Найти в Дзене

Уроки одного небольшого события уходящего года

Помимо многих нерадостных событий, было в уходящем году и вполне отрадное и приятное событие, которое при этом даёт нам маленький, но поучительный урок. Речь идёт о падении в Ростове бюста барона Врангеля, который был торжественно открыт 7 ноября, в баронский «День непримиримости» с большевизмом, но не продержался и месяца – после протестов в Ростове и других городах России был снесён.

Почему это событие даёт нам определённый полезный урок?
Помнится, в прошлом, 2022 году поэт левых взглядов Андрей Шигин опубликовал такое ехидное четверостишие, озаглавленное «Наши пришли»:
Швец и жнец, и на дудке игрец –
Все гарцуют парадным аллюром:
«Наши! Наши пришли наконец!«»
Одолел таки Врангель Петлюру…

Но вот теперь внезапно выясняется, что нет, не одолел. Или если и одолел, то не Врангель... И более того, почва для произрастания Врангелей и прочих Белых Баронов в России сейчас даже менее благоприятная, нежели в 2016 году, когда доска барона Маннергейма в Ленинграде продержалась худо-бедно сотню дней, прежде чем её свалили. В сущности, господа булкохрусты даже оказывают обществу некоторую услугу, когда раз в сколько-то лет втыкают этих фон-баронов в почву нашего богохранимого Отечества, как термометры, и смотрят: сколько продержатся? В 2016 году термометр марки «фон-барон» продержался около 100 дней, прежде чем лопнул, и у него вытекла ртуть и выкипели мозги, а в 2023-м – впятеро меньше. А температурка-то почвы, так сказать, градус непримиримости к белячью, помаленьку растёт! Ну, правда, он не достиг ещё по-настоящему пламенных и тем паче плазменных значений, но постепенно повышается, и это не может не радовать.

-2

Картинка, использовавшаяся во время протестов против памятника Врангелю в Ростове

К сожалению, на этом фоне есть, прости Марксе, «левые», которые восприняли «альтернативу» Андрея Шигина — «вы за Врангеля или за Петлюру?» — на полном серьёзе. И принялись не на шутку мучить себя и других этим «гамлетовским» вопросом. Некоторые докатились до утверждений о том, что (дословно) «власовцы лучше бандеровцев». Не будем разбирать подробно, почему эти слова – позорный антикоммунистический и оппортунистический бред. Но на самом деле и постановка вопроса некорректна и глубоко ошибочна.
Борясь с глорификацией Врангелей в России, мы помогаем борьбе с глорификацией Бандеры и Петлюры на Украине. И наоборот... Всё это части единого процесса декоммунизации постсоветского пространства и иностранной колонизации.
Сегодняшняя задача левых предельно очевидна: надо всемерно поддерживать борьбу с декоммунизацией (идущей на разных уровнях — экономическом, социальном, идеологическом, символическом...) и колонизацией. Вот, собственно, и всё, всё остальное из этого уже вытекает. То есть, например, когда в России ставят памятник Врангелю — это такой же повод для противодействия, как когда на Украине ставят памятники Петлюре или Бандере. И вовсе не надо мучиться идиотским «гамлетовским» вопросом «Врангель лучше Бандеры, или Бандера — Врангеля?»
К сожалению, люди так устроены, что часто замечают лишь внешность событий. Например, в 1914 году они видели войну России и Германии. И, на первый взгляд, «здраво» рассуждали: победить могут либо те, либо эти, значит, вопрос стоит так: либо победит Российская империя, либо Германская империя, либо кайзер, либо царь, либо кузен Никки, либо кузен Вилли. Но жестокая действительность полностью это опровергла: обе империи рухнули и в этом смысле проиграли, оба кузена лишились своих тронов, только один потерял абсолютно всё, включая жизнь и жизнь своей семьи, а другой успел удрать и унести ноги.
И лишь очень немногие (в основном те, кто собрался в 1915-м в Циммервальде) сумели тогда за этими деревьями рассмотреть настоящий «лес». Они поняли, что история складывается не из стран и государств, а из процессов. Причём тут действует то же правило невозможности точного предсказания этих процессов, что и в прогнозировании погоды. Почему нельзя сделать абсолютно точный прогноз погоды на сто лет вперёд? Потому что за столь длительный период ничтожная флуктуация, вызванная, например, взмахом крылышек бабочки, может начать разрастаться, разрастаться... и вырасти в хорошенький ураган, который изменит ландшафт целого континента до неузнаваемости. А предвидеть, какая роковая бабочка где и когда взмахнёт крылышками, заранее, естественно, точно нельзя.
То же самое и в истории — нельзя заранее предсказать, какой именно хлопок крыльев какой бабочки вырастет в разрушительный исторический ураган, всё сметающий на своём пути. Как говорили классики:

-3

А.П. Иванов. Плакат. 1931

В этом смысле абсолютно прав был В.И. Ленин, который говорил 22 января 1917 года: «Нас не должна обманывать теперешняя гробовая тишина в Европе. Европа чревата революцией. Чудовищные ужасы империалистской войны, муки дороговизны повсюду порождают революционное настроение, и господствующие классы — буржуазия, и их приказчики — правительства, всё больше и больше попадают в тупик, из которого без величайших потрясений они вообще не могут найти выхода».

Иначе говоря, Ильич за внешней видимостью — столкновением империй, стран, государств и их армий, которое видел любой обыватель — умел видеть гораздо менее очевидные тектонические социальные и классовые процессы, которые, набирая силу, в какой-то момент до неузнаваемости меняли весь исторический пейзаж. А видим ли мы эти процессы сейчас? Или, когда они проявят себя в полную силу, это станет для современных «левых» полнейшим сюрпризом, да ещё, чего доброго, и неприятным?
Но процессы эти — вот они перед нами, как на ладони. Декоммунизация и колонизация постсоветского пространства (последняя идёт извне, хотя и при поддержке части внутренних сил). И противодействие ей, весьма классово неоднородное... Рано или поздно один из этих процессов возьмёт верх, и тогда мы увидим полное изменение всего привычного современного пейзажа. Ну, а какой именно процесс возьмёт верх — это до известной степени зависит и от нас...