Найти тему

Мошенники всегда делают ставку на доверчивость

Рано утром нижегородку Елену разбудил звонок с номера 900. Голос из трубки сообщил: «Ожидайте ответа оператора». «Что за чушь? Это они мне звонят», –подумала она и отключила телефон.

Подмена номеров и аккаунтов.

Только потом женщина вспомнила, а спросонья не поняла: звонок шел через известный иностранный мессенджер. Номер 900 был какой-то странный: не с нулями после девятки, а с буквами «О» и звездочкой в конце номера.

– Чтобы обмануть, мошенники ставят в мессенджере аватарку, можно поставить любую, – объясняет «подмену номера» эксперт проекта «За права заёмщиков» Народного фронта, куратор антимошеннической платформы «Мошеловка» Алла Храпунова во время заседания пресс-клуба, организованного Ассоциацией развития финансовой грамотности.

Она напомнила, что с марта 2024 года в полном объеме должна заработать система блокировки звонков с подменных номеров «Антифрод». Сейчас к этой системе уже подключились более 200 российских операторов связи, остальные – более двух тысяч – должны подключиться до марта.

Именно из-за аватарки в мессенджерах, по мнению эксперта, обманываются люди, которым звонит или пишет якобы их начальник (новый вид мошенничества стал распространяться в этом году!). Алла Хрипунова привела пример, как обманули сотрудницу одного из предприятий. Ей позвонил якобы руководитель и сказал: «Беги снимай свой вклад и привози, очень нужны деньги».

– У предприятия женщину уже ждало  такси, водитель отвез ее в банк. И только там его сотрудники смогли убедить женщину, что ее обманывают мошенники, – рассказала эксперт проекта «За права заёмщиков».

По словам Аллы Хрипуновой, расчет аферисты делают на то, что не все работники компаний хорошо знают голос своего руководителя, поэтому искренне верят сказанному. Чтобы связаться с такими сотрудниками, мошенники создают двойник аккаунта босса предприятия, берут его фото и персональные данные: фамилию, имя, отчество.

– На номер телефона в мессенджере (а он другой, не как у руководителя!) большинство из нас не смотрит, поэтому людей убедить удается, – объясняет эксперт. По ее словам, не надо реагировать на такие фейковые звонки и сообщения в соцсетях.

Цель – персональные данные.

Еще одними распространенными в последнее время «пугалками» стали  сообщения об окончании договора с сотовым оператором и срока действия симки. Аферисты звонят от имени, чаще всего крупнейших операторов связи, обращаются к человеку по имени-отчеству, сообщают, что срок договора заканчивается, и просят продлить его удаленно, для чего должны сообщить код, который придет на телефон.

– Так злоумышленники, если вы назовете код, получают доступ либо к личному кабинету на портале госуслуг, либо личному кабинету сотового оператора, – сообщила Алла Хрипунова. – Поэтому надо знать, что и сим-карта, и договор на мобильное обслуживание не имеют срока действия, они бессрочные. И когда вам говорят, что надо продлить сим-карту или договор, – это точно мошенники!

Есть и еще одна уловка, которую и стали эксплуатировать аферисты. Они звонят также от имени вашего сотового оператора и сообщают, что к ним пришел запрос на его смену. Лжеоператор начинает уговаривать абонента остаться, сулит лучшие условия договора. И когда вы соглашаетесь, предлагают назвать код из смс, якобы для того, чтобы отменить заявку. А цель злоумышленников все та же – получить доступ к вашим личному кабинету и персональным данным! Эксперт советует ни при каких условиях и ни в каких случаях не называть кодов из смс!

Кстати, коды из смс могут выманивать и под другими предлогами. Например, чтобы передать срочные документы, которые пришли в МФЦ (многофункциональный центр). Человеку предлагают выбрать либо доставку, либо личное посещение. Якобы подтверждением вашего выбора и должен стать продиктованный вами код из смс. Помните, что это «развод»!

Еще одним из актуальных мошенничеств стало требование о подтверждении персональных данных оператору связи. Само требование законно. Действительно, закон

«О связи» и постановление правительства «О порядке оказания услуг телефонной связи» обязывают мобильных операторов выяснять, кто на самом деле пользуется номером. Но передавать свои персональные данные можно либо через приложение мобильного оператора, либо в его офисе, но никак не по ссылке в мессенджере, как предлагают мошенники. Также по ссылкам они требуют оплатить якобы образовавшуюся задолженность за телефон. И после того, как человек вводит данные карты, с нее «улетают» все имеющиеся на счете деньги!

Закон встает на защиту.

Нижегородцы задают законный вопрос: что государство делает, чтобы уменьшить число афер? По словам Аллы Хрипуновой, 2023 год был очень богат на законодательные инициативы. Во-первых, изменился обмен информацией между финансовыми и правоохранительными органами.

Почему это важно? Если раньше сотрудники МВД жаловались, расследуя то или иное преступление, что банки долго не отвечают, теперь все сведения об операциях, проведенных без добровольного согласия клиентов, будут передаваться туда в режиме онлайн. В свою очередь, МВД будет передавать в базу ФинЦЕРТ Банка России сведения о совершенных противоправных действиях. Банки, имея эти данные, смогут предотвращать мошеннические переводы.

Во-вторых, в первом чтении принят депутатами Государственной Думы России законопроект, который позволит нашим согражданам оформить самозапрет на кредиты и займы. Сейчас, по словам эксперта проекта «За права заёмщиков» Народного фронта, в Думе идут дискуссии по поводу механизма, как этот самозапрет можно будет установить.

– Предполагается, что запрет может быть установлен, например, по виду кредитора (банк или МФО) или по способу обращения за кредитом/займом (дистанционно или в офисе), а также на все или отдельные виды кредитов и займов, – объяснили в Волго-Вятском главном управлении Банка России. – Человек, который пожелал воспользоваться такой опцией, сможет в любой момент ее отменить, если действительно намерен получить кредит или заем. И введение, и снятие самозапрета будет бесплатным, а также неограниченным по числу обращений.

Кроме того, усилить защиту людей от кибермошенников и повысить финансовую ответственность банков по­зволит закон, предусматривающий введение двухдневного «периода охлаждения» при переводах на подозрительные счета. Он вступит в силу 25 июля 2024 года.

Цифры.

Ущерб россиян от действий мошенников в третьем квартале этого года составил 3,6 млрд рублей, что меньше на 11,6 процента по сравнению со средним показателем за предыдущие четыре квартала.

В то же время без согласия клиентов было совершено 288,8 тысячи операций, что на 23 процента больше соответствующего периода.

Важно!

Как распознать мошенника?

Вам звонит незнакомец, пытается вызвать у вас сильные эмоции и присылает СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Игнорируйте!

Незнакомец говорит о возможной потере денег или сверхприбыли. Но сейчас мошенник может вообще не говорить о деньгах! Он просто старается получить доступ к ним или вашим персональным данным.

Надо знать, что реальный сотрудник банка и любых государственных органов не будет просить вас назвать реквизиты или что-то установить на телефон.

Если вас торопят с решением, требуют немедленных действий – прекратите общение!

Светлана Муратова.

]]>