Найти тему
Классические розы

Знак отличия алеутских тоенов.

Заметка №17

Картина Оскара Вильяма Хольма (1925-2020). Фото из открытых источников.
Картина Оскара Вильяма Хольма (1925-2020). Фото из открытых источников.

С древнейших времен алеуты или унанган, что означает в переводе «прибрежные люди», обосновались на Алеутских островах, островах Шумагина и на юго-западной оконечности п-ва Аляска. Там, в суровых условиях они создали развитую культуру морских охотников, рыболовов и собирателей.

Староста алеутов Иван Суворов в непромокаемой камлейке, в шляпе-козырьке и с гарпуном. Аляска, 1909 г. Фотография из открытых источников.
Староста алеутов Иван Суворов в непромокаемой камлейке, в шляпе-козырьке и с гарпуном. Аляска, 1909 г. Фотография из открытых источников.

Этногенез алеутов вызывает множество дискуссий, пока не очень понятно точное время и пути заселения обозначенных территорий. Все ещё обсуждаются причины антропологических, лингвистических и культурных различий между алеутами восточной и западной части Алеутского архипелага. Множество вопросов вызывают их уникальное развитое искусство, мифология, передовые медицинские знания и традиция бальзамирования усопших.

Алеуты. Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули, 1862 г.
Алеуты. Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули, 1862 г.

Но сегодня мы коснемся лишь одного важного момента алеутской культуры - охотничьей шляпы.

Конические головные уборы алеутов широко известны и поражают искуснейшим образом выделанной формой, полихромной росписью с сюжетными рисунками. В Санкт-Петербурге, в Кунсткамере, есть большая коллекция этих головных уборов алеутской знати.

Алеуты носили эти шляпы во время охоты, праздников и во время торговли с другими народами. Вожди-тоены надевали эти произведения искусства, чтобы внешне не смешиваться с соплеменниками.

Шляпа-козырек, Кунсткамера, XIX век.
Шляпа-козырек, Кунсткамера, XIX век.

Шляпа-козырек, Кунсткамера, XIX век.
Шляпа-козырек, Кунсткамера, XIX век.

Козырек. Кунсткамера, XIX век.
Козырек. Кунсткамера, XIX век.

Деталь козырька. Кунсткамера, XIX в.
Деталь козырька. Кунсткамера, XIX в.

Шляпы были очень дорогими и их могли позволить себе исключительно представители родовой знати. Простые охотники носили козырьки попроще (чугудакс), вожди носили конические шляпы.

Так, одна шляпа могла стоить 3 раба, что дороже стоимости байдарки. ( Да, у алеутов было рабство. После прихода русских мореплавателей в XVIII веке они вошли в эпоху военной демократии, переходя от доклассового общества к классовому, со всеми прелестями имущественного разложения).

Шляпа-козырек. Русская Америка, до 1840-х годов. Кунсткамера.
Шляпа-козырек. Русская Америка, до 1840-х годов. Кунсткамера.

Алеутский деревянный доспех, 1875 г. Национальный Музей естественной истории, США.
Алеутский деревянный доспех, 1875 г. Национальный Музей естественной истории, США.

Кстати, в это же время, среди них начинает развиваться традиция ношения статусных расписных охотничьих шляп. До контакта с русскими мореплавателями и промышленниками, как пишет американская исследовательница Д. Рей, алеуты носили простые кожаные козырьки. По её мнению, это примечательным образом совпадает с изменениями, внесенными русскими в институт вождей - тоенов.

Мужчина в охотничьем костюме. Алеуты. Алеутские острова, остров Умнак, село Никольское. Поступила от Владимира Ильича Иохельсона, снимок сделан 16 апреля 1910 года. Кунсткамера, Санкт-Петербург.
Мужчина в охотничьем костюме. Алеуты. Алеутские острова, остров Умнак, село Никольское. Поступила от Владимира Ильича Иохельсона, снимок сделан 16 апреля 1910 года. Кунсткамера, Санкт-Петербург.

Мало выделявшиеся прежде из среды рядовых членов общины, тоены при русских стали приобретать авторитет и власть; русские награждали их золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. И именно к началу XIX в. относятся многие свидетельства бытования у алеутов богато украшенных и очень дорогих конических головных уборов - знаков отличия тоенов.

Шляпа-козырек. Кунсткамера, XIX в.
Шляпа-козырек. Кунсткамера, XIX в.

Деталь шляпы-козырька. Кунсткамера, XIX век.
Деталь шляпы-козырька. Кунсткамера, XIX век.

Сделать подобную охотничью шляпу было очень трудно, потому что её выдалбливали из цельного куска дерева. Инструменты у алеутов были каменные и костяные, поэтому мастера тратили неделю, чтобы превратить чурбачок в нужную дощечку. Затем заготовку надо было согнуть. Для этого дощечку «проваривали»: клали в сосуд с водой и бросали туда раскаленные камни. Когда пластина приобретала коническую форму, сходящиеся ее края сшивали сухожилиями.

После этого шляпу раскрашивали минеральными и растительными красками. Расписывали узорами, немного напоминающими орнаменты Океании, придавали им зооморфную эстетику. Мне эти шляпы напоминают птиц, как и современному художнику Томасу Стриму (Thomas Stream):

-13

Далее шляпу украшали искусно вырезанными костяными фигурками, изящными пластинками, вставляли усы сивуча. Причём, чем больше усов поднималось на шляпе, тем выше статус обладателя, тем лучше охотник.

В этом дорогом головном уборе отправлялись на китобойный промысел. Не потому что он защищает от солнца, а потому что охота на кита для народа унанган - высокодуховная практика и очень опасный ритуал. Можно и не вернуться. Поэтому, в возможно последний день своей жизни, надо выглядеть хорошо. Китобоев избегали и одновременно почитали за то, что они ходят на столь опасные миссии, от успеха которых зависело благополучие всего общества.

Азат Миннекаев. Из цикла «Люди и духи старой Аляски». Изображена сцена алеутских похорон морского охотника в сидячем положении, с утварью, в пещере, согласно традиции.
Азат Миннекаев. Из цикла «Люди и духи старой Аляски». Изображена сцена алеутских похорон морского охотника в сидячем положении, с утварью, в пещере, согласно традиции.

Материалы:

  • Ляпунова Р.Г. Очерки по этнографии алеутов (конец XVIII - первая половина XIX в.) Издательство: Наука, 1975 г.
  • Удобная парка и странная шляпа. – журнал “Вокруг света” №11, 1976 г.
  • Кунсткамера:
Алеуты