Найти тему
Design Chat

Кинодизайн: будущее в кино, часть II

Евгения Микулина продолжает свой рассказ о дизайне в фантастических фильмах. После Второй мировой войны фильмы позволяли зрителям погружаться в мир антиутопий и даже отправляться в далёкие-далёкие галактики. Но эти странные миры будущего были до нелепого похожи на настоящий мир и его настоящее.

Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд, дизайн костюмов Жан-Поль Готье.
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд, дизайн костюмов Жан-Поль Готье.

Кинодизайн после Второй мировой: будущее как настоящее

Естественно, после Второй мировой войны и первой ядерной бомбардировки тема «войны, которая очистит мир», звучала уже совершенно по-другому и эстетика репрезентации будущего окончательно перестала быть прямолинейной, хотя и не потеряла смыслового противостояния города и деревни как среды «плохой» и «хорошей». Ужасы Второй мировой войны и наступившая после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки эра страха перед атомом не изменили типологию репрезентации будущего. Появление и распространение атомного оружия снабдило человечество новым кошмаром — образом ядерной войны, которая в одну секунду может разрушить существующий мир и вынудить нас строить нечто новое и/или выживать в невозможных условиях. Но это «нечто новое» во всех футуристических фильмах продолжало выглядеть как хорошо знакомое старое: архитектурная среда, противопоставленная естественной природе.

В послевоенную эпоху репрезентация будущего в кино столкнулась ещё с одним интересным аспектом — конкурентным взаимодействием с настоящим предметным миром. Война способствовала необыкновенному скачку технического прогресса. Было разработано огромное количество новых материалов и технологий. Появились вещи и техника буквально «из области фантастики». Пластик позволял наладить массовое производство дешёвых предметов. Телевидение пришло в каждый дом. За короткие десять — пятнадцать лет человек изобрёл и ввёл в повседневный обиход сверхзвуковые самолёты, скоростные магистрали, автоматические кофеварки, электрические швейные машины, синтетические материалы и, наконец, полетел в космос. Будущее наступило — и оказалось не таким экзальтированным, как в текстах футуристов, и не таким страшным, как в «Метрополисе». Будущее и его прежде фантастические приметы стали бытовой реальностью: машина, наливающая вам на заказ кофе, перестала быть выдумкой. Можно сказать, что «комическая» сцена традиционной сценографии вступила на территорию смежных областей: будущее стало настоящим, и в его изображении появился неизбежный реалистический аспект. В этой ситуации художникам кино пришлось непросто: любой «изобретённый» ими фантастический предмет будущего запросто мог оказаться на полке реального магазина одновременно с премьерой фильма и мгновенно морально устаревал. Футуристические фильмы 1960-х годов полны реальных предметов интерьера (техники и мебели), которые дизайнеры кино даже не трудились трансформировать и использовали «как есть». В «Космической одиссее 2001» Стенли Кубрика (1968) и сериале «Звёздный путь» (запущен в 1966 году) в интерьерах стоят кресла и диваны Оливье Мурга.

«2001: Космическая одиссея» (1968), режиссёр Стенли Кубрик, художник-постановщик Джон Хоэзли.
«2001: Космическая одиссея» (1968), режиссёр Стенли Кубрик, художник-постановщик Джон Хоэзли.
«2001: Космическая одиссея» (1968), режиссёр Стенли Кубрик, художник-постановщик Джон Хоэзли.
«2001: Космическая одиссея» (1968), режиссёр Стенли Кубрик, художник-постановщик Джон Хоэзли.
«2001: Космическая одиссея» (1968), режиссёр Стенли Кубрик, художник-постановщик Джон Хоэзли.
«2001: Космическая одиссея» (1968), режиссёр Стенли Кубрик, художник-постановщик Джон Хоэзли.
«2001: Космическая одиссея» (1968), режиссёр Стенли Кубрик, художник-постановщик Джон Хоэзли. Вестибюль уставлен креслами Djinn по дизайну Оливье Мурга, сделанными для марки Airborne, и маленькими столиками Tulip по дизайну Ээро Сааринена для Knoll.
«2001: Космическая одиссея» (1968), режиссёр Стенли Кубрик, художник-постановщик Джон Хоэзли. Вестибюль уставлен креслами Djinn по дизайну Оливье Мурга, сделанными для марки Airborne, и маленькими столиками Tulip по дизайну Ээро Сааринена для Knoll.
«2001: Космическая одиссея» (1968), режиссёр Стенли Кубрик, художник-постановщик Джон Хоэзли.
«2001: Космическая одиссея» (1968), режиссёр Стенли Кубрик, художник-постановщик Джон Хоэзли.
Кадр из сериала «Звёздный путь» (1966-1968), продюсер Джин Родденберри, художник-постановщик Уолтер Джеффрис. В кадре стоят столы Tulip по дизайну Ээро Сааринена для Knoll и реквизитные стулья, переделанные из стульев той же серии.
Кадр из сериала «Звёздный путь» (1966-1968), продюсер Джин Родденберри, художник-постановщик Уолтер Джеффрис. В кадре стоят столы Tulip по дизайну Ээро Сааринена для Knoll и реквизитные стулья, переделанные из стульев той же серии.
Кадр из сериала «Звёздный путь» (1966-1968), продюсер Джин Родденберри, художник-постановщик Уолтер Джеффрис. Стулья офицеров на мостике космолёта — модифицированная модель Tulip по дизайну Ээро Сааринена для Knoll.
Кадр из сериала «Звёздный путь» (1966-1968), продюсер Джин Родденберри, художник-постановщик Уолтер Джеффрис. Стулья офицеров на мостике космолёта — модифицированная модель Tulip по дизайну Ээро Сааринена для Knoll.
Кадр из сериала «Звёздный путь» (1966-1968), продюсер Джин Родденберри, художник-постановщик Уолтер Джеффрис.
Кадр из сериала «Звёздный путь» (1966-1968), продюсер Джин Родденберри, художник-постановщик Уолтер Джеффрис.
Кадр из сериала «Звёздный путь» (1966-1968), продюсер Джин Родденберри, художник-постановщик Уолтер Джеффрис. Стул в каюте — модифицированная модель Tulip по дизайну Ээро Сааринена для Knoll.
Кадр из сериала «Звёздный путь» (1966-1968), продюсер Джин Родденберри, художник-постановщик Уолтер Джеффрис. Стул в каюте — модифицированная модель Tulip по дизайну Ээро Сааринена для Knoll.

В «Солярисе» Андрея Тарковского на космическом корабле имеется стол Tulip по дизайну Ээро Сааринена.

Постер фильма «Солярис» (1971), режиссёр Андрей Тарковский, художник-постановщик Михаил Ромадин. В центре композиции стол Tulip, дизайнер Ээро Сааринен, Knoll.
Постер фильма «Солярис» (1971), режиссёр Андрей Тарковский, художник-постановщик Михаил Ромадин. В центре композиции стол Tulip, дизайнер Ээро Сааринен, Knoll.
«Солярис» (1971), режиссёр Андрей Тарковский, художник-постановщик Михаил Ромадин.
«Солярис» (1971), режиссёр Андрей Тарковский, художник-постановщик Михаил Ромадин.

Кстати, Сааринен, вместе с Арне Якобсеном и Вернером Пантоном, до сих пор прочно лидирует в списке дизайнеров, чьи предметы неизменно оказываются в кино приметами будущего (при этом речь идёт и о фильмах, снятых относительно недавно, например, о фантастическом боевике 1997 года «Люди в чёрном»).

Постер фильма «Люди в чёрном» (1997), режиссёр Барри Сонненфельд, художник-постановщик Том Даффилд. Главные герои сидят в креслах Ovalia Egg Chair, дизайнер Тор Ларсен, Torlan Staffanstorp.
Постер фильма «Люди в чёрном» (1997), режиссёр Барри Сонненфельд, художник-постановщик Том Даффилд. Главные герои сидят в креслах Ovalia Egg Chair, дизайнер Тор Ларсен, Torlan Staffanstorp.
Стол Tulip, дизайнер Ээро Сааринен, Knoll.
Стол Tulip, дизайнер Ээро Сааринен, Knoll.
Стул Panton, дизайнер Вернер Пантон, Vitra и кресло Elda 1005, дизайнер Джо Коломбо, Fratelli Longhi.
Стул Panton, дизайнер Вернер Пантон, Vitra и кресло Elda 1005, дизайнер Джо Коломбо, Fratelli Longhi.
Кресло Djinn, дизайнер Оливье Мург, Airborne.
Кресло Djinn, дизайнер Оливье Мург, Airborne.
Кресло Ball, дизайнер Арне Якобсен, Fritz Hansen.
Кресло Ball, дизайнер Арне Якобсен, Fritz Hansen.
Садовое кресло Egg Chair, дизайнер Питер Гичи, Elastogran и кресло Ovalia Egg Chair, дизайнер Тор Ларсен, Torlan Staffanstorp
Садовое кресло Egg Chair, дизайнер Питер Гичи, Elastogran и кресло Ovalia Egg Chair, дизайнер Тор Ларсен, Torlan Staffanstorp
Стул Tulip, дизайнер Ээро Сааринен, Knoll и кресло Egg, дизайнер Арне Якобсен, Fritz Hansen.
Стул Tulip, дизайнер Ээро Сааринен, Knoll и кресло Egg, дизайнер Арне Якобсен, Fritz Hansen.
Стол Tulip, дизайнер Ээро Сааринен, Knoll.
Стол Tulip, дизайнер Ээро Сааринен, Knoll.
Стул Panton, дизайнер Вернер Пантон, Vitra и кресло Elda 1005, дизайнер Джо Коломбо, Fratelli Longhi.
Стул Panton, дизайнер Вернер Пантон, Vitra и кресло Elda 1005, дизайнер Джо Коломбо, Fratelli Longhi.

Применительно к вопросу проектирования будущего кинодизайн 1960-х, исключительно обаятельный и яркий, был тем не менее периодом стагнации. В плане изображения бытовых предметов (мебели, техники, машин) художники кино отталкивались от того, что делали промышленные дизайнеры, — только чуточку утрировали формы или цвета и обогащали предполагаемые технические возможности, «создавая» вещи вроде круглых прозрачных летающих автомобилей или мгновенно меняющих цвет тканей. Кажется, именно об этом процессе великий кинорежиссёр-футурист Ридли Скотт сказал: «В кино о будущем всё так, как в настоящем, — только чуточку через край». А в плане идеологии и структурного устройства мира будущего кинематографисты продолжали использовать всё ту же тему противостояния города и деревни, что и в «Метрополисе», с позднейшей девиацией относительно обманчивости «идеального города», который лишь притворяется таковым. Один из самых ярких примеров — «Бегство Логана» Майкла Андерсона (1976): там город будущего устроен согласно эстетике 1970-х и выглядит как настоящий стилистический «памятник эпохе».

Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Макет подземного города «в целом»: масштаб декорации показывают шагающие между домами члены съёмочной группы.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Макет подземного города «в целом»: масштаб декорации показывают шагающие между домами члены съёмочной группы.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Квартира главного героя вполне похожа на модный интерьер того времени.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Квартира главного героя вполне похожа на модный интерьер того времени.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Сцена в торгово-развлекательном центре.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Сцена в торгово-развлекательном центре.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Зимний сад торгово-развлекательного центра.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Зимний сад торгово-развлекательного центра.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Церемония «перерождения» жителей города.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Церемония «перерождения» жителей города.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Так город-макет выглядит в фильме.
Кадр из фильма «Бегство Логана» (1976), режиссёр Майкл Андерсон, художник-постановщик Дейл Хеннеси. Так город-макет выглядит в фильме.

Город призван защитить своих жителей от кошмаров постапокалиптического мира (в век атома без этой темы не обходится практически ни один сюжет): всем гражданам говорят, что за границей города физическое выживание невозможно и что им нужно подчиняться строгим правилам распорядка в их полуподземном мире. Он напичкан всеми достижениями прогресса вроде устройств телепортации и мгновенно разогревающейся еды, но плата за эти блага комфорта высока: дабы избежать перенаселения, все жители города по достижении определённого возраста подвергаются процедуре «перерождения». На самом деле их, конечно, убивают, и главный герой фильма разоблачает эту жестокую систему — он сбегает за пределы города, обнаруживает там, само собой, идеальную нетронутую природу и привносит своим согражданам правду и свободу извне. Лживо-комфортабельный тоталитарный город, в котором дети идеально подобранных пар выращивались в пробирках и одежду можно было создать одним нажатием специальной кнопки, оказывается разрушен, и бывшие горожане начинают новую счастливую жизнь на его руинах — на лоне природы.

Компьютерные технологии: новая надежда?

Одной из причин известного эстетического и смыслового кризиса, с которым столкнулись художники футуристических фильмов, было отсутствие в киноиндустрии существенных технологических прорывов, связанных с методикой изображения пространства. За время существования кинематографа в него пришёл звук, цвет и разные изменения формата экрана, но технологии комбинированных съёмок оставались по сути такими же, как в 1920-х, когда Фриц Ланг снимал макеты своего Метрополиса. В 1975 году Джордж Лукас задумал снимать космический боевик «Звёздные войны» и решил, что ему необходимы для этого новейшие компьютерные технологии. Он основал компанию Industrial Light & Magic (ILM), которая стала заниматься разработкой спецэффектов для его космической саги, а затем и для других режиссёров и студий. Первой работой ILM стали «Звёздные войны, эпизод IV: Новая надежда». На сегодняшний день компания имеет одну из самых мощных аппаратных баз для виртуальных съёмок и нелинейного монтажа. В частности, уникальная система Sabre, созданная совместно с Silicon Graphics и Discreet Logic, долгое время не имела себе равных — она позволяет выполнять монтаж, сборку, цветокоррекцию и некоторые эффекты в реальном времени с разрешением до четырёх тысяч строк в кадре.

Гексалогия «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Боевой корабль «Звезда смерти» в процессе строительства. Эскиз.
Гексалогия «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Боевой корабль «Звезда смерти» в процессе строительства. Эскиз.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Пустынная планета Татуин.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Пустынная планета Татуин.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Планета-мегаполис Корусант — столица Республики.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Планета-мегаполис Корусант — столица Республики.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Мостик флагманского корабля Империи.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Мостик флагманского корабля Империи.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Пейзаж планеты Нобу.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Пейзаж планеты Нобу.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Подводное государство гунганов на планете Нобу.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Подводное государство гунганов на планете Нобу.

Появление компьютерных технологий произвело в кино самую настоящую революцию. Технически стало возможным показать на экране буквально всё, что угодно. Никаких границ для работы воображения кинохудожников больше не было и с каждым годом становится всё меньше, поскольку цифровые технологии чрезвычайно динамично развиваются. Но значение первой трилогии «Звёздных войн» в кинокультуре не исчерпывается только введением нового технологического аппарата. Очень важна тонкая смысловая и визуальная трансформация, которую эти фильмы продемонстрировали в подходе к изображению фантастических, непривычных миров. В случае со «Звёздными войнами» нельзя говорить о футуризме и проектировании будущего как таковых, поскольку место действия обозначено как сказочное «давным-давно, в одной далёкой галактике» и как бы не привязано к Земле как к «привычному миру», точке отсчёта и выявления «инакости» других планет, которые нам показывают. Однако на деле дизайнеры «Звёздных войн», возможно впервые в истории кинематографа, визуализировали незнакомые места подчёркнуто контекстуально. Они отказались от новаторства, не стали изобретать ничего невероятного, откровенно цитируют работы предшественников и активно используют образы земной техники, приметы материального мира и образы мировой культуры. К моменту выхода «Звёздных войн» земная реальность стала уже достаточно фантастичной, придумывать что-то более экзотическое было всё равно, что изобретать велосипед. В «Звёздных войнах» граница реального и виртуального мира стала проницаемой, произошла их интерференция. На экран попали вполне узнаваемые предметы, и художественная стилизация почти не искажала их облик и функции.

Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Плавсредство, применяемое на планете Нобу, придумано Лукасом по мотивам ламп Tiffany, которые он коллекционирует.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Плавсредство, применяемое на планете Нобу, придумано Лукасом по мотивам ламп Tiffany, которые он коллекционирует.

Некоторые из этих приёмов были связаны с желанием удешевить съёмочный процесс: так, ряд деталей космических кораблей в фильме — это снятые крупным планом фрагменты компьютерных электронных плат. Мир на экране казался продолжением хорошо знакомого настоящего. При этом Джордж Лукас, не только режиссёр, но и сценарист саги, совершенно сознательно применил к изображаемым им мирам смысловое деление, которое в кино уже давно закрепилось. Положительные герои «Войн», повстанцы, рыцари-джедаи и их союзники эвоки, обитают в естественной среде — в пустыне или лесах.

Гексалогия «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Пустынная планета Татуин. Эскиз.
Гексалогия «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Пустынная планета Татуин. Эскиз.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Стадион для гонок на планете Татуин.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Стадион для гонок на планете Татуин.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Пасторальные пейзажи планеты Нобу.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Пасторальные пейзажи планеты Нобу.
Гексалогия «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Подводное государство гунганов на планете Нобу. Эскиз.
Гексалогия «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Подводное государство гунганов на планете Нобу. Эскиз.

Отрицательные, армия злого императора Палпатина и его генерал Дарт Вейдер, действуют в холодной техногенной среде боевого корабля «Звезда смерти», огромного, как город, и смертоносного.

Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Интерьер корабля Империи.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Интерьер корабля Империи.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Интерьер корабля Империи.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Интерьер корабля Империи.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Интерьер корабля Империи.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Интерьер корабля Империи.

Образ светлого города, за благополучными фасадами которого зреет зло, тоже использован: планета-мегаполис Корусант кажется на первый взгляд оплотом свободы и разума, но на самом деле ею правят бюрократы, и именно в их среде происходит заговор, который даёт толчок всем драматическим событиям саги.

Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Планета Корусант, вид на храм Ордена джедаев.
Кадр из гексалогии «Звёздные войны» (1977 — 2005), режиссёр Джордж Лукас. Планета Корусант, вид на храм Ордена джедаев.

Новый принцип футуристического прогноза — не стараться «придумать» будущее, а сделать его похожим на настоящее, просто чуточку необычное (заявленный дизайном первой трилогии «Звёздных войн» и подкреплённый снятыми после 1999 года ещё тремя частями, рассказывающими предысторию событий) — оказался очень продуктивным. Зрителям нравилось узнавать на экране знакомые вещи и забавляться и изумляться неожиданному контексту, в котором они оказывались.

Примеров такого мягкого контекстуального прогнозирования множество. Ридли Скотт в «Бегущем по лезвию бритвы» (1982) показал будущее Лос-Анджелеса мрачным, но очень убедительным: лихо использовал визуальные цитаты из «Метрополиса» и образы реальности и создал архетип новой антиутопии. По выражению одного из критиков, это «фильм о городе, где всегда ночь, всегда дождь и все надписи на китайском языке» (эта часть прогноза, кстати, сегодня сбывается почти буквально).

Фильм «Бегущий по лезвию» (1982), режиссёр Ридли Скотт, художник-постановщик Дэвид Снайдер. Эскиз уличной сцены.
Фильм «Бегущий по лезвию» (1982), режиссёр Ридли Скотт, художник-постановщик Дэвид Снайдер. Эскиз уличной сцены.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982), режиссёр Ридли Скотт, художник-постановщик Дэвид Снайдер. Реализованная сцена по предыдущему эскизу.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982), режиссёр Ридли Скотт, художник-постановщик Дэвид Снайдер. Реализованная сцена по предыдущему эскизу.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982), режиссёр Ридли Скотт, художник-постановщик Дэвид Снайдер.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982), режиссёр Ридли Скотт, художник-постановщик Дэвид Снайдер.
«Бегущий по лезвию» (1982), режиссёр Ридли Скотт, художник-постановщик Дэвид Снайдер. Эскиз улицы.
«Бегущий по лезвию» (1982), режиссёр Ридли Скотт, художник-постановщик Дэвид Снайдер. Эскиз улицы.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982), режиссёр Ридли Скотт, художник-постановщик Дэвид Снайдер.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982), режиссёр Ридли Скотт, художник-постановщик Дэвид Снайдер.

Георгий Данелия в «Кин-Дза-Дза» (1986) поставил сюжетный знак равенства между далёкой планетой, заполненной ржавой техникой, и позднесоветской действительностью, и сказал открыто: «Между тем миром и нашим нет разницы, обнаружить их сходство — лишь вопрос восприятия».

Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» (1986), режиссёр Георгий Данелия, художники-постановщики Александр Самулекин и Теодор Тэжик.
Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» (1986), режиссёр Георгий Данелия, художники-постановщики Александр Самулекин и Теодор Тэжик.
Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» (1986), режиссёр Георгий Данелия, художники-постановщики Александр Самулекин и Теодор Тэжик.
Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» (1986), режиссёр Георгий Данелия, художники-постановщики Александр Самулекин и Теодор Тэжик.

Ярчайшим примером мягкого визуального контекстуализма в футуристическом кино стал «Пятый элемент» Люка Бессона (1997): там мирно сосуществуют многокилометровые небоскрёбы, пневматическая почта, летающие такси, космический отель, оформленный в стиле постмодернизма, традиционный оперный театр и абсолютно стандартная кофеварка. Во всём этом винегрете учтены реальные прогнозы футурологов, например, о перенаселении (герой живёт в крошечной, почти капсульной квартире), но в картине, которую мы видим на экране, начисто отсутствует страх перед будущим.

Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд. Летающие полицейские машины зависают рядом с «Макдоналдсом»: в будущем некоторые вещи не изменятся, намекает нам режиссёр.
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд. Летающие полицейские машины зависают рядом с «Макдоналдсом»: в будущем некоторые вещи не изменятся, намекает нам режиссёр.
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд. Город застроен домами, похожими на современный Манхэттен, но они в несколько сотен метров высотой.
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд. Город застроен домами, похожими на современный Манхэттен, но они в несколько сотен метров высотой.
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд. Квартира главного героя — крошечное капсульное жильё (такие квартиры уже сегодня есть в Японии). Практически все предметы быта из ХХ века.
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд. Квартира главного героя — крошечное капсульное жильё (такие квартиры уже сегодня есть в Японии). Практически все предметы быта из ХХ века.
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд. Летающий отель «Флостонский рай» похож на лайнер 1930-х, модифицированный в стиле стимпанк.
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд. Летающий отель «Флостонский рай» похож на лайнер 1930-х, модифицированный в стиле стимпанк.
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд.
Кадр из фильма «Пятый элемент» (1997), режиссёр Люк Бессон, художник-постановщик Айра Гилфорд.

Перестав строить воображаемые города и начав отталкиваться от настоящих, кинохудожники создали образы обаятельного, симпатичного, приятного глазу, комфортабельного мира; каким бы странным на вид он ни был, на самом деле это тот же самый мир, что мы знаем и так. Нетрудно заметить, что такой подход противоречит задаче проектирования будущего на экране. Никакого проектирования, собственно, не происходит — дизайнеры кино играют с образами прошлого, материальными или архетипическими, цитируют друг друга и воспроизводят одни и те же штампы. Бесконечные возможности, которые даёт им компьютерная графика, направляются на усиление различных декоративных эффектов, но не используются в качестве инструмента прогнозирования.

Примеров такого творческого «застоя» множество. В фильме Курта Уиммера «Эквилибриум» (2002) показано антиутопическое общество, в котором людей, во избежание лишней агрессии, искусственно лишили эмоций. Естественно, есть повстанцы, которые настаивают на том, чтобы эмоции испытывать. Фильм, созданный с обилием компьютерной графики, собрал все киноштампы, связанные с жанром антиутопии: это и тоталитарная архитектура, в которой обитают власти, и нарочито естественная среда оппозиционного подполья, и темнота с дождём, и символика нацизма и фашизма в оформлении правительственных зданий. По такому же банальному пути пошёл Фёдор Бондарчук, снимая «Обитаемый остров» (2003): планета Саракш, на которой герой-землянин борется с очередным тоталитарным обществом, это всё тот же высотный мегаполис с эстетикой потрёпанного временем ар-деко. Множество выдающихся по качеству и значению футуристических фильмов, таких как «Особое мнение» Стивена Спилберга (2002) и «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона (2006), не совершили, однако, прорывов в области визуального прогнозирования: будущее в них показано лишь как слегка трансформированное настоящее.

Кадр из фильма «Особое мнение» (2002), режиссёр Стивен Спилберг, художник-постановщик Алекс Макдауэлл.
Кадр из фильма «Особое мнение» (2002), режиссёр Стивен Спилберг, художник-постановщик Алекс Макдауэлл.
Кадр из фильма «Особое мнение» (2002), режиссёр Стивен Спилберг, художник-постановщик Алекс Макдауэлл.
Кадр из фильма «Особое мнение» (2002), режиссёр Стивен Спилберг, художник-постановщик Алекс Макдауэлл.
Кадр из фильма «Особое мнение» (2002), режиссёр Стивен Спилберг, художник-постановщик Алекс Макдауэлл.
Кадр из фильма «Особое мнение» (2002), режиссёр Стивен Спилберг, художник-постановщик Алекс Макдауэлл.

Да, у Спилберга и Куарона в будущем другая система скоростных магистралей, но всё те же, ещё во времена «Метрополиса» придуманные, летающие автомобили; чуть больше плазменных экранов, чуть больше электронных устройств и аппаратов виртуальной реальности. Вопрос о последней чрезвычайно важен, поскольку именно с темой распространения медийных технологий связана идеологическая составляющая современных футуристических прогнозов и связанных с ними страхов.

Кадр из фильма «Дитя человеческое» (2006), режиссёр Альфонсо Куарон, художники-постановщики Джим Клей и Джеффри Киркланд.
Кадр из фильма «Дитя человеческое» (2006), режиссёр Альфонсо Куарон, художники-постановщики Джим Клей и Джеффри Киркланд.
Кадр из фильма «Дитя человеческое» (2006), режиссёр Альфонсо Куарон, художники-постановщики Джим Клей и Джеффри Киркланд.
Кадр из фильма «Дитя человеческое» (2006), режиссёр Альфонсо Куарон, художники-постановщики Джим Клей и Джеффри Киркланд.