Найти тему

Воспитателю и методисту об особенностях развития сюжетно-ролевых игр и руководстве ими. Разберём по пунктам.

Оглавление

Особенности развития сюжетно-ролевых игр и руководство ими в старшей группе.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач:

  • Замыслы игр более устойчивы, но не статичны, а развивающиеся.
  • Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнёра, достигают общего решения.
  • Появляется длительная перспектива игры. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в неё новые идеи и образы.

Содержание игры:

Дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

Сюжет игры:

  • Эпизоды из сказок.
  • Общественные сюжеты.
  • Смелее и разнообразнее комбинируются знания, взятые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых.

Игровые действия, игровые предметы:

  • Игровое действие часто заменяется словом.
  • Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными самоделками. Широко используют подсобный материал.
  • По ходу игры подбирают или заменяют необходимые предметы.

Правила игры:

Дети осознают, что выполнение правил является условием реализации роли.

Действия педагога:

  • Формировать умение выполнять в логической последовательности несколько действий, входить в игровую ситуацию, выбирать роль и действовать в соответствии с ролью и сюжетом;
  • учить предварительно планировать этапы будущей игры, подбирать атрибуты, действовать с воображаемыми предметами, использовать заместители;
  • совершенствовать умение составлять сюжет, поощрять умение вступать во взаимоотношения с куклами - заменителями человека;
  • формировать навыки совместной игры;
  • подготовительная работа (рассматривание иллюстраций, изготовление атрибутов и т.д.);
  • учить игровым действиям и укреплению взаимоотношений между двумя действующими лицами в игре (врач-пациент, продавец-покупатель) и между двумя действующими лицами, одно из которых обобщённое, а другое одиночное (водитель-пассажиры, воспитатель- дети);
  • побуждать к речевым отношениям в игре (просьбы, объяснения действий,);
  • учить развивать игровой сюжет, укреплять взаимоотношения между тремя действующими лицами (кассир, продавец, покупатель); объединять знакомые игры, развивая несколько сюжетных линий.

Методические приёмы:

  • Наблюдение за бытовыми действиями и перенос их в игру.
  • Наблюдения за бытовыми действиями взрослых в видеоматериалах.
  • Копирование игровых действий.
  • Словарная работа, экскурсии, показ предметов и явлений.
  • Самостоятельные действия ребёнка.
  • Совместная игра с распределением ролей.
  • Иллюстрация сюжета игры (на картинках).
  • Объяснение, показ. Совет.