Найти в Дзене
Отдел сомнения

Не наша Перестройка. О папе римском и Лехе-электрике.

Не наша Перестройка. О папе и электрике.

Довелось мне в конце семидесятых – начале восьмидесятых жить и служить в одной восточноевропейской стране, в которой «перестройка» началась на 6 лет раньше, чем в СССР. Собственно, именно перестройкой она тогда не называлась, да и сейчас не называется, но мощный толчок последующим событиям в Европе он дала. Доперестраивались они до того, что из официального названия государства было выброшено слово «народная». Ну, правильно всё! Кто ж во время разных лех-валенсовских «незалежных саможондных звёнзкув заводовых» и прочих майдан-шайтан-мероприятий о народе-то думает?

А началось всё в 1979-м с события, которое, на первый взгляд, к свободе, демократии, либерализму, правам человека и прочим европейским ценностям прямого отношения не имеет. Всего-навсего, намечался визит в эту страну Высокого Гостя, а конкретно – папы римского Яна Павла Второго, который, по странному совпадению, оказался Каролем Юзефом Войтылой, то есть земляком встречающих его местных католиков.

Нам, которым не только по воспитанию, но и в соответствии с уставами КПСС и ВЛКСМ полагалось быть атеистами, было забавно наблюдать за тем ажиотажем, который поднялся в стране. Оба канала ТВ и несколько УКВ-радиостанций (кажется, их было тогда три или четыре) с раннего утра и до позднего вечера жужжали «Ян-Павел Другий то, Ян-Павел Другий сё…». По тем улицам, по которым планировался проезд кортежа гостя, были расписаны цены на окна и балконы. Практически всё местное население было возбуждено до крайности и ожидало от этого визита чего-то уж совсем невероятного. Чего именно – сказать трудно, да и не звучало никакой конкретики.

А мы хихикали, глядя на это.

Оказалось – зря хихикали. Технология перенаправления энергии возбужденной толпы в нужное русло, видимо, у супостатов к тому времени уже была разработана. Практически не снижая накала, не дождавшаяся богатства и счастья от благополучно убывшего в Ватикан понтифика, толпа, направляемая невидимой рукой, ринулась искать виновных в своих реальных и надуманных проблемах. Виновные нашлись мгновенно: родная власть и Большой Восточный сосед. Кто б сомневался?

И всё. И пошло-поехало. Стачки-забастовки («страйки»), митинги-демонстрации под руководством полуграмотного электрика Леха. Помнится, на воротах местной пожарной команды одно время висел плакат: «Страйкуемы, але гасимы» («Бастуем, но тушим»).

Конечно же, никакой Лех ничем не управлял. Но сам он, вероятно, так не считал. И толпа так не считала – носила своего «вождя» на руках. Руководили процессом кукловоды, не мелькавшие на экранах ТВ.

Дальше - хуже. Введенное в стране в_енное положение слегка затормозило процесс раздербанивания механизмов управления государством, но не справилось с ситуацией.

А супостаты помогли Леху. Просто взяли, и перекрыли кислород на многие предприятия. К примеру, была вполне приличная компания Унитра, выпускавшая по лицензиям ФРГ неплохие магнитофоны, проигрыватели и прочую бытовую электронику. Всё бы ничего, но лицензии не распространялись на некоторые комплектующие для этой техники – их Германия поставляла Унитре в готовом виде. Одна малюсенькая деталь – универсальная головка записи-воспроизведения, и без нее магнитофон не соберешь. Унитра намертво встала. Последствия понятны без слов. Виновата, естественно, не фирма Грундихь, а сами знаете кто.

Знали ли обо всём этом спецслужбы? Их спецслужбы – да. Знали. И даже принимали меры: руководителей ячеек «Солидарности» интернировали за одну ночь. Более того – интернировали и второй эшелон – «запасных» руководителей!

А третий эшелон – нет, не смогли. Не всех удалось вычислить.

Но какова была подготовка бузы, а? Три эшелона вождей всех уровней! Три! Я уж не говорю о заготовленных в промышленных масштабах всяких мелких и не очень мелких вспомогательных средствах типа плакатов, табличек, транспарантов… типографий (!), бумаги, текстов и т.д.

И это организовал никому до этого не известный простой электрик (по другим данным – слесарь)? Расскажите это кому-нибудь – поднимут на смех.

А вот советские спецслужбы знали ли о готовившемся перевороте? Думаю, знали. Если и не всё так подробно и полно, как местные, но наверняка знали. И докладывали «наверх». А как у нас проходят доклады наверх – думаю, особого секрета нет: доклад должен быть не полным и достоверным, а таким, который понравится начальнику. Потому и проморгали, промухали, профукали со временем всё: от «братской социалистической [страны], которую мы в беде не оставим и в обиду не дадим» (с) до… До сегодняшнего состояния всей Восточной Европы.

И Западной тоже.

Принимались ли всё же какие-то меры Советским Союзом? Конечно. Бесконечная череда военных учений, плавно переходящих из «Союз-81» в «Братство-82» и в «Дружба-83» (названия условно пишу) с привлечением войск стран Варшавского договора. Под маркой учений в страну прибывала военная техника, которую потом «забывали» выводить.

Еще одной мерой было увеличение поставок продовольствия из СССР, ибо по причине бесконечных «страйков» останавливалась не только местная промышленность, но и страдало и так не особо-то продуктивное сельское хозяйство. Правда, это не точно. Но слухи такие ходили, и количество советских продуктов в местных магазинах несколько увеличилось одновременно с уменьшением количества местных продовольственных товаров.

Про военные учения расскажу в следующий раз, а на этом пока всё.