Особенности развития сюжетно-ролевых игр и руководство ими в средней группе.
Замысел игры, постановка игровых целей и задач:
- Воплощение замысла в игре происходит путём решения нескольких игровых задач.
- Усложняется способ их решения.
- Как правило, дети сами договариваются перед началом игры.
Содержание игры:
- Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых.
- Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.
Сюжет игры:
- Сюжеты развёрнуты и разнообразны.
- Появляются общественные сюжеты.
- В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни.
Игровые действия, игровые предметы:
- Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители.
- Хорошо освоены предметно-игровые действия; свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им условное обозначение.
Правила игры:
- Правила регулирую ролевые взаимоотношения.
- Дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью.
- Следят за выполнением правил игры другими детьми.
Действия педагога:
- Учить правильно использовать сюжетную игрушку в соответствии с её функциональным назначением;
- обогащать жизненный опыт детей;
- учить развивать игровой сюжет, составляя цепочку игровых действий, логически связанных между собой;
- учить подбирать необходимый для игры игровой материал;
- учить действовать с условными предметами, называя их словом;
- добиваться использования в игре предметов-заместителей, в качестве партнёра куклы, превращать её в действующее лицо;
- побуждать детей вступать в игре в кратковременные отношения друг с другом;
- учить детей изображать близких людей и вступать в игровые отношения с неодушевлёнными объектами (куклы, машины);
- побуждать действовать в соответствии с определённой ролью;
- упражнять детей в выполнении игровых действий, объединённых общим названием (лечить - ставить градусник, давать лекарства и т.д.);
- создавать условия для возникновения диалога между детьми в рамках роли.
Методические приёмы:
- Показ игровых действий.
- Показ игровых действий с привлечением детей.
- Сопряжённые игровые действия ребёнка и взрослого.
- Отражённые игровые действия.
- Называние, обыгрывание предметов и игрушек.
- Наблюдение за бытовыми действиями и перенос их в игру.
- Копирование игровых действий.
- Словарная работа, экскурсии, показ предметов и явлений.
- Самостоятельные действия ребёнка.
- Совместная игра с распределением ролей.