Обзоры, отзывы, распаковка, рекомендации, инструкции, советы, лайфхаки, упоминания товаров и брендов – моменты, которые могут попасть под Закон «О рекламе». Могут, но это не точно. Разберемся что из перечисленного является рекламой и в каких случаях можно обойтись без маркировки.
Данная публикация создана по запросу подписчика, который выглядит следующим образом:
Спойлер: не всякое упоминание является рекламой.
Обзоры и распаковка
Мне доводилось работать с несколькими каналами здесь, на Дзен, авторы которых публиковали обзоры на свои покупки. Среди них был канал, посвященный цветам, где девушка приходила в крупный сетевой магазин, прохаживалась между полками с луковичками цветов, читала краткие характеристики на упаковке, озвучивала цену, прямо говорила о том, какие из них можно брать, а какие могут проявить капризный характер в условиях определенного климата.
Является ли такой обзор рекламой? Нужно ли его маркировать? Уверена, что многие ответили неправильно на этот вопрос.
Обзор на ряд товаров, без привлечения внимания отдельного внимания к конкретному продукту не является рекламой. Более того, автор называла цены, но не призывала к совершению покупки. В обзорах не шло речи о скидках, акциях, она не раздавала промокоды и в свою публикацию не вставляла ссылку на сам магазин.
Отзывы и рекомендации
В большинстве своем отзывы о товаре, продукте или услуге не являются рекламой. К примеру, вы купили в магазине подушку и решили оставить о ней отзыв. Рассказали, где купили, по каким критериям отбирали, на какие качественные характеристики обращали внимание при покупке, какому материалу отдавали предпочтение и почему, после поведали о том, как хорошо вам спалось на этой подушке и почему – это не реклама. Это информирование о товаре, высказанное мнение и опыт использования. Маркировать такой отзыв не нужно.
Опять же многое зависит об уровне подачи информации. Если свой отзыв вы окрасили какими-то эмоциями, выделили производителя, дали ссылку на сайт магазина, то здесь без маркировки не обойтись.
Инструкции, советы, лайфхаки, рецепты
Мне как-то задавали вопрос: если я публикую ролик с кулинарным рецептом и указываю название/марку муки, которую использую при приготовлении блинов, нужна ли в этом случае маркировка? Нет не нужна.
Если упоминание товарного знака или бренда является частью сюжета, то это не реклама. Другой вопрос, если вы начнете выделять именно этого производителя среди прочих, подчеркивать достоинства и дадите рекомендацию использовать только этот продукт. Тут можно нарваться и на санкции.
Кратко о том, когда нужна маркировка
- Если вы привлекаете внимание к конкретному товару/услуге;
- Если в вашем тексте/видео есть призыв купить, получить, выбрать именно этот продукт;
- Если ваш обзор, отзыв или рекомендация имеют яркий эмоциональный окрас;
- Если материал содержит информацию о проводимых акциях, ограниченном количестве (дедлайн);
- Если вы предлагаете использовать промокод при совершении покупки;
- Если даете ссылку на продавца/магазин/поставщика;
- Обещаете подарок при покупке конкретного продукта;
- Делаете акцент на товарном знаке, бренде, юридическом лице.
Если ваш материал направлен исключительно на информирование аудитории о товаре или услуге, то рекламой он не является.
Более того, статья партнера, без ссылок, носящая информационный характер – маркировке не подлежит.
А теперь к вопросу моего подписчика: если вы запостите ссылку на мою статью про услуги со словами «Глядите что умеет делать моя приятельница Маша!» - то по закону это не реклама, это информирование.
Как-то так. Есть вопросы, обращайтесь, попробуем разобраться вместе.