Найти тему

Узбекистану предложили войти в состав России. Официальный Ташкент категорически против

Оглавление
Узбекские власти выразили озабоченность по поводу заявления депутата Госдумы Захара Прилепина о присоединении территории их страны к России. Нашего посла Олега Мальгинова вызвали по этому поводу в МИД республики. Дипломаты среднеазиатской республики отметили ему, что подобные заявления носят провокационный характер и могут негативно сказаться на отношениях народов.
Фото hook.report
Фото hook.report

ВОЗМОЖНО, НЕПРАВИЛЬНО ИНТЕРПРЕТИРОВАЛИ

Накануне Прилепин заявил, что "искренне стоит" на том, чтобы присоединять территории, откуда в Россию приезжают гастарбайтеры. Он добавил, что "не шутит" и намерен "и далее продвигать тему дезавуирования документации о распаде СССР": "Кто нам запретит после парада в Киеве что-либо сделать полезное на евразийской территории?".

Позднее, комментируя реакцию на свои слова, он заявил: "Распад СССР - не просто трагедия, но и незаконный акт. Однажды мы отменим этот подлый документ. А дальше история сама подскажет, как быть. Надо просто быть готовыми к вызовам времени".

Посол Мальгинов, разъясняя ситуацию, в свою очередь, заявил, что слова Прилепина "даже отдаленно не имеют ничего общего" с официальной позицией российского руководства в отношении Узбекистана. Позже прозвучало заявление МИД РФ. Официальный представитель ведомства Мария Захарова подчеркнула, что высказывания Прилепина об Узбекистане и трудовой миграции в Россию не отражают позицию Москвы.

Писатель Захар Прилепин в Госдуме представляет "Справедливую Россию - За правду". Партию, как известно, возглавляет Сергей Миронов. В пресс-службе политического объединения уверяют, что главный справедливоросс ничего не слышал о заявлении соратника и не знает о такой его позиции. Там допустили, что слова однопартийца просто неверно интерпретировали.

НАМ ЭТО И НЕ НУЖНО

В свое время, еще при царе, Среднюю Азию присоединяли, руководствуясь, в первую очередь, вопросами безопасности – охраны южных рубежей. При становлении Советской власти в регионе сформировали новые государственные образования - союзные республики, которые с распадом СССР неожиданно даже для них самих превратились в самостоятельные государства. Узбекистан оказался одним из них.

Сегодня проблема безопасности границ не менее актуальна, только к ней добавились наркотрафик и распространение терроризма. К тому же, регион является важным логистическим перекрестком между севером и югом, западом и востоком, и его присоединение к России возможно и принесет нам экономические выгоды.

Кроме того, про экономический потенциал постсоветской Центральной Азии говорится периодически - вспомним те же природные ресурсы этих стран. Но, естественно, если бы эти территории, гипотетически, вошли сейчас в состав России (или некоего Союзного государства, ядром которого она была бы), то и вложений в их социальное и инфраструктурное развитие это потребовало бы очень существенных.

Если же говорить о миграции, с чего эти рассуждения об объединении собственно и начались, социокультурная интеграция наших народов в едином государственном проекте способствовала бы решению проблемы, которая отсутствовала в Советском Союзе. Мы знаем, что граждане огромной страны на протяжении всего его существования спокойно перемещались по всей ее территории. Люди могли жить и трудиться, переезжая из региона в регион, не обращая внимания на свое происхождение. Правда, кроме представителей депортированных народов.

Писатель уверен в завершении СВО на условиях России, что приведет к усилению влияния Москвы на евразийском пространстве. Вопросы миграции как таковые в его выступлении затронуты в одной реплике. Возможно, и конкретную страну Прилепин назвал просто как первый вспомнившийся пример постсоветского государства, откуда в Россию пребывают трудовые мигранты. При этом понятно, что МИД Узбекистана в любом случае отреагировал бы.

Гипотетическое объединение России с этой республики действительно может решить проблему миграции. Если это будет движение с двусторонним движением.

В сентябре 2023 года в ходе заседания совместной российско-узбекистанской комиссии на уровне глав правительств премьер Абдулла Арипов упоминал, что сейчас в его стране около 10% школ - с русским языком обучения. И когда Михаил Мишустин предложил, чтобы Россия построила еще несколько школ, где обучение проходило бы по российским программам, узбекистанский коллега воспринял эти слова "с большой благодарностью". Так что расширение охвата тамошних школ, где обучение проходит на русском языке, в ближайшем будущем позволит всем нам стать одной культурно-языковой общностью.

Правда, для решения этих задач, даже если официальный Ташкент согласится на принципиальное увеличение числа школ с русским языком обучения, также потребовались бы значительные вложения со стороны России.

Но давайте все-таки оставаться реалистами. Руководству Узбекистана принципиальный рост влияния Москвы на свое население (даже на культурно-языковом уровне) вряд ли нужен. Максимум, что они в отдаленном будущем готовы будут принять, это нахождение государств постсоветской Центральной Азии в орбите России. Это такой чуть более мягкий гипотетический сценарий объединения с Ташкентом.

В статье использована информация из Свободной прессы