Особенности развития сюжетно-ролевых игр и руководство ими в старшей группе.
Замысел игры, постановка игровых целей и задач:
- Замыслы игр более устойчивы, но не статичны, а развивающиеся.
- Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнёра, достигают общего решения.
- Появляется длительная перспектива игры. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в неё новые идеи и образы.
Содержание игры:
Дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
Сюжет игры:
- Эпизоды из сказок.
- Общественные сюжеты.
- Смелее и разнообразнее комбинируются знания, взятые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых.
Игровые действия, игровые предметы:
- Игровое действие часто заменяется словом.
- Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными самоделками. Широко используют подсобный материал.
- По ходу игры подбирают или заменяют необходимые предметы.
Правила игры:
Дети осознают, что выполнение правил является условием реализации роли.
Действия педагога:
- Формировать умение выполнять в логической последовательности несколько действий, входить в игровую ситуацию, выбирать роль и действовать в соответствии с ролью и сюжетом;
- учить предварительно планировать этапы будущей игры, подбирать атрибуты, действовать с воображаемыми предметами, использовать заместители;
- совершенствовать умение составлять сюжет, поощрять умение вступать во взаимоотношения с куклами - заменителями человека;
- формировать навыки совместной игры;
- подготовительная работа (рассматривание иллюстраций, изготовление атрибутов и т.д.);
- учить игровым действиям и укреплению взаимоотношений между двумя действующими лицами в игре (врач-пациент, продавец-покупатель) и между двумя действующими лицами, одно из которых обобщённое, а другое одиночное (водитель-пассажиры, воспитатель- дети);
- побуждать к речевым отношениям в игре (просьбы, объяснения действий,);
- учить развивать игровой сюжет, укреплять взаимоотношения между тремя действующими лицами (кассир, продавец, покупатель); объединять знакомые игры, развивая несколько сюжетных линий.
Методические приёмы:
- Наблюдение за бытовыми действиями и перенос их в игру.
- Наблюдения за бытовыми действиями взрослых в видеоматериалах.
- Копирование игровых действий.
- Словарная работа, экскурсии, показ предметов и явлений.
- Самостоятельные действия ребёнка.
- Совместная игра с распределением ролей.
- Иллюстрация сюжета игры (на картинках).
- Объяснение, показ. Совет.