Введение в Нижегородской области дифференцированных тарифов на оплату капитального ремонта собственно проблемы капремонта не решит.
Дело в том, что изменение подхода к подсчету средств, которые должны перечисляться гражданами в фонд капитального ремонта, только затушевывает непростую ситуацию в этой сфере, нагнетает еще больше тумана.
Вообще-то все просто, и я не понимаю, почему большинство этого не понимает.
Все, что связано с капитальным ремонтом и вывозом мусора – это неиндивидуализированное оказание услуг. Ремонт проведен – кто дает ему оценку? Да практически сами проводившие и дают. Специальная организация составляет акт, согласно которому деньги перечисляются или не перечисляются. Что мы, не знаем, как это делается?
Индивидуализированная услуга – это когда я могу измерить результат. Я могу, например, измерить, сколько электроэнергии я потратил. Если станет слишком дорого – я задумаюсь о переходе на двухтарифный счетчик, на стирку белья по ночам, когда тариф ниже, на использование свечей, наконец. Но это будут мои решения. (Кстати, несмотря на все старания властей, которые стараются убедить людей в необходимости установки счетчиков расхода воды, результата это не приносит.)
А что мы имеем с капитальным ремонтом? Я, пенсионер, плачу взносы, а для ремонта моего дома назначен срок, который наступит через двадцать лет. Я должен реально платить сегодня за то, что, возможно, будет сделано в отдаленном будущем.
Что касается нижегородского фонда капремонта, то это вообще черная дыра. Можно найти много свидетельств, что его деятельность совершенно неэффективна.
В свое время глава самого эффективного ТСН в Нижнем Новгороде Михаил Швыганов претендовал на пост главы нижегородского фонда капремонта, и у него была совершенно конкретная программа. Но его проигнорировали, не допустили до конкурса и прокатили на выборах, хотя люди собирали за него подписи. Не ценят у нас умных и деятельных людей.
Как говорил один из героев романа Стругацких «Трудно быть богом»: «Нам нужны верные, а не умные».
Поэтому введение нескольких вариантов тарифов способно разве что подправить баланс совершенно неэффективного монстра под названием «Фонд капитального ремонта Нижегородской области».
Тут можно вспомнить недавнюю прямую линию губернатора, где подобные проблемы были в топе тем. И как я помню, ни на один острый вопрос губернатор Никитин так и не дал четкого ответа. Кроме, может быть, отсылки к программе замены «лифто́в».
Если подытожить, мы имеем лишнее подтверждение картины, которая становится все более и более явной. У начальников есть представление о том, как решаются проблемы в городе, – и оно в значительной мере отображается на экране местного телевидения. А есть реальное состояние дел, которое выражает население (и зачастую с использованием ненормативной лексики), которое теперь будет теперь платить дифференцированный – где-то и без того немалый, а где-то еще и повышенный – тариф.
Виктор Лысов, политолог