три разных актёра - веришь, чувствуется некое сходство. Однако удивило то, что большая часть героев маленького городка провела в одном и том же месте всю свою жизнь. С этим ещё можно смириться, где родился, там и пригодился, но момент, что все ключевые взаимоотношения начались ещё в детстве выбил меня из колеи. Конечно, городок небольшой, но не настолько, чтоб с детства заиметь любовь до конца своих дней. Причём ладно, если бы это был единичный случай, но большинство семей начали свой совместный путь ещё со школы. Разумеется, случаются измены, расставания, но все они происходят спустя лет 15 брака.

С вводом путешествий во времени нам начинают дробить линию повествования. Сначала авторы щадят неподготовленного зрителя и уделяют большой промежуток сериала происходящему в прошлом, создавая связи между тем кто кем является тогда и сейчас. Но потом нам начинают миксовать эти истории в хаотичном порядке, словно отсняли несколько сюжетных веток, а потом засунули в блендер и полученный результат представили народу. В моём случае это был микс интересных историй\неинтересных историй. Тут нам показывают как главный герой выживает в будущем, а затем показывают о том, как мужчину упрекают к влечению к другому мужчине, а потом нам показывают снова что-то интересное, а потом снова что-то неинтересное. Подобная подборка чаще складывалась из менее интересных историй, упустив которые, я многого не потерял бы.

Где-то в середине второго сезона происходит сюжетный поворот, который переставляет всю концепцию с ног на голову. В этот момент я был очень рад, наконец-то я получил то, что так хотел. Все те часы просмотров были не напрасны, нам просто рассказывают историю сразу с нескольких точек, которые сложатся в одну прекрасную картину и всё станет ясно, верно? Но авторы словно почувствовали, что недостаточно много вещей нам показывают и к началу третьего сезона они разогнались настолько, что их было невозможно остановить. К сожалению создатели слишком поздно в полной мере раскрыли концепт путешествий во времени и, словно это было им самим не особо интересно, перескочили на следующий концепт, который сломал у меня интерес к происходящему.

Закончили за что?

-3

А следующим концептом стала - мультивселенная. В 2020 году (моменту выхода третьего сезона) об этом слове уже известно много, присутствуют комиксы, фильмы, мультфильмы, которые раскрывают нам данную особенность, авторы решили тоже поиграться с этой возможностью и надобавляли ещё больше историй в свой повествовательный микс. Только, если раньше надо было в голове держать плюс-минус четыре времени, теперь же нам надо держать в голове всё это помноженное на два, ведь происходящее может быть настоящим вселенной А, а может быть настоящим вселенной Е, а может быть даже не настоящим, а может быть в одной вселенной персонаж другой вселенной, но из времени не того, что нам демонстрируют, все эти и много предыдущих особенностей нужно держать в голове.

Затем нам вводят персонажей, которые не особо влияют на сюжет, но являются важными в общей картине миров (спойлер: не являются). И в целом историю про путешествие во времени усложняют настолько, что ты простые перемещения вспоминаешь как начальную школу. И с каждой новой серией тебе добавляют каких-то особенностей, которые могут удивлять, а могут путать, а могут быть пердежом в лужу. Драматичность героев с каждой новой серией зашкаливает, слёзы льются реками, редко когда диалог между людьми не приводят к влажному лицу одного из них.

Но в какой-то момент случается классическая петля времени, где всё происходящее было запланировано изначально и нас планомерно к этому подводят, но случается сюжетный поворот, где-то на фоне сыграл рояль, что-то у кого-то изменилось и сразу же поняли как всё исправить, а знаете как всё исправляется? Третьей вселенной, в которой в конкретном времени можно всё изменить и отменить события предыдущих двух. Почему? Как? Откуда? и многие другие вопросы останутся витать в воздухе. Ответы на них вы можете найти, а можете не найти, а можете придумать сами, любой из этих вариантов будет иметь ровно столько же веса, сколько и предыдущий.

Итог

Есть интернет-мем "ничего не понятно, но очень интересно", я перефразирую это в итоговые мысли после просмотра "что-то понятно, но не очень интересно". Недостаточно осознанных путешествий во времени, решение проблемы, которое взялось с потолка, переход от концепции "прошлое - будущее" в концепцию "мультивселенная прошлое - будущее", а главное слишком много драматических переплетений, которые добавляются иногда лишь бы расширить хронометраж, но совершенно неинтересные мне, как зрителю. Отвечая на вопрос, стоит ли смотреть Тьму, я могу лишь предложить задуматься над тем, что вы хотите от него получить? Если интересный сериал, про путешествия во времени, который можете спокойно посмотреть - то нет, это явно не наш выбор. Если сериал, наполненный персонажами, хитросплетениями в их генеалогическом древе, всеми возможными бесполезными подробностями и направленный на максимально-внимательный просмотр - это то, что надо. Лично я остался в сомнительных чувствах. Возможно, если бы я уделил куда больше внимания и времени просмотру происходящей драме, чтением различных сторонних источников, повторному просмотру всего сериала, я получил бы куда больше удовольствия, может даже остался бы в восторге, но я этим не хочу заниматься.

-4