Хочется начать этот текст фразой, ставшей уже основой основ «Блюз – это когда хорошему человеку плохо»
Нет денег, выгнали из дома, хочется любви и достали плохие парни. Тягучая музыка о страдании и бедах.
Блюз оказал огромное влияние на все, не побоюсь этого утверждения, стили музыки. Ярче всего это чувствуется в блюз-роке, R&B, хип-хопе, да и в целом без него бы не было Рок-музыки в её современном понимании.
Народ не особо просвещенный имеет представление только о джазе и его развитии, мы боимся чего-то неизвестного. Блюз рожден от коллективных страданий, мы никогда не узнаем ни чёткой даты ни какого-то конкретного первопроходца, однако первое упоминание о нем датируется 1901 годом, а первой записью является «Dallas Blues» Харта Уайнда (1912г).
Блюзы зародились и ушли в народ с хлопковых полей, выкладки рельс длинных железных дорог, посиделок в дешёвых барах для чернокожих рабочих – джук-джойнтах. Первые блюзы звучали сродни религиозным пениям, иногда даже отсылали к ритуалам вуду.
В лирике чаще фигурируют нюансы сложной жизни главного героя. Ушла жена, закончились деньги, проблемы с полицией. Отдельное значение имеет Highway 61, дорога в целом, выпивка, женщины. По сути проблемы знакомые каждому. Значимую роль в блюзе играют те самые ритуалы вуду, этот мотив прослеживается и в Hoochie Coochie Man (стандарт Вилли Диксона первые исполненный Мадди Уотерсом)
Ключевое для блюза – честность, экспрессия. Это эмоции, которые свойственные всем людям – гнев, любовь, радость, тоска, зависть и тому подобные.
На слуху, как родина блюза, в основном Чикаго. Но на самом деле ей является Новый Орлеан. Дальше Детройд, Мемфис и Техас. Они именуются «Большой пятёркой».
Огромное влияние, как раз, оказал Чикаго. Он вдохнул новую жизнь в умирающий блюз 30-х. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие оказали: Мадди Уотерс, Сонни Бой Уильямсон ||, Вилли Диксон, Хаулин Вулф. Чикагский блюз во многом обязан дельта-блюзу, все вышеперечисленные блюзмены прибыли в Чикаго из Миссисипи в ходе «Великой миграции».
У каждого региона свои атрибуты и особенности, но всё было бы не так красиво без легенды. Для «Клуба 27» еще рано, а для «Перекрестка» самое время!
Перекрёсток – место связи нашего привычного мира и потустороннего. Папа Легба – король перекрёстков и с обращения к нему начинаются все обряды вуду, а они имеют непосредственное отношение к чернокожим жителям Юга Америки.
Легенда о перекрестке разлетелась в частности и благодаря Роберту Джонсону, он сам по себе фигура довольно таинственная. Не мог толком научиться играть на гитаре, пропал, через год объявился богом струн и лепетал о том, как заключил сделку с дьяволом на каком-то перекрестке в обмен на умение играть блюз.
Дискография у него кстати сумасшедшая, но на сколько, мы не узнаем, при жизни ничего записано не было, а после его загадочной смерти в 27 (ого да вау), звукозаписывающие компании издают его записи по своему усмотрению.
В завершение нельзя не упомянуть о великом наследии, коим одарил нас блюз.
Хоть и в первозданном виде его сейчас можно услышать лишь с помощью интернета и редких хороших каверщиков, но отголоски преследуют нас везде и будут делать это всегда.
Блюз и рок-н-ролл пересекли Атлантику и поселились в ушах Англичан, где обрел новый вид – блюз-рок и просто захватил головы европейцев и англоязычное население Британии.
В 60х Америка начала терять тягу к блюзу и рок-н-роллу, но с двух ног влетели Битлы, Ролинги, The Who, The Kinks, The Yardbirds, The Animals, Cream, The Pretty Things, The Small Faces и еще некоторое количество групп. Крутое название у этого дела «Британское вторжение».
Обрывисто заканчивая свой небольшой рассказ, прикреплю несколько фильмов для более глубокого ознакомления с темой.
- «Кадиллак Рекордс» 2008г. Дерлелл Мартин
- «Перекрёсток» 1986г. Уолтер Хилл
- «Братья Блюз» 1980г. Джон Лендис
- Сериал «Блюз» Мартина Скорсезе 2003г. (7 серий от разных именитых режиссеров о развитии блюза)