Спустя почти 20 лет: модель «Москвича-403ИЭ», сделанная из особого металлического сплава
В одной из предыдущих статей* я привёл краткую историю этой масштабной модели её значимости для моей коллекции.
Почему речь идёт об особом металлическом сплаве? Дело в том, что технология изготовления сплава для подобных изделий, предусматривает определённое соотношение компонентов. Если компонентов больше, или меньше, чем нужно, или их качество отклоняется от требуемых, то возможно распадение изделий. Такое явление распада называют «цинковой ч», так как процесс распада необратим.
Так вот, раз эта модель «Москвича» распадается, значит сплав отличается от стандартного, значит он особый. С верно подобранными компонентами вон сколько моделей сделано, а таких, которые заметно и зрелищно разваливаются от пребывания на полке, единицы.
Москвич-403ИЭ ралли
Изначально окрашенная в два цвета масштабная модель выглядела свежо и необычно. Тем более, на момент середины двухтысячных, когда ещё казалось, что история этих моделей будет вечной, любое отличие от привычного одноцветного варианта привлекало внимание. А тут ещё и салон серого цвета.
Эффектная бело-синяя покраска кузова смотрелась ещё и вполне достоверной, ведь в истории МЗМА двухцветные автомобили имели место.
На снимке видно насколько из-за особенного компонента в сплаве произошло удлинение кузова: он должен быть чуть длиннее донышка, которое сделано из пластика.
Если передние двери у модели «Москвича-403ИЭ» после приостановки и возобновления производства больше не открывались, то багажник остался при прежнем функционале. И, как в первых версиях, у поздних в багажнике также размещалось запасное колесо. На настоящем автомобиле оно размещалось вертикально, по правую руку.
Задние фонари производитель всегда окрашивал краской целиком, однако, у настоящего автомобиля были оригинальные задние фонари, часть корпуса которых была окрашена в цвет кузова.
О переделках и доработках
Итак, как обещал, рассказываю о том, какие доработки и переделки с ней были проделаны. И почему.
В одном из свежих (на тот момент) выпусков автомобильного периодического издания был представлен обзор и тест-драйв отреставрированного и доработанного до спортивной версии «Москвича-403ИЭ». Как я узнал позже, это автомобиль Александра Александровича Пикуленко, известного журналиста и эксперта.
Сделать копию автомобиля 1 в 1 я тогда не смог, и даже не пытался. Но несколько элементов воплотил.
Колёсные диски у того «Москвича» были без нарядных накладок.
У масштабной модели они всегда были, а других вариантов на тот момент не было. И я просто убрал их с помощью отвёртки и напильника. Для достоверности покрасил диски имевшейся тогда у меня белой краской, колпаки покрыл под серебро. На фото: слева - как было, справа - как стало. Также в шасси была внесена ещё одна доработка: на оставшиеся от «номерной» модели рудименты крепления «рессор» я закрепил аналогичные детали, взятые на модели ВАЗ-2101 «Жигули», и спилил те элементы, которые производитель добавил для компенсации отсутствия «рессор».
Спортивный автомобиль в журнале был показан во всех подробностях, в том числе и в тех, которые касаются специальных измерительных приборов. Их я изобразил из «эпоксидки» и прилепил к парпризу. Из неё же сделан потолочный фонарь освещения салона, на фото не видно.
Из проволоки сделал рычаг управления коробки передач, закрепил его на рулевую колонку.
Из доработок, которые могут улучшить облик любой масштабной модели - замена фар. Тут они позаимствованы у моделей грузовиков и автобусов, выпускавшихся «Компаньоном». Можно было бы ещё покрасить их ободки серебирстой краской, но я так этого и не сделал.
Также затонировал облицовку радиатора. Интересная особенность таких облицовок у «Москвича-403ИЭ» заключается в том, что на некотором количестве автомобилей участок крыльев, который был виден через прорези облицовки, закрашивался чёрной матовой краской. Результатом таких мероприятий становилось визуальное расширение автомобиля.
Из других доработок - попытка подкрасить серебристой краской накапотную фигурку, ручки дверей, фонарь освещения номерного знака и багажника (последняя доработка, как я узнал позже, для 403ИЭ неуместна).
Итог
Такой была одна из первых моих «конверсий». Возьмусь ли я сейчас, спустя почти двадцать лет за что-то подобное? Возможно. А пока можно продолжить любоваться распадом сплава. Тот, который выступал в качестве образца без доработок, тоже собирается рассыпаться (а там распад по всей массе, а не местами). До сих пор среди коллекционеров (и не только) бытует ряд гипотез, почему такое со сплавом происходит: кто-то считает, что сказываются условия хранения, кто-то - что сказываются условия на производстве, кто-то склоняется видеть причины в совокупности факторов.
Однако, такие процессы характерны для части масштабных моделей, выпущенных на разных предприятиях по всей планете. Лучшим из решений вижу разработку и выпуск моделей из таких материалов, которые в меньшей мере подвержены распаду. Некоторые моделисты уже освоили изготовление 3D-реплик модельной классики. Я думаю, что именно за ними будущее.
Этот «Москвич» в хорошей компании. Буду наблюдать.
Общая информация
Заводское обозначение масштабной модели: Москвич-403
Фактическое обозначение прототипа: Москвич-403ИЭ
Год выпуска модели: 2005
Масштаб: 1:43
Сделано в России
Благодарю за внимание!
Лайки, комментарии, подписка на Ваше усмотрение.
*упомянутая статья:
#москвич #мзма #азлк #хобби #коллекционирование