Найти тему
ВЕДОМОСТИ

Финграмотность пока не для цифровых финансовых активов

Российский рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) только зарождается, но проводить ликбез как для потенциальных инвесторов-физических лиц, так и для самих финансовых просветителей, о сути нового на рынке инструмента стоит уже сейчас наравне с просветительской работой для эмитентов. Ассоциация развития финграмотности, учрежденная ЦБ, СРО и крупнейшими финансовыми группами, провела небольшой опрос среди волонтеров и экспертов.

«Ожидаемо, тема ЦФА даже для них – достаточно новая и не сильно понятная», – делится генеральный директор ассоциации Вениамин Каганов.

В проекте ассоциации «Профит» волонтерами выступают профессиональные финансисты, поэтому информированных людей, понимающих и экономический смысл, и технологическую основу, и регулирование больше, говорит Каганов. Но в целом финансовые просветители сами нуждаются в информации о том, что это такое, зачем и как с этим работать, тем более, что спрос со стороны аудитории, по их словам, на такие знания есть, резюмирует эксперт.

«Трудности перевода» ЦФА

Недостаточность информирования о цифровых финансовых активах – один из барьеров развития рынка, говорит представитель ассоциации развития финансовых технологий (АФТ). И задача его участников, в том числе и АФТ – рассказывать потенциальным инвесторам и эмитентам о преимуществах ЦФА, считает он.

Сейчас тема ЦФА понятна очень узкому кругу специалистов, которым совершенно точно не до просветительской работы, считает Каганов. «Нам самим предстоит осмыслить тему и «упаковать» эти смыслы в понятную гражданам оболочку», – отмечает он.

Одна из главных проблем в направлении финграмотности – необходимость одновременно хорошо разбираться в технологиях (особенно блокчейн и смарт-контрактах), структурировании финансовых активов и иногда даже инвестиционной стратегии организации, говорит руководитель лаборатории блокчейн и финтех школы управления «Сколково» Егор Кривошея. При сложности области и небольших объемах рынка это делает подготовку таких специалистов затруднительной, полагает он.

По мнению Каганова, в первую очередь стоит обучать самих просветителей.

Самым разумным эксперту представляется использовать возможности Сбербанка и Мосбиржи (через НРД), поскольку они являются аккредитованными Банком России площадками по выпуску и обращению ЦФА (биржа является также единственным оператором обмена – «Ведомости»). То есть, создать обучающий курс и комплект материалов для тех, кто будет работать непосредственно с гражданами, предлагает Каганов. Далее, по его мнению, стоит включать эту тему по максимуму в повестку всех мероприятий, которые проходят по линии финграмотности, в первую очередь – в регионах.

Один из приоритетов новой государственной стратегии развития финграмотности – именно инвестиционная грамотность граждан с акцентом на взрослую, экономически активную аудиторию.

Ассоциация также готова оказывать ресурсную поддержку инициативных проектов и программ по финансово-инвестиционной грамотности с последующей добровольной аккредитацией объектов финансовой грамотности, говорит Каганов. «Такой своего рода «знак качества», маркировка полезного и безопасного контента», – рассуждает он.

Что уже делают игроки

Масштабных и отдельных проектов, которые бы были нацелены именно на развитие финграмотности конкретно в ЦФА, пока не так много. На базе АФТ создана рабочая группа, участники которой разрабатывают инициативы по развитию рынка и запущен портал, на котором собрана методическая и нормативно-правовая база ЦФА, примеры успешных выпусков и мнения участников, а также описана инфраструктура рынка, делится представитель ассоциации.

На портале «Финансовой культуры» Банка России есть материал о технологии блокчейн и ее использовании в финансах.

Первой российской компанией, которая ввела масштабную мотивационную программу для сотрудников в ЦФА в апреле, стал «Норникель». «Цифровой инвестор» подразумевает, что работники получают ЦФА, привязанные к рыночной стоимости акций «Норникеля» на Мосбирже. Цена одного ЦФА в виде токена под названием minetoken равна стоимости одной акции. Продать токен нельзя будет в течение первого года владения – это так называемый lockup-период.

Это нужно для того, чтобы сотрудники «пожили с активами», говорил президент «Норникеля» Владимир Потанин.

Уже более 40 000 работников «Норникеля» получили токены. К концу марта следующего года все сотрудники, у которых есть право на участие в программе (работают более года на 1 января 2023 г.), получат ЦФА, говорит вице-президент «Норникеля» по кадровой политике Дарья Крячкова.

Под мотивационную программу «Норникель» запустил отдельный сайт с памятками и видео-роликами и приложение, в котором можно пройти обучение: компания разработала специальный образовательный модуль, который сотрудники могут пройти онлайн, запустила серию вебинаров с экспертами рынка на тему финансовой грамотности и инвестиций, рассказывает Крячкова. Также работают горячие линии, которые отвечают на вопросы сотрудников, помогают зарегистрироваться в необходимых приложениях. Кроме того, отмечает она, компания обучила более 200 HR-специалистов, сделав их экспертами и амбассадорами программы на всех предприятиях «Норникеля».

По словам Крячковой, большинство сотрудников говорят, что им понятна программа, параметры и особенности инструмента, но это происходит не сразу, а по мере прохождения обучения и работы HR-специалистов.